kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия "Чувство вины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия на тему "Чувство вины". Предмет ОРКСЭ, 4 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Чувство вины"»

Конспект занятия на тему «Чувство вины»

Учитель ГБОУ «Школа№2109» Полякова Елена Львовна

Цель занятия: знакомство с определяющими понятиями «Чувство вины»

Задачи:

1.Знакомство учащихся со значением слова «чувства».

2.Развитие способности признавать свои ошибки.

3.Развитие ответственности за свои поступки.

4.Развитие способности выражать собственную точку зрения.

Форма организации занятия: групповая

Оборудование: компьютер учителя, экран, презентация к уроку, карточки с названиями чувств (три набора), карточка «Чувство вины», лепестки со знаками «+», «-», «?», листы с текстом В.Воробьева «Мама» на каждого учащегося, магниты.



Ход занятия.

1.Организация начала занятия.

-Здравствуйте, ребята! Сейчас я буду называть черту характера. Если у кого-то такая черта характера есть, то он должен сказать «И я!» и сесть за парту.

Например, я говорю: «Я-отзывчивая.» Тот, кто считает себя отзывчивым говорит: «И я!» и садится на место.

-Итак, я-аккуратная, жадная, ленивая, заботливая, честная, упрямая, настойчивая, доверчивая, обидчивая, общительная, послушная, смелая, скромная, щедрая … и т.п.

Таким образом, ребята садятся на свои места.

2. Сообщение темы занятия.

-Сейчас я перечислила черты характера, которыми может обладать человек. Но очень часто от характера человека зависят чувства, которые он может испытывать.

Давайте поиграем. Я говорю начало предложения, а вы его заканчиваете.

-Если человек добрый, то он испытывает чувство …? (радости от того, что помогает людям)

-Если человек злой, то скорее всего он часто …? (сердится на людей и самого себя)

-Если человек организованный, то он испытывает чувство …? (радости и удовлетворения от того, что все успевает делать)

-Как вы думаете, какова тема урока? (Чувства человека)

-Правы вы или нет, мы выясним чуть позже!

3. Знакомство с понятием «чувства человека».

-Так что же такое чувства? Накануне я предлагала ребятам заглянуть в словари и найти определение этого слова. Кто готов? (Дети зачитывают свои записи)

На экране (слайд 2)

Чувства (англ. sentiments) – устойчивые эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром. Чувства формируются и вырабатываются в ходе развития и воспитания человека.





4. Распределение слов по группам

-На экране перечислены чувства, которые может испытывать человек в той или иной ситуации. Прочитайте эти слова. Задание: распределите эти слова на две группы.



На экране (слайд 3)

Чувства:

неловкости, радости, вины, симпатии, сострадания, тревоги,

уважения, страха, ярости, гордости, отчаяния, безразличия


Дети работают в группах

(на столах карточки со словами, их надо повесить на доску)

-Что у вас получилось?

-Почему именно так разбили слова на группы? (Предполагается, что дети разобьют слова по признаку «положительные» и «отрицательные» чувства).

Обсуждение выполненной работы.



5. Чтение рассказа.

Слайд 4



- Сегодня на уроке я прочитаю вам рассказ В. Воробьева «Мама», а вы попробуйте ответить на вопрос «Какое чувство испытал Павлик, когда Нина Петровна говорила с ним за ужином?»

В. Воробьев «Мама»

Накрывая утром на стол, мама сказала:
– Что-то не хочется есть, завтракай тут сам, – и ушла на работу.
А вечером мама вернулась какая-то невеселая, села поближе к печке и, поежившись, стала кутаться в теплый платок. На ее лице серой паутинкой лежала тень. На лбу блестели капельки пота, но она почему-то сказала:
– Холодно как… Не протопить ли еще печь?
– Топи, – буркнул Павлик, не поднимая головы от книги. 
Мама, помедлив, тяжело встала со стула и пошла на кухню. Обедал Павлик тоже один: у мамы опять не было аппетита. Пока он уплетал борщ, а потом обожаемые им голубцы, мама сходила за дровами.

Сбросив свою ношу у печки, она долго стояла, не двигаясь, словно в забытьи. Потом проговорила тихо:
– Нездоровится. – И зябко повела плечами. – Прилечь, что ли?
– Приляг, – машинально сказал Павлик, увлеченный чтением.
Убрав со стола, мама легла в постель и попросила сына накрыть ее поверх одеяла шубой.
Громыхнув с досады стулом, Павлик встал и молча исполнил ее просьбу.

От электрического света у мамы почему-то болели глаза. Но Павлик, выслушав ее робкую просьбу, тотчас забыл о ней и снова погрузился в книгу – слишком уж захватывающе развивались события на Таинственном острове.
Наутро мама на работу не пошла. Она все кашляла и сердилась на себя.
– Вот угораздило не вовремя расклеиться, – ворчала она, – конец месяца, отчет… Напутают все там без меня… 
Уже наступил вечер, когда Павлик, счастливый, с коньками в руках подбежал к своему дому. У крыльца стоял «Москвич» с красным крестом на ветровом стекле.
Навстречу Павлику из парадной двери вышел очень полный мужчина в меховом пальто, из-под полы которого виднелась белая полоска халата. В руках у него был черный ящик. Мужчина, кряхтя залез в машину, хлопнул дверцей, будто выстрелил, и «Москвич» умчался, недобро мигнув на повороте кроваво-красным глазком сигнала.
Страшная догадка испугала Павла.

Он вбежал в комнату. В ней стоял полумрак. Пахло спиртом, горелой ватой и какими-то лекарствами.
– Тише, тише, пожалуйста, – услышал Павлик голос соседки Нины Петровны.

Высокая, крупная, она стояла возле кровати. Из-за ее спины Павлик разглядел на подушке мамино лицо. Оно было странно изменившимся, будто чужим.
– Павлуша пришел? – тихонько произнесла мама. – Накормите его.
– Не беспокойтесь, голубушка, лежите. Накормлю. Как же.., – прошептала Нина Петровна, и уже совсем другим голосом сказала Павлику: – Идем!
Павлику стало нестерпимо жаль маму. Он кинулся было к ней, к кровати, но Нина Петровна схватила его за рукав:
– Ты с ума сошел? Ты же холодный, с мороза! Иди на кухню. 
И Павлик, глотая подступившие слезы, вышел. На кухне он стал торопливо снимать с себя куртку, шарф, ботинки.
– Мама выздоровеет? – спросил он испуганным шепотом Нину Петровну, как только она вошла.
– Может, и выздоровеет, – помедлив обронила соседка.
Павлик понял, почему она так сказала. Нина Петровна не раз упрекала маму: «Балуете вы Павлушу, барином растет. Для него дров принести – физкультура, а вы все сами…».
А Павлику она говорила: «Не бережешь мать, попрыгун! Другой-то матери у тебя не будет…».
Мальчик вплотную подошел к Нине Петровне, чтобы заглянуть ей в глаза, сказал торопливо, срывающимся голосом:
– Выздоровеет, выздоровеет!
Чтобы не расплакаться снова, Павлик открыл рот и стал часто дышать.
– Чего это ты, как галчонок, рот открываешь? – насмешливо заметила Нина Петровна, – небось, сегодня не то, чтоб врача вызвать, воды матери не подал!..
Павлик стоял и молчал, опустив голову, готовый вот-вот зареветь.
Нина Петровна накрыла на стол и сказала спокойно, примиряюще: 
– Поди поешь.
Павлик нехотя присел на краешек стула. 
Помолчав, Нина Петровна сказала как бы про себя:
– Воспаление легких у мамы, а все оттого, что не бережется. По воду сама, за дровами сама, везде сама. 
Павлик хотел сказать, что теперь он сам будет все делать, но почувствовал, что от слез ему не удержаться.
– Да ты ешь. Чего вскочил?
Павлик замотал головой и, отворачиваясь от Нины Петровны, боком проскользнул в комнату матери.



6. Обсуждение рассказа. Уточнение темы занятия.

-Кто знает ответ на мой вопрос? (чувство вины)

-Кто уточнит тему нашего занятия? (чувство вины)

Карточка «Чувство вины» вывешивается на доску

- Какая ситуация заставила Павлика испытать это чувство? (болезнь мамы)

-Каким показан Павлик в начале рассказа? (безразличным, невнимательным, грубым)

-Найдите строки, в которых показано безразличие Павлика к своей матери.

-Какое чувство испытал Павлик, когда догадался, к кому приезжала скорая? (Чувство страха). Докажите строчками из текста.

-А какие выражения в тексе передают нам всю тяжесть момента для Павлика? (белая полоска халата, хлопнул дверцей, будто выстрелил; недобро мигнув кроваво-красным глазком сигнала)

- А потом какое чувство испытал мальчик? (чувство жалости к маме). Докажите.

-А когда же Павлик испытал чувство вины? Кто найдет эти строки?

-Как вы думаете, а что усилило чувство вины Павлика? (мать всегда беспокоилась и заботилась о сыне, и даже будучи больной просила накормить сына)

-Да, а какое еще чувство он испытал вместе с чувством вины? (чувство стыда). Найдите это место.

-Как повел себя мальчик, когда Нина Петровна сказала как бы про себя: «Воспаление легких у мамы, а все оттого, что не бережется. По воду сама, за дровами сама, везде сама» (вскочил, проскользнул в комнату матери)

-Зачем? (ему хотелось увидеть маму, ему было страшно за маму и за себя)

-А почему он вскочил? (не мог удержаться от слез)

-А какие слова он не смог произнести из-за слез? (он хотел сказать, что теперь сам все будет делать)

- Сожалеет ли Павлик о своем поведении? (конечно)



- Как вы думаете, чувство вины -это легкое чувство? (нет, человек переживает, он подавлен, испытывает тревогу и напряжение)

Слайд 5

К напряжению или тревоге, которые появляются из-за чувства вины, добавляется и сожаление. Человек сожалеет, что совершил определенный поступок, осознает, что мог поступить иначе.





-Вот теперь у меня к вам такой вопрос. В начале урока вы отнесли чувство вины к отрицательным чувствам. А как вы думаете сейчас? (Выслушиваются ответы детей)

Слайд 6



Главная особенность, которой обладает чувство вины – это осуждение самого себя. У каждого человека есть нравственные правила – не воровать, не лгать, не нарушать обещаний и так далее. Если по какой-то причине человек оступается, не соответствует собственным нравственным правилам, то он старается исправить ситуацию.

Конечно, груз вины довольно тяжел, но и положительное качество в нем тоже присутствует.

-Кто догадался, какое? (Ответы детей)

-Правильно, мы обдумываем, как могли бы повести себя в ситуации, сожалеем о своем поведении. Воспитываем в себе чувство ответственности за свои поступки. Именно сожаление побуждает нас раскаяться. Разве это плохо?



Учитель дает детям возможность перевесить карточку «Чувство вины» на место «положительных» чувств после обсуждения в группах. (может, кто-то решит повесить ее посередине)

Слайд 7

 Чувство вины похоже на знак, на указатель, наставляющий на правильный путь. С помощью этого неприятного, но очень полезного ощущения мы можем отличить добро от зла. Вот и Павлик задумался о своем поведении.

-Как вы думаете, изменится поведение Павлика по отношению к маме? (да)

7.Подведение итогов.

-Что понравилось на занятии?

-Что нового узнали?

-О чем задумались?

Слайд 8

Составление цветочка

-Ребята, предлагаю вам выбрать один из лепестков, для того, чтобы собрать цветок. Лепестки разные. Если вы считаете, что чувство вины-скорее отрицательное чувство, чем положительное, выберите лепесток со знаком «-». Если скорее положительное чувство, то возьмите лепесток со знаком «+». Если затрудняетесь ответить, вам нужно еще подумать, то возьмите лепесток со знаком «?»

Дети собирают цветок, каждая группа свой.

8.Домашнее задание.

-Придумать сказку о чувстве вины и записать ее.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия "Чувство вины"

Автор: Полякова Елена Львовна

Дата: 26.01.2018

Номер свидетельства: 452648

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в книжную страну""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_po_razvitiiu_rechi_v_starshei_gruppe_puteshestvie_v_knizhnuiu"
    ["file_id"] => string(6) "631451"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1684071192"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект родительского собрания «Умеем ли мы прощать» "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-roditiel-skogho-sobraniia-umieiem-li-my-proshchat"
    ["file_id"] => string(6) "132321"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416326240"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект занятия по английскому языку на тему "Colors""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-zaniatiia-po-anghliiskomu-iazyku-na-tiemu-colors"
    ["file_id"] => string(6) "294534"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455651816"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Конспект групповых психокоррекционных занятий, проводимых с родителями детей, имеющих отклонения в развитии " Падари ребенку счастье" "
    ["seo_title"] => string(153) "konspiekt-ghruppovykh-psikhokorriektsionnykh-zaniatii-provodimykh-s-roditieliami-dietiei-imieiushchikh-otklonieniia-v-razvitii-padari-riebienku-schast-ie"
    ["file_id"] => string(6) "195077"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427863938"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "конспект занятия по ОРКСЭ модуль "Православная культура" по теме "Совесть""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiektzaniatiiapoorksemodulpravoslavnaiakulturapotiemiesoviest"
    ["file_id"] => string(6) "268951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450718193"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства