Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | УУД | Планируемые результаты |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности | Словесное приветствие | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять – Чтобы грамотно писать. - С каким настроением вы пришли на урок? - Улыбнитесь друг другу, чтобы у всех стало настроение хорошим | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем | Л: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. | Организовать детей. Проверить готовность к уроку. |
Актуализация опорных знаний | чистописание | - Сегодня мы отправимся на экскурсию в один старинный город. А вот в какой, вы сейчас сами догадаетесь. - Послушайте слова и скажите, что их объединяет? - О каком городе идет речь? Россия, город, столица, Родина, Красная площадь, Кремль - Правильно, о Москве слайд 1 - Какую букву мы напишем на минутке чистописания? (М) - Посмотрите на образец буквы М м | Слушают внимательно учителя Отвечают на вопросы Пишут узор из строчных и заглавных букв Мм | Л: проявлять старательность. М: правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради. П:каллиграфическое написание букв, буквосочетаний | Воспитывать аккуратность, формировать навыки каллиграфии |
Словарная работа Самопроверка по образцу | слайд 2 - Посмотрите на слова на слайде. Гор..д, ст..лица, Р…сия, М..сква, Род..на - Запишите их в тетрадь и вставьте пропущенную букву слайд 3 – Проверьте правильность написанных слов Город, столица, Россия, Москва, Родина. - Составьте и запишите предложение о Москве Москва – столица нашей Родины. | Записывают слова в тетрадь Проверяют правильность записанных слов по образцу Записывают предложение | Л: контролируют свои действия. П: запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы. | Развивать грамотность, орфографическую зоркость. |
Знакомство с новыми словарными словами | слайд 4 -5 Кремль Сердцем Москвы считается древний Кремль. Кремлем называется центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями. Сначала вся Москва умещалась в стенах Кремля. Стены его первоначально были деревянные, потом белокаменные, а в 15 веке были сложены из крепкого красного кирпича. По верху стены венчают двурогие зубцы. слайд 6 Красная площадь Мы с детства запомнили эти слова, И нету прекрасней и проще Для города имени – город Москва, Для площади – Красная площадь. - Как вы думаете, почему ее так называют? Слово «красная» прежде означало «красивая». Вероятно, каждый согласится, что площадь вполне оправдывает данное ей название. Слайд 7 Красная площадь Одной из основных версий названий считали происхождение от слова «красивый». Ведь издавна в народе сложились выражения и поговорки, отражающие взгляды того времени. Не одна сказка рассказывала нам о том, как «красная девица» ждала у окошка принца, а «красным углом» считался тот, где хозяйка ставила иконы. Именно это имели в виду наши предки, употребляя слово «красный». | Записывают слово в словарик
Слушают внимательно учителя Отвечают на вопросы Записывают слово в словарик | П: запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы | Развивать грамотность, орфографическую зоркость. |
Определение темы и задач урока | | - За время нашей экскурсии нам нужно обобщить знания об одной части речи. -Что это за часть речи вам нужно отгадать: Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает, расскажет Чертит, пишет иль поет, Он лицо имеет, время Нам с тобой он верно служит, С другими частями речи дружит! (глагол) - Сформулируйте тему нашего урока - Какие задачи нам нужно решить сегодня на уроке? | Слушают внимательно учителя Отвечают на вопросы Называют тему урока и самостоятельно формулируют задачи урока | М: развитие словарного запаса, устной монологической речи. П: Определяют отличие глагола от других частей речи, различают части речи. | Развивать речь детей. |
Обобщение знаний о глаголе | работа по таблице «Глагол», фронтальный опрос | Проводит параллель с ранее изученным материалом. - Что вы знаете о глаголе? - Что обозначает глагол? - Как определить, является ли слово глаголом? - На какие вопросы отвечает? - Как изменяется? - Как определить лицо глагола? - В каком времени могут стоять глаголы? - Как изменяются глаголы в настоящем времени? - Чем глагол обычно является в предложении? - Как подчеркивается в предложении? | Слушают внимательно учителя Отвечают на вопросы | Л: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. | Актуализировать знания детей о частях речи. |
Ознакомление с новым материалом | Знакомство с историческими названиями Красной площади Выборочный диктант | - А знаете ли вы, что раньше Красная площадь называлась совсем по-другому. - Как? (Торг, Пожар, Троицкая) - Можете ли вы предположить, почему ее называли ПОЖАР? - В старину большинство построек в городах были деревянными и поэтому часто случались пожары. Район площади не был исключением. Именно из-за частых огненных трагедий площадь стали называть Пожар. - Также ее называли Троицкой площадью в честь церкви Святой Троицы, находящейся неподалеку. - А почему площадь раньше называлась “Торг”? (Там стояли торговые ряды) - Послушайте, как об этом сказал великий писатель, поэт Михаил Юрьевич Лермонтов: “Кипит грязная толпа, блещут ряды лавок, кричат разносчики, суетятся булочники у монумента, воздвигнутого Минину; гремят модные кареты, смеются модные барыни… всё так шумно, живо, неспокойно”. - Я прочитаю ещё раз, а вы выпишите глаголы. - Определите время записанных глаголов. - В каком времени стоят глаголы? Кипит - нв р, мн ч 3 л Блещут - нв р, мн ч 3 л кричат - нв р, мн ч 3 л Гремят - нв р, мн ч 3 л | Отвечают на вопросы
Выписывают глаголы. Определяю время записанных глаголов. (один ученик работает на доске) | М: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. П: повторяют понятия «лицо», «время», «число» глагола | Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. |
Применение полученных знаний | Повторение о неопределенной форме глагола | - Как называется начальная форма глагола? - Что вы можете о ней рассказать? - Почему ученые назвали ее неопределенной формой? Начальной формой быть приятно, Начало лучше, чем конец. Ко мне летят лишь 2 вопроса, В них смысл всей жизни для меня. Я про лицо вам дам ответ: Его не видели ни разу, Его, по – видимому, нет. Всегда по горло делом занят, Нет времени! Так где же взять? Тому, кто этого не знает, Начальной формы не понять! - Какую орфограмму мы должны помнить, записывая глаголы в нф? | Дают ответы на вопросы. Формулируют правило | П: строят рассуждение; строят речевое высказывание в устной форме. | Обобщить знания о н.ф. |
| Замена фразеологизмов – глаголами в неопределённой форме | - В русском языке есть такие устойчивые сочетания, которые возникли давно, но и сейчас мы их употребляем в речи. Называются они – фразеологизмы. Замените такие словосочетания глаголами в неопределённой форме. Слайд 8 – 12 Держать язык за зубами (молчать) Повесить голову (грустить) Зарубить на носу (запомнить ) Бить баклуши (бездельничать) Задирать нос (воображать)
| Подбирают к фразеологизмам глаголы в н.ф. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. | Закрепление значения фразеологизмов, их замена глаголом в н.ф. |
Знакомство с новым выражением | Слайд 13 Колокольня Ивана Великого На территории Кремля есть колокольня Ивана Великого. Куда ни пойдешь по улицам и переулкам старой Москвы, отовсюду увидишь золотую шапку Ивана Великого. По высоте эту баню можно сравнить с 25этажным домом, и долгие годы она оставалась самым высоким зданием в Москве. На площади, примыкающей к колокольне Ивана Великого, которая называется Ивановской, всегда было очень шумно, т к она была деловым центром Москвы. Газет в те времена и в помине не было. Чтобы сообщить народу какую – либо новость, глашатый, забравшись на колокольню, должен был читать грамоту зычным голосом. Если же шум толпы не утихал, глашатый начинал истошно кричать. С того времени повелось выражение Слайд 14 ЮУКСВОНАВИ ЮСВ ОВ ЬТАЧИРК Слайд 15 Кричать во всю Ивановскую - Запишите этот фразеологизм в тетрадь - Что же означает это выражение? - В какой форме употреблен здесь глагол? (нф) | Слушают внимательно учителя Расшифровывают запись – работа в парах | П: знакомство с новым фразеологизмом, понимание его смысла К. работают в парах, договариваются о способах работы | Познакомятся с новым фразеологизмом |
Обобщение и систематизация | Работа по учебнику - выполнение № 357 | Проверка слайд 16 отшумели шумели шум шумный - Что вы можете сказать об этих словах? - Одной ли части речи эти слова? Почему? - Что объединяет первые 2 слова? А что различает? - Есть ли отличия в их значении? | Самостоятельная работа, с последующей проверкой | К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное) | Сравнивать слова разных частей речи, определение среди них глаголов |
Игра “Курьеры” | - Первый почтовый ящик в Москве появился в начале XVIII в. До этого всю корреспонденцию разносили, как вы думаете, кто? (Курьеры или слуги) - Вот и мы с вами поработаем курьерами. Вот письма, которые надо доставить по адресам. Работают две команды: мальчики и девочки. - Чья команда быстрее и правильно доставит письма. (Стоят дома с надписью “настоящее время”, “прошедшее время”, будущее время” и “неопределённая форма») На карточках написаны глаголы. Разнесите эти письма по адресам. Но будьте очень внимательны Кричать летел стук зашелестят веселить свистит скрип постриг въехал загудят - Проверяем правильность доставки корреспонденции. | Дети выходят к доске и опускают письмо с глаголом в нужный домик | К: участвуют в учебной игре Р: проверяют правильность выполнения задания | Закрепление времени глагола |
Самостоятельная работа | слайд 17 № 360 на оценку первые 3 работы | Дети работают в рабочих тетрадях | Р: принимают и сохраняют задачу. | |
Подведение итогов | Работа с кроссвордом Оценка работы на уроке | - Урок наш подходит к концу. Давайте подведём итог, а для этого решим кроссворд. 1 Изменение глаголов по лицам и числам. 2 Признак глагола, который указывает на то, что действие произошло до момента речи, происходит в момент речи или произойдет после момента речи. 3 Начальная форма глагола. 4 Время глагола, имеющего в своём составе суффикс –л– 5 Время глагола, отвечающее на вопрос что делает? 6 Признак глагола, который есть в любой форме глагола. 7Этот признак есть у имен существительных и прилагательных. 8 Время глагола, отвечающее на вопросы что сделает? Что будет делать? 9 То, что обозначает глагол. Ответы: 1. Спряжение 2. Время 3. Неопределённая 4. Прошедшее 5. Настоящее 6. 7. Число 8. Будущее 9. Действие - Над чем мы сегодня работали? – Чему учились? - Какие задачи ставили на урок? - Все ли задачи выполнили? - Оцените свои знания по теме нашего урока, поставив себе отметку на полях тетради | Каждая группа работает на листочках с кроссвордом Подводить итоги урока. Анализировать свою деятельность на предмет достижения цели | К. работают в группах, договариваются о способах работы Л: понимание успешности деятельности М: умение работать с кроссвордом | Обобщение и закрепление материала в занимательной форме |
Домашнее задание | | - Запишите задание в дневник № 361, № 362 | Запись задания в дневниках | | |