1.Самоопределение к деятельности (оргмомент). Цель: включение учащихся в деятельность на личностнозначимом уровне. 2. Актуализация знаний. Цель: Повторение изученного материала необходимого для открытия нового знания. 3.Постановка учебной задачи. Введение в тему. 4. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 5.Работа в парах. 6.Дидактическая игра «Поймай звук». 7.Физминутка. 8. Знакомство с буквой Ж. 9. Дидактическая игра «Большая-маленькая». 10.Работа с иллюстрацией. Цель: развитие связной речи. 11. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания. 12. Итог урока. 13. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей и класса. . | -- Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения. - Чтобы сегодня у вас всё получилось, нужно приготовить свой организм. Сделаем массаж головы: разотрём ладошки и тёплыми пальчиками помассируем голову. Вымоем руки, стряхнём. Снова разотрём ладошки и погладим ушки, чтобы внимательно слушали. Помассируем край ушей. Отогнём верхний край и отпустим. Опять вымоем руки и стряхнём. Подышим: вдохнём и на выдохе скажем отрывисто «и-и-и-и…». - Какое у вас настроение? -Что пригодится для хорошей работы? Повтор по ленте букв. - На какие 2 группы делятся все звуки и буквы? - Почему согласные живут и на 1-ом этаже и на 2-ом? --Чем они отличаются? - Почему гласные живут на 1-ом и на 2-ом этажах? - А что вы знаете интересного о буквах ш,ч,ь? -А есть ли еще интересные буквы? -Давайте вместе попробуем определить с какими звуками и буквами мы сегодня познакомимся. - Ребята, а вы любите разгадывать загадки? А я очень люблю их загадывать. Отгадайте загадки, если ответ будет правильный, мы узнаем отгадку. (Слайд №1) -Он живет в лесу дремучем, Сам он круглый и колючий. Угадайте, это кто же? Ну конечно, это…(Ёжик). -Узнать его нам просто. Узнать его легко. Высокого он роста И видит далеко. (Жираф). Длинноногий, длинношеий Длинноклювый, телом серый, По болотам ходит-бродит, Там лягушек ищет, ловит. (Журавль). -Как можно назвать всех одним словом?(Подскажет схема) (Слайд»№2). -Произнесите все слова. Чем они все похожи? -Как вы думаете, почему во всех словах есть один и тот же звук? -Определите тему нашего урока -Как бы вы назвали наш урок? -Назовем цели нашего урока. -Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? -Как узнать, какой это звук? (Слайд №3). Составление плана. -Встаньте, возьмите друг друга за руки. Внимательно глядя в лицо товарищу, произнесите первый звук в словах-отгадках – звук [ж]. Определите, как располагаются видимые органы речи в момент его произнесения. -Произнесите этот звук хором и охарактеризуйте его. -Звук [ж]-всегда твердый, мягким не бывает. - Послушаем, как произносится звук в словах. ПРАВИЛА: Я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [ж], хлопайте. Будьте внимательны. Пиджак, рубашка, майка Шарф, жилет, шапка Шорты, бриджи, штаны Брюки, носки, джинсы - Где услышали звук, как он произносится? Как можно назвать одним словом? -Расскажите, что узнали про звук [ж]. -Какой из поставленных целей достигли? -- Про звук мы узнали, можно познакомится и с буквой, с помощью которой он записывается. (СЛАЙД№ 4). -Почему же нет буквы? Я думаю, что жуку будет приятно послушать стишок, а мы немного отдохнём. На лужайке, по ромашкам Жук летал в цветной рубашке: Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо на ветру качаюсь, Низко, низко наклоняюсь. - Вот и буква Ж. На что похожа буква? (СЛАЙД №5) Эта буква широка и похожа на жука. И при этом точно жук издаёт жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С.Я.Маршак) - У нас в комнате тоже есть буквы Ж. Найдите их . - Жук на ромашке оставил нам слоги. Прочитаем их. (СЛАЙД№ 6) - Жук нам показал только одну букву. Но у буквы Ж есть пара (показ карточки Ж, ж) Когда слова начинаются с большой буквы Ж? Проверим ваши знания. Поиграем в игру «Большая -маленькая» ПРАВИЛА: если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны. -Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв. - Ребята, жук нас с буквой познакомил, слоги показал, а как называется жук, мы не узнали. Хотите узнать? Об этом можно прочитать в скороговорке (СЛАЙД№ 7). - В нашей природе много жуков именуемых жужелицами. Почти все они хищники. Охотятся жужелицы в основном ночью. Жук с удовольствием поедает гусениц. Многие люди, найдя у себя в погребе жужелицу, со злостью убивают её, не зная, что она не ест овощей, а наоборот уничтожает их вредителей. Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц бабочек, которыми питаются. Жужелицы приносят большую пользу, уничтожая вредителей леса и сада. -Какой цели мы достигли? -Наш сегодняшний гость – жук очень любит веселиться, особенно играть. -Догадайтесь, о какой игре идет речь? Жмурятся глазки, У кошки у Мурки: Выходите мышки, Поиграем в … -Откройте тетради по печатанию, составим схему к слову «жмурки». -Откройте «Азбуку» на стр. -Рассмотрите иллюстрацию. -Во что играют дети? -Какая погода? Докажите, что прошел дождь. -Как думаете, о чем речь в тексте? -Как зовут мальчика, узнаем, когда прочтем текст. -Прочтите слова на доске: Завязали, разбежались, осторожно. Эти слова встретятся нам в тексте. -Кому из ребят поручим ответственное задание-прочитать этот текст для всего класса? - Правильно ли мы предположили о чем пойдет речь в тексте? -Как зовут мальчика? -Прочитайте текст самостоятельно и озаглавьте его. -Когда у человека есть друзья, ему не бывает скучно. -Прочитаем пословицы о дружбе. - Как вы понимаете их смысл? .-Как назывался наш урок? Почему? Продолжите предложения. (Слайд №8) -Подарите жуку солнышко если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке и все у вас получилось, подарите солнышко того цвета, в названии которого есть звук [ж].А если не совсем довольны своими ответами, солнышко того цвета, в названии которого нет звука [ж]. -На память жук дарит вам свой портрет. К сожалению цветной бумаги не было, поэтому портрет черно-белый. Если вы хотите, закрасьте те части, в которых есть буква Ж.Если не ошибетесь, у вас получится цветной портрет жука и вы увидите какой разной может быть буква Ж. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Гласные и согласные. -На 1-ом живут согласные, обозначающие звонкие звуки. А на 2-ом буквы, обозначающие глухие звуки. -На 1-ом живут гласные, которые обозначают твердость согласных, а на 2-ом гласные, которые обозначают мягкость согласных. -Буква ш-всегда обозначает твердый звук, буква ч-мягкий звук, а буква ь-звука не обозначает. -Мы этого не знаем. Отгадывают загадки. -Сравнивают слова и находят общий звук[ж]. -Мы будем знакомиться с этим звуком. -Звук [ж] и буква Ж. -Урок-открытие нового знания. -Учиться отличать этот звук и букву от других. Учиться читать слоги и слова с этой буквой. Губы немного вытягиваются вперед, зубы сжаты, язычок лежит свободно. -Звук [ж]согласный, т.к при произнесении воздух встречает преграду. Он звонкий, т.к. образован с шумом и голосом. Он твердый, т.к. мы его произносим твердо. -Одежда. Дают характеристику звука. -Познакомились с новым звуком [ж]. Дети расходятся по классу, ищут буквы, заранее спрятанные учителем в разные места. Выполняют движения. Работают со скороговоркой. -Познакомились с буквами Ж,ж. Жмурки. Составляют схемы в тетрадях и на доске. Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы. -Лужа. Высказывают предположения. -Читает хорошо читающий ученик. -Женя. Самостоятельное чтение. Озаглавливание. «Жмурки», «Игра в жмурки», «Осторожно, лужа!» -Если люди дружны, им ничего не страшно. Настоящая дружба сумеет все победить. Дружбу надо беречь. Если друга предал, то уже былую дружбу не вернешь. -Урок –открытие новых знаний. -Дополняют предложения. | Регулятивные; -организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Предметные: -группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков; -узнавать буквы обозначающие гласные и согласные звуки; -оценивать свой ответ и ответы одноклассников. Регулятивные: -уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: -уметь оформлять мысли в устной и письменной форме. Коммуникативные: -сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре. Регулятивные: -осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Коммуникативные: -соблюдать простейшие нормы речевого этикета; -участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные: -проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока. Познавательные: -ориентироваться в учебнике, понимать информацию представленную в виде текста, рисунков. Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; -слушать и понимать речь других. Предметные: -узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки; -читать слова, предложения с изученными буквами. Регулятивные: -уметь оценивать правильность действия на уровне адекватной оценки. Личностные: -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |