1.Самоопределение к деятельности (орг. момент) | Настрой на работу Давайте настроимся на рабочий лад, улыбнемся друг другу, гостям, ведь улыбка помогает справиться с любой трудной задачей. | Подготовка класса к работе Запись числа и классной работы. | Личностные: эмоциональный настрой на урок. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки а) Какой праздник приближается? Из данных слов: мороз, морозец, холод, морозный – уберите «лишнее» слово, укажите причину, по которой вы исключили его. б) Ребята 4 класса писали сочинение о празднике, и Сережа написал такое предложение: «Я приготовил себе на праздник костюм сниговика» . На какую орфограмму не обратил внимания Сережа? Как проверить? | а) Учащиеся находят однокоренные слова, выясняют, что слово «холод» является «лишним» б) В слове «сниговика» допущена ошибка, так как Сережа не знает правила правописаний безударных гласных в корне. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова «сниговика», подбираем проверочное слово – снег. | Личностные: готовность открыто выражать свои мысли и отстаивать их; Познавательные: анализ слов с целью выделения признаков однокоренных слов; Коммуникативные: работа в группе, так как при таком виде работы возрастает сплоченность учеников. |
3.Обобщение и систематизация знаний | Активизация знаний учащихся. Проводится подготовительная работа к закреплению разбора слов по составу. а) Словарная работа. Данные слова: Емелюшка, сапоги, ведра, простачок, прорубь, дубинка – разобрать по составу и разделить на две группы: с суффиксом и без суффикса. Как вы понимаете значение слова «простачок»? Из какой сказки эти слова? Кто главный герой? На чём он ездил? б) Письмо по памяти. Сапоги, сапожки Бегут по дорожке. Какие правила вспоминаем при написании данного предложения? в) Разбор слова сапожки по составу. г) Работа с фразеологическими оборотами. Когда так говорят? Два сапога-пара; Сапоги каши просят? | а) Разбор слов по составу, объяснение значения слова. Учащиеся отвечают на вопросы. б) Сапоги – словарное слово. Сапожки – парные звонкие и глухие согласные, словарное слово. Бегут – безударная гласная в корне По – предлог, пишется раздельно Дорожке – парные звонкие и глухие согласные, непроверяемая гласная в корне слова. в) Сапож – корень, к – суффикс, и – окончание. г) Ответы детей. | Познавательные: уметь группировать слова по признакам, отвечать на вопросы учителя; Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации | Организация учащихся на исследование проблемной ситуации а) Ребята, как называется место, где человек родился и гражданином которого он является? А что является Родиной для вас? Как называется наша Родина? Составьте словосочетания со словом Родина. б) Запишем предложение со словом Россия: Я живу в России и горжусь этим. 1.Подчеркните главные члены предложения. 2. Подберите синонимы к слову Родина. 3. Подберите антоним к слову Родина. 4. А кто хочет прочитать стихи о Родине? в) Из данных слов: отрезать, отколоть, отучить, Отчизна, отбить – найдите слова с приставкой от- Что такое приставка? Какую роль она выполняет? г) Образуйте однокоренные слова с корнем –дом- с помощью суффиксов. | а) Родина. Село, дом, семья. Россия. Родина прекрасна, любовь к Родине, гордость за Родину, Родина-Мать. б) 2. Страна, Отчизна, Отечество, Мать. 3.Чужбина. в) Отрезать, отколоть, отучить, отбить. Ответы детей. г) Домовой, домик, домишко. | Регулятивные: определить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; Познавательные: наблюдать и делать выводы; Личностные: любовь к Родине, родителям. |
6.Контроль усвоения темы | Организация деятельности по применению полученных знаний. Тесты по разбору слов по составу. | Применение знаний о разборе слов по составу. Индивидуальная работа на карточках | Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, осознать то, что усвоено и что подлежит усвоению. |
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | Организация рефлексии Чем мы занимались на уроке? Что было интересным и что показалось трудным? Кому было интересно на уроке – поднимите зеленый кружок. Кому не очень понравился урок – желтый. Кому урок показался скучным – красный. | Самооценка результатов деятельности. | Личностные: способность к рефлексии собственной деятельности. |