II. Мотивационный | 1 мин | Так же, как ручей журчит, Наша речь всегда звучит. Как прекрасна! Как жива! Слышим мы её слова: Мама, дом, семья, отец, Мячик, солнышко, скворец- Это главное наследство, Что должны беречь мы с детства! Будем мы родную речь Изучать, любить, беречь! - Чтобы пользоваться языком, т.е. говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их изменять, связывать друг с другом. Слова - это строительный материал языка, из них можно создать прекрасные речевые здания, но чтобы этот материал пустить в ход, нужно уметь им пользоваться. - Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Уже второй год вы изучаете великий русский язык. Вы узнали много важного и интересного. И вот сегодня я приглашаю вас отправиться в очень необычное путешествие. Кто хочет попутешествовать? - Отлично, я беру всех. | Поднимают руки | Личностные УУД – действие смыслообразования (интерес, мотивация); формирование желания выполнять учебные действия Коммуникативные УУД - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос | Опрос Чтение стихотворения Наглядный - презентация |
III. Актуализация знаний | 6 мин | - Ребята, нам в пути будет нужно преодолеть много трудностей: горные кручи; волны и метель. Поэтому нам необходимо с вами потренироваться в письме. - Откройте тетради. Запишите дату. Девятнадцатое ноября. Классная работа - Ребята, посмотрите на написание букв (на доске прописаны соединения ом, ол). Скажите, где они соединяются? - Как вы думаете, почему они соединяются снизу? - Пропишите в тетради эти соединения. В первой строке ом, во второй ол. - Никто не передумал идти в путешествие? - Сегодня мы отправимся в удивительный город. Город этот находится в стране под названием «Русский язык». А сам город совсем не маленьким и называется он: СЛОВОГРАД. (На доске появляется красивая надпись, изображающая название города). - Как вы думаете, кто живёт в этом городе? - Правильно, слова. - Мы с вам попали в самый центр города, где стоит очень красивый дом. - В нем живут слова-предметы. Как они называются? - Чем они различаются? - Назовите примеры Имен существительных - Я тоже подобрала примеры. Давайте прочитаем их - Обратите внимание на написание слова «собака». В первом слоге пишем букву о. - Запишите эти слова в тетрадь - Недалеко от дома, где живут слова-предметы стоит ещё один дом. - В нем живут слова-действия. Что это за слова? - Приведите примеры слов-действий. Я тоже подобрала примеры. Давайте прочитаем их - Давайте на следующей строчке запишем эти слова-действия - В городе есть ещё один домик - Посмотрите, какой странный! Как вы думаете, кто же в нём живет? - Верно, это слова-признаки. Что такое слова-признаки? - Назовите примеры Имен прилагательных Я тоже подобрала примеры. Давайте прочитаем их - На следующей строчке давайте запишем, подходящие слова-признаки. - В самом центре города протекает река. Чтобы у жителей города была связь друг с другом, через реку проложен мост. (На доску прикрепляется изображение моста). - Как вы думаете, кто больше всего любит гулять по мосту? - Какие вопросы относятся к словам-предметам? - А к словам-признакам? - Остались слова-действия. Какие вопросы относятся к ним? (Во время ответов над изображением моста можно размещаются соответствующие вопросы) | Открывают тетради. Записывают дату, «Классная работа» - Снизу - Потому что написание букв М и Л начинается снизу Минутка чистописания - Нет - Слова - Имя существительное - Вопросами: кто? и что? Называют примеры Имен существительных - Собака; утро Записывают в тетрадь слова-предметы - Глаголы Приводят примеры слов-действий - Рычит; наступило Записывают слова-действия Предполагают, кто живет в домике - Слова-признаки - Это Имена прилагательные Называют примеры слов-признаков - Злая, морозное Записывают подходящие слова-признаки Высказывают свое мнение - Вопросы - Кто? Что? - Какой? Какая? Какое? Какие? - Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что делали? | Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос Познавательные УУД – структурирование знаний | Опрос Грамматико-орфографическое упражнение Упражнение на развитие мелкой моторики Наглядный - презентация |
IV. Постановка цели урока | 5 мин | - Давайте попробуем составить предложения, с помощью вопросов, гуляющих по мостику и слов, которые мы записали в тетрадь. Составьте предложение со словом собака - Я составила такое предложение. Прочитайте его - Давайте запишем это предложение на доске и в тетради - Давайте зададим вопрос к слову собака - Ребята, а что же мы можем сделать с помощью вопросов? - Конечно. А так как наши вопросы – это мостики, то мы будем проводить мостик от одного слова к другому. - Задайте вопросы к другим членам предложения - Составьте предложение со словом утро - Задайте вопрос к слову утро - Задайте вопросы к другим членам предложения - Ребята, какой мы можем сделать вывод? - Как вы думаете, что мы будет делать сегодня на уроке? | Составляют предложения. - Рычит злая собака - Кто? собака - Мы можем задать вопросы к другим членам предложения Задают вопросы к другим членам предложения Собака (что делает?) рычит Собака (какая?) злая - Наступило морозное утро - Что? Утро - Утро (что сделало?) наступило Утро (какое?) морозное - Все слова в предложении связаны друг с другом - Устанавливать связь слов в предложении | Познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока Регулятивные УУД - целеполагание | Грамматико-орфографическое упражнение Беседа Опрос Наглядный - презентация |
V. Открытие новых знаний | 4 мин | - Ребята, жители города приготовили для нас задания, выполнив их, мы с вами сможем построить свой домик, и жители города нас чем-то вознаградят за новое здание - Посмотрите на первое задание (на слайде) - Прочитайте предложения - Скажите, ребята, правильно ли составлены ли данные предложения? - Почему? - Являются ли данные предложения верными? - Почему? - Что необходимо сделать, чтобы предложения имели смысл? - Как мы можем это сделать? - Составьте предложения - Что мы сделали, чтобы наши предложения «ожили»? - Можем ли мы задать вопросы между словами? - Давайте запишем эти предложения и зададим к ним вопросы. - Задай вопрос к слову кузнечик - А теперь задай вопросы от слова кузнечик к другим словам - Задай вопрос к слову бабочка - А теперь задай вопросы от слова бабочка к другим словам - Можем ли мы сделать вывод, что между словами в предложениях есть связь? | 1. Кузнечик порхать трава. 2. Бабочка прыгать цветы. - Нет - Слова в них не связаны по смыслу - Нет - Потому что слова не связаны друг с другом, высказывания не верны - Заменить в них глаголы (слова-действия) - Мы можем поменять слова-действия в предложения друг с другом или подобрать другие слова - Кузнечик прыгает в траве. / Кузнечик стрекочет в траве. Бабочка порхает над цветами./ Бабочка летает над цветами. - Связали в них слова по смыслу - Да - кто? кузнечик - Кузнечик (что делает?) прыгает. Прыгает (где?) в траве - кто? бабочка - Бабочка (что делает?) порхает. - Порхает (где?) над цветами - Да | Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос Личностные УУД- формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий Познавательные УУД – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, формирование логических операция – анализ, синтез | Грамматико-орфографическое упражнение Беседа Опрос Наглядный - презентация |
VI.Применение знаний | 19 мин | - Мы справились с первым заданием и смогли построить основу дома – фундамент. - Чтобы продолжить строить дом, нам необходимо выполнить следующее задание. Откройте учебник на 71 странице. Посмотрите на 72 упражнение. Прочитайте задание - Будем выполнять упражнение на доске и в тетрадях. Первое предложение пойдет записать … (Имя) - Прочитай первое предложение - С какого вопроса нам необходимо начать? - Найди в предложении слово, которое отвечает на вопрос кто? или что? - Какой вопрос мы можем задать от него? - Нарисуй «мостик» между словами и напиши вопрос над ним - Какой еще можно задать вопрос? - Нарисуй «мостик» между словами и напиши вопрос над ним - Давайте запишем второе предложение. Прочитай его - С какого вопроса нам необходимо начать? - Найди в предложении слово, которое отвечает на вопрос кто? или что? - Какой вопрос мы можем задать от него? - Нарисуй «мостик» между словами и напиши вопрос над ним - Какой еще можно задать вопрос? - Нарисуй «мостик» между словами и напиши вопрос над ним - Запишите третье предложение. Прочитай его - С какого вопроса нам необходимо начать? - Найди в предложении слово, которое отвечает на вопрос кто? или что? - Какой вопрос мы можем задать от него? - Нарисуй «мостик» между словами и напиши вопрос над ним - Какой еще можно задать вопрос? - Нарисуй «мостик» между словами и напиши вопрос над ним - Молодцы! Вы справились и с этим заданием и смогли построить стены дома, окна, двери. - Чего не хватает у нашего дома? - Верно. Чтобы построить последнюю часть нашего дома, нам нужно выполнить еще одно задание. Посмотрите на карточки. Прочитайте задание - Задание вы будете выполнять каждый самостоятельно. Не забудьте указать ваше имя и фамилию. Предложения на карточке: Висит большое яблоко. Мама нести вода. Плывет белый лебедь. Купить Петя пирожное. Растет изумительный ландыш. Продается красивая ваза. Делать уроки ученик. - Ребята, время закончилось. Сдавайте свои работы. - Давайте проверим, какие предложения вы не подчеркнули? (все высказывания на слайде) - Почему эти высказывания не являются предложениями? - Молодцы. И с этим заданием вы справились. Вторую часть задания я обязательно проверю и поставлю вам отметки. За выполненное задание мы можем построить крышу у дома - Ну вот, наш дом построен. Осталось посадить цветы и деревья. Для этого нам предлагают следующее самостоятельное задание. - Давайте прочитаем его - Подумайте, какие предложения можно составить из данных слов, запишите предложение в тетрадь, укажите связь в данных предложениях с помощью вопросов. Кто выполнит данную работу, приступайте ко второму заданию – составить свое предложение и установить в нем связь слов. - Давайте проверим вашу работу. Обменяйтесь тетрадями с соседом. Если вопросы установлены правильно, поставьте рядом с предложением «плюс» - Верните тетрадь соседу. У кого все выполнено правильно? - Поставьте себе отметку «пять» - У кого одна ошибка? - Поставьте себе отметку «четыре» - У кого две и более ошибок? - Вам необходимо очень постараться и разобрать правила еще раз | - Прочитай предложения. Составь схемы. Поставь вопросы к словам в таком порядке: сначала кто? или что?, затем – что делает и какой? какие? - Старые часы тикают. - Кто? или Что? - Часы - Что делают? Тикают Рисует мостик между словами и пишет вопрос - Часы (какие?) старые Рисует мостик между словами и пишет вопрос - Лесной ручей журчит - Кто? или Что? - Ручей - Что делает? Журчит Рисует мостик между словами и пишет вопрос - Ручей (какой?) лесной Рисует мостик между словами и пишет вопрос - Жужжит мохнатый шмель - Кто? или Что? - Шмель - Что делает? Жужжит Рисует мостик между словами и пишет вопрос - Шмель (какой?) мохнатый Рисует мостик между словами и пишет вопрос - Крыши - Прочитай высказывания. Подчеркни только правильно составленные предложения. В подчеркнутых предложениях поставь вопросы между слов Выполняют задание Висит большое яблоко. (что?) яблоко Яблоко (что делает?) висит Яблоко (какое?) большое Мама нести вода. Плывет белый лебедь. (кто?) лебедь Лебедь (что делает?) плывет Лебедь (какой?) белый Купить Петя пирожное. Растет изумительный ландыш. (что?) ландыш Ландыш (что делает?) растет Ландыш (какой?) изумительный Продается красивая ваза. (Что?) ваза Ваза (что делает?) продается Ваза (какая?) красивая Делать уроки ученик. Сдают свои работы - Мама нести вода; Купить Петя пирожное; Делать уроки ученик. - Потому что в них между словами нет связи - 1. Составьте предложения из слов. Запишите получившиеся предложения. Установите связь слов в предложении. Слова: 1. стояло, лето, знойное (Стояло знойное лето.) 2. галка, на, забор, села (На забор села галка.) 3. Коля, загадку, загадал (Коля загадал загадку.) 4. кот, чердак, на, залез (Кот залез на чердак.) 2. Составьте свое предложение и установите в нем связь слов. Проверяют задание по слайду Поднимают руки Поднимают руки Поднимают руки | Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос Регулятивные УУД – планирование; прогнозирование Личностные УУД- формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий Познавательные УУД – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Грамматико-орфографическое упражнение Беседа Работа по карточкам Наглядный - презентация |
VII. Итог урока. Рефлексия. | 2 мин | - И так, ребята, чему мы сегодня научились? - С помощью чего мы это делали? - Какие вопросы мы сегодня задавали при установке связи между слов? - Ребята, какой вывод мы можем сделать о связи слов в предложении? - Наше путешествие подошло к концу. Умея правильно составлять предложения, вы будите иметь правильную, красивую и насыщенную речь. - Жители города очень благодарят вас за постройку такого чудесного дома. Возле него они посадили много чудесных цветов и деревьев. Вы преодолели пока недолгий, но трудный путь и жители города дарят вам в награду знания. Храните этот клад знаний и пополняйте на каждом уроке. И помните: знания – это самое ценное богатство. - Вам понравился урок? - Почему? | - Устанавливать связь между слов в предложении - С помощью специальных вопросов - Кто?, что?, что делал? что сделал?, что сделает?, какое?, какая? Какие? - В предложении все слова связаны между собой Высказывают свое мнение | Познавательные УУД – способность и умение учащихся производить простые логические действия – анализ Коммуникативные УУД –формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос Регулятивные УУД - умение проводить самооценку и взаимооценку выполненной работы | Беседа Самоконтроль Наглядный - презентация |