11.Формировать коммуникативные умения: выслушивать мнения других, строить монологические высказывания, участвовать в диалоге, осуществлять самооценку своей работы на уроке.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку по теме «Окончание», учебник Русский язык 1 часть Л.Я.Желтовская, рабочая тетрадь, круг - сигнал.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Мобилизующий этап.
Слайд 1. Назовите буквы. (П,С,Ч.)
Задача: Буквы П, С, Ч живут в 3 разных домиках. Одна – в деревянном, другая – в кирпичном, а третья – в панельном. Буква П живет в кирпичном доме. Буква С не живёт в деревянном доме. В каком доме живут буквы С и Ч?
Слайд 2.(Так как буква П живёт в кирпичном доме, а про букву С сказано, что у неё дом не деревянный, значит остаётся панельный дом. Тогда буква Ч живёт в деревянном доме)
Что объединяет эти буквы? (согласные, обозначают глухие звуки)
Чем различаются? (буквы П,С могут обозначать твёрдые и мягкие звуки, а буква Ч только мягкий шипящий звук)
3.Актуализация знаний.
Сегодня мы познакомимся с новым словом из словаря, которое начинается на один из звуков, которые мы с вами сегодня вспомнили.
Слайд 3. О каком овоще идёт речь в загадке.
Он кусает, только вот
Зубок есть, а где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что это скажи дружок?
(чеснок)
Что помогло угадать, что речь идёт о чесноке?
Слайд 4. Что такое сюртук? Где можно узнать о значении слова?
Сюртук – это длинный двубортный пиджак.
Запишите Словарь: и транскрипцию слова чеснок.
Слайд 5. Дайте характеристику звукам. (Проверка с кругом – сигналом)
Найдите опасное место для гласных. Почему звук [и] является здесь опасным звуком? (Он безударный). Подчеркните опасное место в транскрипции.
Откройте форзац учебника, найдите в орфографическом словаре, какой буквой обозначается этот звук. Поставьте тире после транскрипции, запишите грамотно слово, подчеркните орфограмму, разделите на слоги.
Слайд 6. Назовите одним словом, поставьте запятую после слова чеснок, запишите эти слова в тетрадь.
Соус, приготовленный с добавлением чеснока – чесночный.
Маленький чеснок, назови ласково – чесночок.
Словарь: чеснок, чесночный, чесночок.
Как называются такие слова? Почему? Выделите корень. Что такое корень?
Слайд 7. (правило о корне)
Определим при помощи каких частей слова образовались эти слова?
Слайд 8.
чесночный = чеснок + н
чесночок = чеснок + ок
Какая же часть слова помогла образовать эти слова? (суффикс).
Что такое суффикс?
Слайд 9.
Какая ещё часть слова образует слова с новым значением? (приставка)
Слайд 10.
Посмотрите на нашу группу родственных слов. Есть ли в каком - либо слове части слова, которые мы никак не выделили никаким условным значком?
Как вы думаете, как называется часть слова, которой оканчивается слово?
4.Изучение нового материала.
1) Постановка целей и задач урока.
Слайд 11.
Тема нашего урока Окончание. Исходя из темы, определите цели нашего урока.
1.Узнать, какаячасть слова … (называется окончанием).
3.Узнать, для чего (нужны, служат окончания в слове)
4.Научиться находить … (окончания в словах)
Слайд 12. Прочитайте предложение. Как называется такое предложение? (пословица)
Чеснок да лук – от семи недуг. Что значит недуг?
Недуг – то же, что болезнь. (от разных болезней)
Как вы её понимаете?
2) Наблюдение над языковым материалом.
Слайд 13. За что же ценят чеснок, мы узнаем из текста.
Как вы думаете, какое задание нам нужно выполнить с этим текстом, прежде, чем мы сможем ответить на вопрос? (изменить слова в скобках) Скажите, в скобках нам даны разные слова или одно и то же слово? Приготовьтесь прочитать предложения, поставив слово в скобках в нужную форму.
За что же ценят чеснок?
Выпишем из каждого предложения слово чеснок в той форме, в которой оно употребляется, чтобы получились связные предложения.
Запись на доске мелом: Чеснок, в чесноке, чеснока, чесноком, чесноку.
Определите, чем различаются слова? (последними буквами, концом слов)
Что происходит с этой частью слова на конце? (она может изменяться)
3) Работа над правилом.
Кто догадался, что же такое окончание? (Окончание – это часть слова, которая может изменяться.)
Посмотрите на текст, вспомните, для чего мы изменяли слово чеснок?( Для того, чтобы слова в предложении были связаны)
Откройте учебники, прочитайте правило в рамочке.
Что вы узнали из правила об окончании?
Слайд 14. Что об окончании вы узнали из правила, о чём мы с вами не говорили?? ( Окончание обозначается .)
Выделите окончания в наших словах.
В какой форме слова возникло затруднение с выделением окончания?
Найдите в учебнике на с.92 рубрику «Сундучок знаний», обозначена она ключиком.
На что же нужно обратить внимание? (В слове чеснок окончание – нулевое.)
Что значит нулевое? (не выражено звуками)
Кто догадался, почему такое название? (нуль – пусто, ничего)
Нулевое окончание – это как шапка – невидимка в русских народных сказках. Надел шапку – ничего не видно, снял шапку – а вот он я! Так и нулевое окончание, в одних формах слова окончание не выражено звуками, изменили слово, например, по вопросам – окончание появилось.
Какое же окончание в слове чеснок?
5. Физминутка.
6. Закрепление изученного материала.
1) Работа по учебнику с. 92 Упр.3
Слайд 15.
Найдите в учебнике на с. 92. Упр. 3. Какое задание предлагает учебник?
Чем отличаются вопросы на слайде от вопросов в учебнике? Почему?
Изменить слова по вопросам вам помогут слова – помощники. Измените устно слова волна. Какая безударная гласная будет писаться во всех словах? Почему? Измените слово конь. Какая безударная гласная будет писаться во всех словах, почему?
есть
нет
дал
любуюсь
думаю
что?
кто?
чего?
кого?
чему?
кому?
чем?
кем?
о чём?
о ком?
волна
конь
Запишите в тетрадь в строчку через запятую формы этих слов, окончания выделите.
Слайд 16. Проверим. Покажите результат выполнения работы кругом – сигналом.
Дома точно такое же задание вы выполните с оставшимися двумя словами. Какие слова вы будете изменять по вопросам? (село и степь)
Итак, кто же может сформулировать правило: что надо делать, чтобы найти окончание в слове? (Надо изменить слово по вопросам)
Слайд 17. (Чтобы найти окончание надо изменить слово по вопросам)
А кто запомнил, какие слова – помощники помогают поставить вопрос и изменить форму слова?
А сейчас мы раскроем ещё один секрет: что ещё может нам помочь найти в слове окончание?
2)Работа по учебнику с. 93 Упр. 4.
Найдите в учебнике с. 93 Упр. 4. Прочитайте слова себе, какой частью речи они являются?
Назовите имена существительные, которые обозначают несколько предметов.
Слайд 18.
дв…ры –
ч…сы –
м…сты –
сн…га –
Какая орфограмма в них пропущена? (безударная гласная)
Как проверить безударную гласную? (ударением)
Подберите проверочные слова, которые называют один предмет.
Выделите окончание в каждой паре слов.
Проверка на этом же слайде. Что такое окончание?
Что обозначают слова первого столбика? Второго столбика?
А какая часть слова помогла изменить нам количество предметов?
Значит, какой вывод можно сделать?
Слайд 19. (Чтобы найти окончание в слове, можно изменить количество: много – один и наоборот, один – много.)
3) Срезовая работа.
Слайд 20. Спишите слова, выделите в них окончания.
Парта, у доски, дом,
7. Подведение итогов урока.
Итак, подведём итоги. Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой, и как мы их выполнили.
Слайд 21.
Посмотрим, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока.
1.Узнать, какаячасть слова называется окончанием.
2.Узнать, каким значком обозначается окончание.
3.Узнать, для чего нужны, служат окончания в слове.
4.Научиться находить окончания в словах.
Сейчас вспомните весь урок, подумайте как вы себя ощущали в течение урока и покажите сигнал:
Зелёный цвет – положительный ответ, жёлтый цвет – я сомневаюсь, красный цвет – отрицательный ответ.
Я зачитываю утверждения, а вы сигнализируете, подводите итог своей работы.
1.Я узнал, что такое окончание.
2.Я узнал, каким значком обозначается окончание.
3. Я узнал, для чего служит окончание в слове.
4. Я научился находить окончание в слове.
5. Я справился с самостоятельной работой.
6.Я доволен своей работой на уроке.
У какой части речи мы сегодня учились определять окончания? ) Дома подумайте, а есть ли окончания у других частей речи: у прилагательных, глаголов?
Молодцы. Спасибо за урок.
Домашнее задание: с. 92 правило. Упр. 3 (село, степь)