kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Как используются синонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для учащихся 2 класса, изучающих русский язык по системе "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Урок построен в соответствии с динамикой внимания учащихся, чередуя виды работ, во избежании усталости учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Как используются синонимы"»

Урок русского языка

Класс: 2 класс

Программа: УМК «Начальная школа 21 века»

Учитель: Казакова Наталья Александровна

МБОУ СОШ 6 города Белореченска Краснодарского края

Дата: 15.02.2018 г.


Тема: Как используются синонимы.

Цель: Создать условия для определения значения синонимов, использования синонимов в речи; способствовать развитию умения определять значение слова с помощью словаря; содействовать ознакомлению со словарными словом стадо

Тип урока: Закрепление знаний и способов действий

Планируемые результаты(предметные):

Знают значение синонимов. Используют синонимы в речи. Определяют значение слова с помощью словаря. Герой.

Личностные результаты:

Владеют элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы; расширяют учебно-познавательные интересы; стремятся к улучшению результатов учебных действий; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований

Универсальные учебные действия (метапредметные):

познавательные – осуществляют поиск и выделение информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы.

регулятивные– принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

коммуникативные – строят понятное для слушателей высказывание; выбирают правильную интонацию, логическое ударение;
задают уточняющие вопросы; соблюдают грамматические нормы речи

Основное содержание темы, понятия, термины:

Сочетание синонимов с другими словами. Значение синонимов. Использование синонимов в речи. Герой.

Оборудование: на уроке используется мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений и материалы электронного образовательного ресурса: “О чём говорят синонимы”, “Определение синонимов”, “Роль синонимов” раздаточный материал, круги-сигналы.

Методы обучения: системно деятельностный подход.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа.

Вид обучения: проблемный.



Ход урока:

  1. Организационный момент. Создание позитивной мотивации.

Начинается урок. 
Он пойдет ребятам впрок. 
Постарайтесь все понять, 
Учитесь тайны открывать, 
Ответы полные давайте 
И на уроке не зевайте. 

  1. Актуализация знаний.

  1. Минутка чистописания.

аоеия

Ходить, шагать, плестись (2 слайд)

- Правописание каких букв закрепляем на первой строчке? Что общего у этих букв? ( Буквы гласные, они могут быть в слове безударными).

-Прочитайте слова второй строчки. Что общего у этих слов?

( Это глаголы. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают действие предмета. Синонимы)

- Какие слова называются синонимами?

-Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой?

(Да. Они связаны одной орфограммой - безударная гласная в корне, проверяемая ударением)

- Подберите проверочные слова (устно)

  1. Словарный диктант.

Дорога, картина, заяц, кино, ветер, посуда, капуста, рисунок, иней

(Работа с кругами-сигналами).

  1. Знакомство с новым словом: герой

- Кто такой герой?

Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова

Многозначность слова

1. Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

а) Герой Великой Отечественной войны (3слайд)

б) Человек, который себя самоотверженно вел себя в опасной, трудной ситуации (спас ребенка во время пожара,…)

2. Мать-героиня – женщина, родившая и воспитавшая 10 и более детей

3. Город-герой

– Ребята, скажите, а героями могут быть только люди?

(Героями могут быть не только люди, но и города. Город-герой – город, которому за проявленный массовый героизм и мужество его защитников в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов присвоена высшая степень отличия) (4 слайд)

4. Герой – главное действующее лицо литературного произведения.(5 слайд)

– Вот сколько значений имеет слово герой. А знаете ли вы, что это слово появилось в русском языке в 18 веке от французского слова «герос»

а) Запишите слово в тетрадь (ученик у доски делает транскрипцию)

Герой [г' и р о й'] – 2 слога, 5 букв, 5 звуков

б) Подберите синонимы к слову герой

(смельчак, храбрец, победитель, персонаж, главное действующее лицо);


в) Подберите однокоренные слова к слову герой, определите часть речи этих слов

(героиня, героизм, героический, геройствовать);


г) Продолжите предложение

Мои любимые литературные герои – это….


д) Все ли перечисленные слова являются синонимами: смельчак, герой, храбрый?

(Нет, потому что слово храбрый отвечает на другой вопрос, поэтому синонимом не является).


Физкультминутка


Чтобы лучше нам размяться будем глубже наклоняться.

Наклоняемся вперед, а потом наоборот. Вот еще одно заданье - выполняем приседанья. Не ленитесь, приседайте. 1-2-3-4-5. Мы шагаем дружно, бодро, но пора закончить отдых. Ротик снова на замок. Продолжается урок

III. Постановка цели и задач урока.

- С какими словами будем сегодня работать на уроке? (со словами-синонимами);

- Какие задачи поставим перед собой?

1. Продолжим учиться подбирать синонимы к словам.

2. Учиться определять значение синонимов.

3. Использовать синонимы в речи.

4. Определять значение слова с помощью словаря.

5. Ответить на вопрос: Помогают ли синонимы объяснить значение слова?

(6 слайд)

IV.  Первичное закрепление.


1. Работа над рубрикой «Давай подумаем»

- Подберите синонимы, которыми можно объяснить значение данных слов:

гладкий -…… зрелый -…….

мчаться -….. мокрый -……

- Что будете делать, если возникнет затруднение?

(Воспользуемся толковым словариком).

Проверим:

гладкий – ровный зрелый – спелый

мчаться – нестись мокрый – влажный, сырой

- Рассмотрим отдельно пару синонимов зрелый – спелый. Давайте подумаем, что или кто может быть зрелым?

(зрелый возраст; зрелая пора; зрелый плод; зрелое решение)

- Что может быть спелым? (Плоды, ягоды).


Проблемный вопрос:

- Помогают ли синонимы объяснить значение слова?

(Да, каждый из синонимов имеет свой оттенок, что делает речь более выразительной и понятной).

- Станет ли нам более понятным значение слова герой, если мы назовём его синоним «храбрец» или «персонаж»?

(Да, «храбрец» - это герой, совершивший смелый поступок, а «персонаж» - это герой какого-нибудь рассказа или фильма).

- Сделайте вывод.

(Синонимы уточняют, помогают объяснить значение слова).

- Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с.52.

(Вывод: часто синонимы помогают объяснить значение слова).


2. Выполнение упр.1, с.52 (самостоятельная работа).

- Замените выделенные слова синонимами. Одинаковое ли значение у слова резкий?

Проверка по эталону.(7 слайд)

3. Выполнение упр.3, с.53 (фронтальная работа).

- Прочитай и отгадай загадку. Выпиши ряд синонимов.

Физкульминутка для глаз (8-9 слайд)


V . Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

  1. Работа по карточкам. (работа в парах)

Карточка № 1

Из данного списка выпишите слова, близкие по значению словам: темнота, распорядок, отметка, интересный, красивый

занимательный, потёмки, прекрасный, оценка, забавный, прелестный, сумерки, балл, увлекательный, режим.

Карточка № 2

Выпишите слова, близкие по значению:

Вежливый, преграда, шелест, шорох, обходительный, любезный, шуршание, препятствие, здание, черта, линия, дом, помеха.

Самопроверка

  1. Выборочное списывание

– Ребята, послушайте стихотворение Валентина Берестова «Мороз» (10 слайд)

«Бураны, вьюги и метели-
Как много с ними канители,
Как много шуму, толкотни,
Как надоели мне они!»-
Так проворчал Мороз угрюмый
И речку льдом сковал без шума.
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.



– Какие синонимы услышали в стихотворении?

(Бураны, вьюги, метели; шум, толкотня)


VI.  Домашнее задание: (11 слайд)

  • упр. 4 на с. 54 в учебнике;

  • придумать 3 пары слов-синонимов (по выбору)


VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)


- Справились ли мы с поставленными задачами на уроке?

- Что нового узнали о синонимах?

- Был ли для вас урок полезным? Почему?

- Испытывали ли вы трудности? Что вам помогло с ними справиться?

- Оцените свою работу на уроке?
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "Как используются синонимы"

Автор: Казакова Наталья Александровна

Дата: 23.02.2018

Номер свидетельства: 459091

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "конспект урока порусскому языку на тему: "Имя прилагательное обобщение" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-porusskomu-iazyku-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "245880"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446226839"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка "Что такое антонимы"? "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-chto-takoie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "244401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445935172"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства