kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Отличие глагола от других частей речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения и обобщения изученного материала о глаголе. Дети учатся заменять фразеологизмы глаголами в начальной форме. Урок в форме заочной экскурсии по Кремлю и Красной площади

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Отличие глагола от других частей речи"»

Предмет: Русский язык

Тема урока: Отличие глаголов от других частей речи

Тип урока: комбинированный

Цель: учить отличать глаголы от других частей речи

Задачи: образовательные: обобщить знания о глаголе, учить находить нф глагола, понимать смысл образного выражения и заменять его глаголом в нф; Развивающие: развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы, расширять кругозор; воспитывающие: способствовать развитию интереса к урокам русского языка, воспитывать любовь к родному языку, патриотические чувства

Формируемые УУД: предметные – распознавать в тексте глаголы, определять форму глагола; личностные - принимают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; Регулятивные – умение работать с алгоритмом (инструкцией) определения глагола; Познавательные – учить работать с таблицей; осуществлять сравнение и выделять общее и различное; применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями , Коммуникативные – задавать вопросы; формулировать выводы; организовывать инициативное сотрудничество

Оборудование: учебник «Русский язык» 3, презентация, проектор, ноутбук

Форма проведения урока: заочная экскурсия по Кремлю, Красной площади


Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

УУД

Планируемые результаты


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Словесное приветствие


Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять –

Чтобы грамотно писать.

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Улыбнитесь друг другу, чтобы у всех стало настроение хорошим

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем

Л: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.








Актуализация опорных знаний

чистописание


- Сегодня мы отправимся на экскурсию в один старинный город. А вот в какой, вы сейчас сами догадаетесь.

- Послушайте слова и скажите, что их объединяет? - О каком городе идет речь?

Россия, город, столица, Родина, Красная площадь, Кремль

- Правильно, о Москве слайд 1

- Какую букву мы напишем на минутке чистописания? (М)

- Посмотрите на образец буквы М м


Слушают внимательно учителя


Отвечают на вопросы

Пишут узор из строчных и заглавных букв Мм

Л: проявлять старательность.

М: правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради.

П:каллиграфическое написание букв, буквосочетаний

Воспитывать аккуратность, формировать навыки каллиграфии

Словарная работа



Самопроверка по образцу


слайд 2

- Посмотрите на слова на слайде.

Гор..д, ст..лица, Р…сия, М..сква, Род..на

- Запишите их в тетрадь и вставьте пропущенную букву

слайд 3

– Проверьте правильность написанных слов

Город, столица, Россия, Москва, Родина.

- Составьте и запишите предложение о Москве

Москва – столица нашей Родины.


Записывают слова в тетрадь



Проверяют правильность записанных слов по образцу

Записывают предложение

Л: контролируют свои действия.

П: запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы.

Развивать грамотность, орфографическую зоркость.

Знакомство с новыми словарными словами

слайд 4 -5 Кремль

Сердцем Москвы считается древний Кремль. Кремлем называется центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями. Сначала вся Москва умещалась в стенах Кремля. Стены его первоначально были деревянные, потом белокаменные, а в 15 веке были сложены из крепкого красного кирпича. По верху стены венчают двурогие зубцы.

слайд 6 Красная площадь

Мы с детства запомнили эти слова,

И нету прекрасней и проще

Для города имени – город Москва,

Для площади – Красная площадь.

- Как вы думаете, почему ее так называют?

Слово «красная» прежде означало «красивая». Вероятно, каждый согласится, что площадь вполне оправдывает данное ей название.

Слайд 7 Красная площадь

Одной из основных версий названий считали происхождение от слова «красивый». Ведь издавна в народе сложились выражения и поговорки, отражающие взгляды того времени. Не одна сказка рассказывала нам о том, как «красная девица» ждала у окошка принца, а «красным углом» считался тот, где хозяйка ставила иконы. Именно это имели в виду наши предки, употребляя слово «красный».

Записывают слово в словарик










Слушают внимательно учителя


Отвечают на вопросы



Записывают слово в словарик


П: запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы

Развивать грамотность, орфографическую зоркость.

Определение темы и задач урока


- За время нашей экскурсии нам нужно обобщить знания об одной части речи.

-Что это за часть речи вам нужно отгадать:

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет

Чертит, пишет иль поет,

Он лицо имеет, время

Нам с тобой он верно служит,

С другими частями речи дружит! (глагол)

- Сформулируйте тему нашего урока

- Какие задачи нам нужно решить сегодня на уроке?



Слушают внимательно учителя


Отвечают на вопросы


Называют тему урока и самостоятельно формулируют задачи урока


М: развитие словарного запаса, устной монологической речи.

П: Определяют отличие глагола от других частей речи, различают части речи.

Развивать речь детей.

 

 

 

Обобщение знаний о глаголе

работа по таблице «Глагол», фронтальный опрос

Проводит параллель с ранее изученным материалом.


- Что вы знаете о глаголе?

- Что обозначает глагол?

- Как определить, является ли слово глаголом?

- На какие вопросы отвечает?

- Как изменяется?

- Как определить лицо глагола?

- В каком времени могут стоять глаголы?

- Как изменяются глаголы в настоящем времени?

- Чем глагол обычно является в предложении?

- Как подчеркивается в предложении?

Слушают внимательно учителя


Отвечают на вопросы


Л: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.


Актуализировать знания детей о частях речи.

Ознакомление с новым материалом

Знакомство с историческими названиями Красной площади














Выборочный диктант

- А знаете ли вы, что раньше Красная площадь называлась совсем по-другому.

- Как? (Торг, Пожар, Троицкая)

- Можете ли вы предположить, почему ее называли ПОЖАР?

- В старину большинство построек в городах были деревянными и поэтому часто случались пожары. Район площади не был исключением. Именно из-за частых огненных трагедий площадь стали называть Пожар.

- Также ее называли Троицкой площадью в честь церкви Святой Троицы, находящейся неподалеку.

- А почему площадь раньше называлась “Торг”? (Там стояли торговые ряды)

- Послушайте, как об этом сказал великий писатель, поэт Михаил Юрьевич Лермонтов:

Кипит грязная толпа, блещут ряды лавок, кричат разносчики, суетятся булочники у монумента, воздвигнутого Минину; гремят модные кареты, смеются модные барыни… всё так шумно, живо, неспокойно”.

- Я прочитаю ещё раз, а вы выпишите глаголы.

- Определите время записанных глаголов.

- В каком времени стоят глаголы?

Кипит - нв р, мн ч 3 л

Блещут - нв р, мн ч 3 л

кричат - нв р, мн ч 3 л

Гремят - нв р, мн ч 3 л



Отвечают на вопросы




























Выписывают глаголы.

Определяю время записанных глаголов. (один ученик работает на доске)

М: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

П: повторяют понятия «лицо», «время», «число» глагола

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.

Применение полученных знаний

Повторение о неопределенной форме глагола

- Как называется начальная форма глагола?

- Что вы можете о ней рассказать?

- Почему ученые назвали ее неопределенной формой?

Начальной формой быть приятно,

Начало лучше, чем конец.

Ко мне летят лишь 2 вопроса,

В них смысл всей жизни для меня.

Я про лицо вам дам ответ:

Его не видели ни разу,

Его, по – видимому, нет.

Всегда по горло делом занят,

Нет времени!

Так где же взять?

Тому, кто этого не знает,

Начальной формы не понять!

- Какую орфограмму мы должны помнить, записывая глаголы в нф?

Дают ответы на вопросы.













Формулируют правило

П: строят рассуждение; строят речевое высказывание в устной форме.


Обобщить знания о н.ф.


Замена фразеологизмов – глаголами в неопределённой форме

- В русском языке есть такие устойчивые сочетания, которые возникли давно, но и сейчас мы их употребляем в речи. Называются они – фразеологизмы. Замените такие словосочетания глаголами в неопределённой форме.

Слайд 8 – 12

Держать язык за зубами (молчать)
Повесить голову (грустить)
Зарубить на носу (запомнить )
Бить баклуши (бездельничать)
Задирать нос (воображать)


Подбирают к фразеологизмам глаголы в н.ф.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Закрепление значения фразеологизмов, их замена глаголом в н.ф.

Знакомство с новым выражением

Слайд 13 Колокольня Ивана Великого

На территории Кремля есть колокольня Ивана Великого. Куда ни пойдешь по улицам и переулкам старой Москвы, отовсюду увидишь золотую шапку Ивана Великого.

По высоте эту баню можно сравнить с 25этажным домом, и долгие годы она оставалась самым высоким зданием в Москве.

На площади, примыкающей к колокольне Ивана Великого, которая называется Ивановской, всегда было очень шумно, т к она была деловым центром Москвы. Газет в те времена и в помине не было. Чтобы сообщить народу какую – либо новость, глашатый, забравшись на колокольню, должен был читать грамоту зычным голосом. Если же шум толпы не утихал, глашатый начинал истошно кричать. С того времени повелось выражение

Слайд 14 ЮУКСВОНАВИ ЮСВ ОВ ЬТАЧИРК

Слайд 15 Кричать во всю Ивановскую

- Запишите этот фразеологизм в тетрадь

- Что же означает это выражение?

- В какой форме употреблен здесь глагол? (нф)

Слушают внимательно учителя













Расшифровывают запись – работа в парах


П: знакомство с новым фразеологизмом, понимание его смысла









К. работают в парах, договариваются о способах работы

Познакомятся с новым фразеологизмом

Обобщение и систематизация

Работа по учебнику - выполнение № 357


Проверка слайд 16

отшумели шумели шум шумный

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Одной ли части речи эти слова? Почему?

- Что объединяет первые 2 слова? А что различает?

- Есть ли отличия в их значении?

Самостоятельная работа, с последующей проверкой

К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

Сравнивать слова разных частей речи, определение среди них глаголов

Игра “Курьеры”


- Первый почтовый ящик в Москве появился в начале XVIII в. До этого всю корреспонденцию разносили, как вы думаете, кто? (Курьеры или слуги)

- Вот и мы с вами поработаем курьерами. Вот письма, которые надо доставить по адресам. Работают две команды: мальчики и девочки.

- Чья команда быстрее и правильно доставит письма.

(Стоят дома с надписью “настоящее время”, “прошедшее время”, будущее время” и “неопределённая форма»)

На карточках написаны глаголы. Разнесите эти письма по адресам. Но будьте очень внимательны

Кричать летел стук зашелестят веселить свистит скрип постриг въехал загудят

- Проверяем правильность доставки корреспонденции.


Дети выходят к доске и опускают письмо с глаголом в нужный домик

К: участвуют в учебной игре










Р: проверяют правильность выполнения задания

Закрепление времени глагола

Самостоятельная работа


слайд 17 № 360 на оценку первые 3 работы


Дети работают в рабочих тетрадях

Р: принимают и сохраняют задачу.



Подведение итогов

Работа с кроссвордом






























Оценка работы на уроке

- Урок наш подходит к концу. Давайте подведём итог, а для этого решим кроссворд.


1 Изменение глаголов по лицам и числам.

2 Признак глагола, который указывает на то, что действие произошло до момента речи, происходит в момент речи или произойдет после момента речи.

3 Начальная форма глагола.

4 Время глагола, имеющего в своём составе суффикс –л–

5 Время глагола, отвечающее на вопрос что делает?

6 Признак глагола, который есть в любой форме глагола.

7Этот признак есть у имен существительных и прилагательных.

8 Время глагола, отвечающее на вопросы что сделает? Что будет делать?

9 То, что обозначает глагол.

Ответы: 1. Спряжение 2. Время 3. Неопределённая 4. Прошедшее 5. Настоящее 6. 7. Число 8. Будущее 9. Действие

- Над чем мы сегодня работали? – Чему учились?

- Какие задачи ставили на урок?

- Все ли задачи выполнили?

- Оцените свои знания по теме нашего урока, поставив себе отметку на полях тетради

Каждая группа работает на листочках с кроссвордом




























Подводить итоги урока. Анализировать свою деятельность на предмет достижения цели

К. работают в группах, договариваются о способах работы


Л: понимание успешности деятельности


М: умение работать с кроссвордом

Обобщение и закрепление материала в занимательной форме

Домашнее задание


- Запишите задание в дневник

№ 361, № 362


Запись задания в дневниках








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Отличие глагола от других частей речи"

Автор: Парфильева Светлана Александровна

Дата: 27.04.2017

Номер свидетельства: 412108

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Части речи" УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-na-tiemu-chasti-riechi-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "158781"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421783179"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Категория состояния" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-katieghoriia-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "220305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434574812"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока русского языка в 5 классе "Глагол как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "155968"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421341211"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола", 4 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "158360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421737004"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока русского языка на тему "Правописание -тся и -ться в глаголах""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_na_tiemu_pravopisaniie_tsia_i_t_sia_v_ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "435754"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509459173"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства