Данный материал предназначен для детей с умеренной умственной отсталостью. Представленный урок помогает учащимся сформировать наиболее полное представление об окружающей природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: закрепить знания учащихся о признаках зимы; познакомить с весенними цветами Костромской области.
Задачи:
коррекционно-образовательные: уточнить и расширить знания о времени года, о сезонном изменении в природе; познакомить с весенними цветами Костромской области;
коррекционно-развивающие: расширять и развивать словарный запас, развивать зрительное восприятие;
коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе, ко всему живому на земле.
Участники: 8б класс с умеренной и глубокой умственной отсталостью.
Планируемые результаты:
-учащиеся познакомятся с первоцветами Костромской области;
-закрепят характерные признаки весны;
-развивают внимание, память, учатся видеть прекрасное;
разрезанные картинки с названием месяца, зелёные листочки, картинка дерева,
бумажные снежинки.
Предварительная работа: чтение рассказов о весне, просмотр видеофильма о весне, экскурсия в природу.
Используемые ресурсы:
Иванкова В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы. М.: ООО «Аквариум - Принт», 2006, 2006.- 256 с.
Кудрина С.В. Программно-методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» по курсу «Развитие устной речи на основе изучения предметов окружающей действительности» в 1-4 классах спец. (коррекцион.) образоват. Учреждений VIII вида: пособие для учителя: учеб. – метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению. Изд. Центр ВЛАДОС , 2010. – 239 с.
Морозова И.А. , Пушкарёва М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозайка-Синтез, 2007. – 176 с.
Интернет – ресурсы – картинки для презентации.
Ход урока
Орг. момент.
Цель: активизировать детей, настроить на работу.
-Здравствуйте, ребята.
-Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт
То куда- то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится,
Грусть – тоска её боится.
Что это?
+Улыбка
-Давайте подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением начнём урок.
-Сядет тот, кто прочитает карточку, которая у вас на парте.
(учащиеся по одному читают карточку с надписью и садятся)
+Осень, зима, весна, лето (карточки вывешиваются на доску)
-Правильно, молодцы.
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Цель: повторение ранее изученного материала.
-Какое сейчас время года?
+Весна
-Выберите карточку, которая относится к сегодняшнему времени года.
+Карточка со словом весна
III.Сообщение темы урока и его задач
Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
-Ребята, как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?
+ Говорить про весну
-Правильно, сегодня мы вспомним признаки весны, познакомимся с первоцветами Костромской области.
- Вы должны внимательно слушать, отвечать полным ответом, выполнять правильно задания.
IV. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.
Цель: дать учащимся конкретное представление об изучаемом факте, добиться от учащихся восприятия, обобщения и систематизации новых знаний.
-Какая сегодня погода?
+Солнечная
- Ребята, посмотрите на наше солнышко (вывешивается на доску солнышко). Какое оно?
+Грустное
-Почему оно грустное?
+Потеряло свои лучики
-Хотите сделать его весёлым?
+ Да
-Для этого надо найти лучики и отгадать загадки.
-1 загадка
Висит за окошком
Кулёк ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
+ Это сосулька (прикрепляют лучик к солнцу)
-2 загадка
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
+Это подснежник (прикрепляют лучик к солнцу)
-3 загадка
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт на поля, на реку,
И по снежку, и по цветку.
+Это весна (прикрепляют лучик к солнцу)
-4 загадка
Что за весенняя чёрная птица
Трактору чуть ли не на нос садится?
+Это грач (прикрепляют лучик к солнцу)
-5 загадка
К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился весной.
+Это ручей (прикрепляют лучик к солнцу)
-Молодцы, ребята, вы нашли все лучики и отгадали загадки.
(Улыбка на солнце меняется с грустной на весёлую)
-Солнышко для вас приготовило интересную игру «Пазлы». Вам нужно в паре собрать картинку, которая находится в конверте.
+(учащиеся работают в парах, собирают пазлы)
-Что у нас получилось?
+Картинки с названием месяца.
-А какие это месяца?
+Весенние месяца
-Вам необходимо разложить, получившиеся картинки, по порядку следования месяцев.
(учащиеся раскладывают по порядку месяца)
-Назовите, пожалуйста, что же получилось?
+Март, апрель, май.
Физкультминутка
Весна - красна, ты с чем пришла? (Руки в стороны поклониться)
С цветами, с травой, с лошадкой вороной. (Руками указать на траву, цветы, взять поводья)
Мы с ней поскачем по траве луговой, (Подскоки на месте)
К воде ключевой. (Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.)
Солнышку улыбнёмся,
Домой к мамочке вернёмся. Сесть на свои места.)
-А вы знаете, ребята, что весна приходит не сразу, а постепенно. В природе бывает 3 весны: весна света, весна воды, весна травы.
-Слайд №2,3
-Ребята, скажите, какой месяц изображён на слайде?
+Март
-Солнышко приготовило для вас интересное задание в конверте.
-Нужно выбрать из конверта те картинки, которые подходят к месяцу марту, и составить предложение на эту картинку. Затем её вывешиваем на доску.
+(Первая картинка – солнце.) Солнце светит ярче и теплее.
+(Вторая картинка – небо.) Небо голубеет.
+(Третья картинка – капель.) С крыш капает капель.
+(четвертая картинка – грач.) Прилетают грачи.
-Да, ребята, грачи являются первыми вестниками весны, они открывают весну. Позже прилетают другие перелётные птицы. Нередко ребята разоряют птичьи гнёзда. Они не думают, какой огромный вред приносят родной природе. В каждом яйце скрыта жизнь – будущая птица. Они могут и не принести людям радость.
Слайд №4,5
- Ребята, скажите, какой месяц изображён на слайде?
+Апрель
- Ребята, скажите, какой месяц изображён на слайде?
-Нужно выбрать из конверта те картинки, которые подходят к месяцу апрелю, и составить предложение на эту картинку. Затем её вывешиваем на доску.
+(четвертая картинка – бабочки.) Много разноцветных бабочек.
-Да действительно, вы правильно всё ответили. Весной после спячки пробуждаются животные, которые зимой спали, многие животные меняют шубку, выводят детёнышей. С приходом тепла появляются насекомые, которые опыляют растения.
-Молодцы, солнышко благодарит вас, приглашает на зарядку.
Слайд №9,10
Гимнастика для глаз
-Наши глазки устали, давайте немного отдохнем. Под музыку будем водить глазками по картинкам.
V. Упражнения в применении знаний и умений в изменённых условиях.
Цель: установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий.
-Поиграем в игру с мячом «Скажи наоборот»
Холодно – тепло
Солнечный – пасмурный
Ранняя – поздняя
День – ночь
Длинный – короткий
-следующая игра «Не обмани меня»
-Я задаю вопросы, а вы внимательно слушайте и отвечайте правильно.
-Подснежники распускаются в январе?
+Нет, в апреле.
-Птицы прилетают к нам осенью?
+Нет, весной.
-Черёмуха зацветает осенью?
+Нет, все деревья зацветают весной.
-Весна начинается 1 апреля?
+Весна начинается 1 марта.
-Молодцы вы справились и с этим заданием.
VI. Творческое применение знаний и умений.
Цель: помочь достичь учащимся положительных результатов в своей деятельности.
-Чтобы перейти к творческой деятельности, выполним гимнастику
Пальчиковая гимнастика
Утром солнышко встаёт
Выше, выше,
Ночью солнышко зайдёт
Ниже, ниже,
Хорошо, хорошо солнышку
Поётся,
И нам вместе с солнышком
Весело живётся.
-Возьмём в руки фломастеры. У вас у каждого имеется на парте альбомный лист, разделенный на восемь частей. Ваша задача нарисовать в каждом уголке то, о чём я буду говорить.
(Учитель диктует предложения о признаках весны, а учащиеся переводят услышанное на альбом)
Весной солнце светит ярче и пригревает. Снег растаял, травка зеленеет. День становится длиннее, а ночь – короче. На деревьях набухают почки и распускаются листочки. Появляются первые весенние цветы. На полях появляются подснежники. На пригорках появляются цветы мать – и – мачехи.
-В последнем прямоугольнике запишите название этого времени года.
-Составим связный рассказ о весне по опорным листам, которые вы нарисовали.
+(Учащиеся рассказывают по цепочке о весне).
-А сейчас давайте встанем, возьмёмся за руки и позовём весну маленькой песенкой все вместе.
Весна, весна красна
Приходи, весна, с радостью
С радостью, с радостью,
С великой милостью
С льном высоким
С корнем глубоким
С хлебом обильным.
-Наш урок подходит к завершению. Давайте назовём наше солнышко ласково.
+(Дети называют ласково солнышко)
VII. Итог урока.
Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
- По каким признакам люди узнают весну?
+ Таяние снега, ледоход на реке, цветение первых цветов, прилетают грачи.
-Что нового узнали на уроке?
+Некоторые первоцветы занесены в Красную книгу. Увидели Красную книгу Костромской области.
-За активное участие на уроке вы получаете медальки.
(медальки с разными надписями: активное участие на уроке, самый внимательный, самый аккуратный…..)
VIII. Рефлексия.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов.
-У вас на партах лежат зелёные листочки, снежинки.
-Если вам понравился урок, вам тепло и хорошо на душе – поднимите зелёный листочек и прикрепляете его вот на это дерево.
(На доске вывешена картинка дерева без листочков)
- Если ваша душа осталась холодной, было неинтересно – поднимите снежинку и прикрепите рядом с деревом.
-Давайте посмотрим, что же у нас получилось.
+ Дерево начинает распускать зелёные листочки.
Слайд №11
-Значит, ребята, мы не напрасно сегодня потрудились.