Цель: продолжить знакомство с картой звездного неба.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду, ориентироваться по Полярной звезде, использовать различные справочные издания, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока урока по окружающему миру»
МБОУ «Полевобикшикская СОШ» Батыревского района ЧР
Конспект урока
по окружающему миру
Учитель начальных классов:
Камалетдинова М. Ш.
Полевые Бикшики-2017
Тема урока: Звездное небо зимой.
Цель: продолжить знакомство с картой звездного неба.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду, ориентироваться по Полярной звезде, использовать различные справочные издания, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать
Оборудование: учебник А. А. Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир 2 класс 2 часть, рабочая тетрадь, атлас-определитель «От земли до неба», компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
— проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
-ответственно относиться к собственному здоровью
Коммуникативные УУД:
— инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
— использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;
— группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;
— развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы;
— строить монологическую речь в устной форме.
Ход урока
1. Организационный момент
Психологический настрой учащихся
- Здравствуйте, ребята ! Меня зовут Милевша Шайдулловна.
Я очень рада, что сегодня с вами встретилась.
Раскройте свои ладошки, прикоснитесь ладошками и подарите чувство уверенности в том, что у нас сегодня всё получится и мы с хорошим настроением, с новыми знаниями уйдем с урока.
Мир, в котором мы живём, огромен, разнообразен.
Пространству нет ни начала, ни конца, оно беспредельно. Тем и интересно для изучения.
Работа в парах.
- Ребята
- У вас на столах есть карточки. На этих карточках написаны природные явления. Найдите на этих карточках зимние природные явления и запишите на листочках. Работаем в парах .для начала вспомним правила работы в парах. Прочитай Сначала записывает 1 ученик, потом второй. Записывайте в окошко каждый под своим номером (Раунд тейбл). Журчат ручьи. Солнце восходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. Гололедица. На небе легкие облака. Оттепель. Земля покрыта снегом. Солнце светит, но не греет. Опадают листья. Идут дожди. Тепло. Мороз. Ледоход. День длинный. Река покрыта льдом. Изморозь.
И особенно интересные явления совершаются на небе. По небу движутся Солнце и Луна.
А вид звездного неба – это бриллиантовая россыпь множества звезд, который всегда привлекал. завораживал человека. Когда-то очень давно один мудрец сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем.
Михаилу Васильевичу Ломоносову – великому русскому ученому – принадлежат слова, которые идут, кажется, из глубины души каждого из нас, поднявших глаза на звездное небо:
Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна…
Звездное небо – великая книга Природы. Сегодня на уроке мы попробуем научиться её читать.
Ребята давайте вспомним
II. Актуализация знаний
Ребята давайте вспомним 1. Фронтальный опрос - Чем интересны дни 22 и 25 декабря?
- Вы догадались, чему будет посвящен наш урок? (Ответы учеников.)
- И на уроке будем говорить о звездном небе.
А какое сейчас время года? (Зима)
Говорить сегодня на уроке мы будем Звездном небе - зимой
IV.Работа по теме урока 1. Беседа
С древних времен люди наблюдали за звездами на небе и заметили, что в их расположении есть определенный порядок, сохраняющийся постоянно.
Фантазируя, древние астрономы наделяли группы звезд очертаниями людей, предметов, животных. Так появились созвездия– участки звездного неба, где звезды объединены в разнообразные фигуры. Всего на небе 88 созвездий.
В давние -давние времена жила красавица по имени Каллисто. Она рискнула соперничать с богиней Герой – супругой самого главного бога Зевса. Разгневанная Гера отомстила Каллисто: превратила её в медведицу. Долго бродила несчастная медведица по горам, скрываясь от стрел охотников. Но Зевс не дал ей погибнуть. Он навсегда поселил Каллисто- медведицу на небе, превратив её в красивое созвездие.
А теперь давайте откроем учебники и ответим на вопросы (Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 16 учебника.)
- Как вы думаете, изменилось ли положение созвездия Большая Медведица на зимнем небе по сравнению с осенним? (Ответы учеников.) - Вспомните, сколько звезд составляют ковш Большой Медведицы. (7 звезд.) - Изменилась ли «фигура медведицы» на зимнем небе? (Нет, не изменилась.) - Сравните положение Большой Медведицы на небе осенью и зимой. Сделайте вывод. Изменилось положение созвездия. Осенью оно располагалось почти горизонтально «головой» влево, а зимой — «головой» вниз. - Как вы это объясняете? Положение звезд в созвездии не изменилось, а изменилась точка нашего наблюдения, так как Земля движется по орбите вокруг Солнца и мы движемся вместе с Землей, поэтому в течение года видим созвездия с разных позиций.
Шла девица из Питера, несла кувшин бисера, она его рассыпала; никто его не соберет: ни царь, ни царица, ни красна девица. Но есть одна звезда, которая не исчезает с небосвода. Какая это звезда? (Ответ детей Полярная звезда)
Если провести взгляд от стенки ковша Большой Медведицы вверх, найдём Полярную звезду. Это звезда – компас, по которой ориентируются все путешественники: она указывает направление на север. Полярная звезда – это одна из звёзд другого созвездия, тоже похожего на ковш, только меньшего размера.
- Как вы думаете, по какой звезде сверяют путь корабли. (По Полярной звезде.)
Полярная звезда на небе. Полярная звезда давно известна человеку. Это яркая неподвижная звезда, которую видно круглый год из любой точки России. Она помогала астрономам изучать Вселенную, поэты воспевали ее в мифах и слагали о ней легенды. Полярная звезда не самая яркая звезда на небе. Утверждение, что полярная звезда является очень яркой звездой, представляет собой одно из самых распространенных астрономических заблуждений. Многие люди, не слишком знакомые со звездным небом, полагают, что полярная звезда очень яркая, если не ярчайшая звезда на нем.
Это не так! В списке самых ярких звезд неба Полярная находится только на 46 месте.
Она постоянно находится на севере, показывая направление. Путешественники по ней находили дорогу домой и открывали новые земли. Отыскать Полярную звезду на небе просто. Она находится в хвосте другого созвездия — Малая Медведица.
Практическая работа Встаньте лицом к звезде и определите направление на север.
На небе ковшик золотой
Зовут Медведицей Большой.
Секрет — найти, где север, — прост:
По направленью крайних звезд
Прямую линию веди,
Звезду Полярную найди,
Встань прямо, на нее гляди.
И север будет впереди.
(Р. Алдонина)
В Россию имя Полярная пришло из немецкого языка во время правления Петра I. до этого у полярной звезды было другое имя, имеющее, впрочем, тот же смысл, - северная.
- Как определить другие стороны горизонта? Если смотреть на Полярную звезду, то в какой стороне будет запад? (Слева.) - Восток? (Справа.) - Юг? (Сзади.)
V.Физкультминутка
2. Работа по учебнику. На странице 17 учебника - Найдите на схеме Полярную звезду. В какой части ковша Малой Медведицы находится Полярная звезда? (На конце «ручки» ковша.) Если встать спиной к Большой и Малой Медведицам, то на противоположной стороне неба мы увидим самое красивое созвездие зимнего неба – Орион, Зимой небо украшает одно из самых замечательных созвездий – Орион. Оно по форме похоже на бант. Посредине цепочка из трех звезд, расположенных по прямой линии. Это, так сказать, пояс Ориона. Кого же можно себе представить, глядя на яркие звезды? (Ответы детей).
Название Орион – это имя охотника из древнегреческих мифов. Глядя на звезды, не так уж трудно представить себе могучего охотника, поднявшего вверх тяжелую дубину.
Созвездие содержит 209 звезд, видимых невооруженным глазом. Согласно греческим мифам Орион бал сыном бога морей Посейдона. Он был знаменитым охотником, убил много животных и похвалялся тем, что нет на свете животного, которого он не смог бы победить.
Три звезды созвездия Орион так и называются – пояс Ориона. Их на небе разглядеть очень легко. Они яркие и расположены в ряд. Самые яркие звезды этого созвездия – Бетельгейзе (что означает "плечо") и Ригель (что означает "пятка").
Ребята (Учитель использует иллюстрации учебника с. 18). - Рассмотрите схему. Найдите пояс Ориона и звезду Сириус. - Как найти звезду Сириус? (От пояса Ориона провести линию налево вниз.)(относится к созвездию Большой Пес)
- В каком созвездии находится Полярная звезда? (Малая Медведица)
VI.Закрепление изученного материала. Выполнение заданий в рабочей тетради
6. Закрепление изученного материала. Выполнение заданий в рабочей тетради Задание 1 с. 10 - Прочитайте и выполните задание. Задание 3 с. 10 Ответ: если встать лицом к Полярной звезде, то впереди будет север, сзади –юг, слева – запад, справа – восток.
Согласно мифам звездой Сириус стала собака Ориона. Сириус – самая яркая звезда ночного неба. Светит эта звезда в 23 раза сильнее Солнца. Она относится к белым звездам, но нам кажется синей. Иногда, мерцая, Сириус переливается и другими цветами радуги, словно драгоценный камень. В одном из своих стихотворений И.А.Бунин сказал об этой звезде так: «Сириус, дерзкий сапфир, синим горящим огнем…»
VII.Рефлексия (Учитель показывает схемы расположения ковша Большой Медведицы осенью и зимой.) - Угадайте, какое это время года. (Зима – «ручка» ковша опущена вниз.)
Если вы считает, что у вас на уроке все получилось хорошо, не было трудностей с усвоением нового материала и у вас хорошее настроение закрасьте звезду голубым цветом.
Если вы считаете, что не все получилось, вы что - то не все запомнили, но у вас всеравно хорошее настроение закрасьте звезду желтым цветом.
Если вы считаете что не все получилось, все было не понятно и не интересно закрасьте звезду красным цветом.
Закрашиваем звездочки и показываем (Учащиеся работают по вопросу в рубрике «Подумаем!» на с. 19 учебника.)
- Сегодня мы убедились, что в природе столько нераскрытого, непознанного. Познание – это постоянный путь, восходя по которому выше и выше, с каждым шагом видишь больше и дальше. Конца познанию нет, как нет конца пространству и времени, нет конца миру, в котором мы живём.
Наблюдайте! Узнавайте! И тогда будет интересно жить!
VIII.Подведение итогов урока - Чем интересна Полярная Звезда? - Как ее найти на небе? - Прочитаем вывод на с. 19 учебника
Домашнее задание: 1. Прочитайте текст в учебнике с. 16-19, ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» с. 19 2. Выполнить задание 2,4,5 с. 11 в рабочей тетради.