Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 1 классе "Текст и предложение"»
Текст и предложение.
Организационный момент.
1- Встали, повернитесь друг к другу, улыбнитесь!
Тихо мальчики за парту сели,
Тихо девочки за парту сели,
На меня все посмотрели.
II. Самоопределение к деятельности
Сегодня мы с вами на поезде отправимся в путешествие по стране русского языка. Но нам предстоит строить наш поезд самим. И начнем мы с загадки:
Эй, скажите мне друзья,
Что увидеть нам нельзя?
Если мы в ладоши хлопнем,
Или мы ногою топнем,
Догадайся, милый друг,
Значит, мы услышим …(звук). На экране появляется 1 вагон «Звуки».
Корзина идей -звуки
-А что мы знаем о звуках? (Бывают гласные – воздух проходит свободно , и согласные- воздух встречает преграду, согласные парные и непарные, глухие и звонкие, гласные ударные и безударные, Гласные ЕЁЮЯ дают два звука в начале слова, после гласного , после Ъ и Ь, всегда твердые согласные Ж Ш Ц, всегда мягкие Й Щ Ч.)
-Ь и Ъ не дают звука и разделяют согласный с гласным. Ь смягчает согласный.
А теперь еще загадка:
Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом – не молчат,
Нам загадки говорят? (Буквы).
На экране появляется 2 вагончик «Буквы».
Кластер -буквы
-А что мы знаем о буквах? ( их 33 в алфавите, они бывают гласные и согласные, гласные на письме обозначают гласный звук, согласные-согласный, буквы на письме обозначают звуки).
-А что получится, если буквы встанут рядом – согласная с гласной:
Дружат гласная с согласной, составляя вместе…(слог).
На экране 3 вагон «Слоги».
Слайд 3
Карточки - буквы.
-Возьмите карточку - букву из конверта. Гласные встаньте (садитесь), согласные встаньте (садитесь). Кто ещё не вставал? Почему?
- У кого в парах за партой получились слоги?
-Выходят слоги во ро на .
Если слоги станут рядом-
Получаются…(слова).
На экране 4 вагон «Слова».
- Составьте слово. Дети выстраиваются в слово ВОРОНА.
Прочитаем слова на слайде, что общего в этих словах? (Ударение на первый слог и т.д.)
Изучение нового.
А что получается, если слова встанут в ряд по смыслу? (Предложение).
На экране 5 вагон «Предложение».
-А что такое предложение? ( Слова, связанные по смыслу , законченная мысль.)
А теперь внимание!!!
Чтобы наш поезд поехал по стране знаний, нам нужен главный вагон, который будет управлять нашим поездом.
-Посмотрите на наш поезд на экране, что же будет главным вагоном в поезде? Мы сегодня общаемся, говорим, пишем, каким одним понятием-словом называется вся наша деятельность? (РЕЧЬ).
На экране появляется 1 главный вагон «Речь».
Ура! Наш поезд отправляется!
2.Чистописание
Давайте уделим минутку чистописанию
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу. Ребята повторяют все движения.
Я, друзья, от вас не скрою-
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
-Посмотрите, элементы каких букв мы видим с вами?
_В в_______________
Отгадайте загадку
Эту птицу каждый знает, В теплый край не улетает, Эта птица - круглый год Во дворе у нас живет. И чирикает она Громко с самого утра: - Просыпайтесь поскорей. - Всех торопит
(Ответ: воробей)
-Что вы знаете об этой птице?
- Поработаем в парах. Как вы думаете, если хотят сказать, что очень маленький, крохотный, какое можно использовать выражение. Посовещайтесь с соседом (с воробьиный нос) или (стреляный воробей)
- Какое ещё выражение у вас осталось на карточках? Как вы думаете, что оно обозначает? Наш друг словарик нам подскажет это (опытный, бывалый человек)
-- Запишите слово воробей в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в этом слове. Запомните в этом слове сочетание ОРО.
-Откроем учебник на с.10 . Достаньте карточку.
-Прочитайте, записи в учебнике с.10 №1. и запись на карточках
1.Утром выглянуло солнышко. Засверкали сосульки на крышах. Растаяли льдинки на окне. Весело зачирикали воробьи.
Ярко светит весеннее солнышко. На деревьях набухли почки. Весело шумит ручей. Как хорошо весной на улице!
-Как называется данная запись? (текст). Что такое текст? (Предложения, связанные по смыслу на одну тему). Где выражена тема текста? ( в названии)
Дадим название нашему тексту. ( «Весна»).
Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чем отличается текст от группы предложений?
— Из чего состоит предложение? А текст?
— Чем отличаются отдельные слова от предложения?
Дети используют слова:
Мне было интересно …
Мне понравилось на уроке…
Ещё хотел бы узнать…
Я узнал…Я понял…
Проверка знаний. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
На партах лежат карточки с предложениями. Вы читаете предложения, догадайтесь про интонацию и знак препинания в конце. Знаки ручкой вставляете в конце предложения.
1 вариант
-Что ж ты, Ёж, такой колючий…
-Это я на всякий случай…
-Знаешь, кто мои соседи…
-Лисы, волки и медведи…
2 вариант
-Заяц, заяц, чем ты занят…
-Кочерыжку разгрызаю…
-А чему ты, заяц, рад…
-Рад, что зубы не болят…
Проверяем парами друг друга карандашом и исправляем, если есть ошибки.
ИТОГ
-Какие открытия мы делали сегодня на уроке?
-Что такое предложение?
-Как в устной речи при произношении отделяется одно предложение от другого?
-Какие знаки препинания ставятся на письме в конце предложения?
-С какой буквы на письме начинается предложение?
Сегодня все молодцы, хорошо работали. Но особенно хочется отметить работу ….