Цель урока: развивать умение проверять слова с парными по глухости – звонкости согласными звуками в корне.
Задачи урока:
Образовательная: продолжить учить учащихся находить в словах изученную орфограмму, проверять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне и правильно записывать такие слова.
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, умение рассуждать, делать выводы, опираясь на ранее полученные знания.
Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку; уважительное отношение друг к другу в процессе работы.
Оборудование и материалы к уроку: учебник В.П. Канакина В.Г. Горецкий, мультимедийный проектор, смайлики.
Этап урока, цель.
Формы, методы, методические приёмы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I.Организационный момент)
Фронтальная.
Словесный.
Психологический настрой.
- Приветствие детей.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок,
К нам без опоздания
Приходи старание,
Мы пришли сюда учиться,
Помоги нам потрудиться.
2. Проверка готовности к уроку.
- Проверьте, ребята, всё ли у вас готово к уроку?
Приветствуют учителя.
Проверяют свою готовность к уроку.
Личностные УУД: проявление готовности к учебной деятельности, эмоциональной отзывчивости на слово учителя.
Регулятивные УУД:
Проверка готовности рабочего места под руководством учителя, нацеливание на успешную деятельность.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать.
II.Актуализация знаний.
Минутка чистописания.
Фронтальная
Индивидуальная
Письмо
1. Минутка чистописания.
- Откройте тетради. Расположите их на столе правильно, соблюдайте правила посадки. Запишите число, классная работа.
28 ноября.
Классная работа.
- Начнем урок с минутки чистописания.
- Ребята, что записано на доске?
- Какая буква лишняя и почему?
- Какие это согласные?
В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний - тихо говорит.
-Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней - буквы, обозначающие глухой звук.
б в г д ж з // б в г д ж з
п ф к т ш с // п ф к т ш с
Учитель записывает на доске образец.
- Орфографическая минутка.
- А сейчас, ребята, послушайте сказку.
Жила – была девочка Мальвина. Умная, способная и любознательная. Она любила заниматься с Буратино. Мальвина говорит: «У домика парных согласных есть пруд». А Буратино ей в ответ: «Да, прут, тоненький такой берёзовый! Как шлёпнешь им…» - «Да нет же, нет! Чистый, голубой, прозрачный пруд!» - «Ничего не понимаю!» - сказал Буратино.
- Ребята, вы знаете, почему произошла эта путаница?
- Мы отправились на пруд,
На тропе валялся прут.
Вот пруды, а это прутик,
И не путайте их люди!
Как же нам проверить их?
- Запишите эти слова с проверочными:
пруд – пруды, прут – прутик.
В тетради записывают число, классная работа.
-Буквы
- у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласный.
- Звонкие, глухие, парные.
Дети прописывают согласные буквы в тетради.
- Прежде чем написать слово нужно выяснить его смысл.
- Нужно, чтобы рядом с парным согласным оказался гласный.
Предметные умения:
выработка каллиграфического подчерка.
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации;
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками;
Регулятивные УУД:
ориентирование в своей системе знаний.
ЛичностныеУУД: готовность к сотрудничеству;
III. Самоопреде- ление к деятельнос- ти. Постановка учебной задачи.
1. Работа со словами.
- Ребята, прочитайте слова, записанные на доске.
Лед, кружка, тетрадка, мороз, площадка, луг.
- Разделите их на две группы.
- По какому признаку вы разделили слова?
- Ребята, каким способом можно проверить написание слов в первом столбике?
- А как проверить написание слов во втором столбике?
- Ребята, а как же проверяют слова с парными согласными в корне?
- Ребята, сформулируйте тему нашего урока
- Какую цель мы поставим перед собой
Отвечают на вопрос учителя
- 1.лед, мороз, луг. 2.кружка,тетрадка,площадка.
- В первой группе слова с парными согласными, во второй в корне слова.
- Изменить форму слова.
- Нужно подобрать однокоренные слова, в которых после парного согласного стоит гласный.
Несколько учеников рассказывают правило.
- Проверка слов с парными согласными в корне.
- Продолжим учиться проверять слова с парными по глухости- звонкости согласными звуками в корне.
Предметные:
овладение изучаемыми нормами русского языка; узнавание слов с изученными орфограммами.
Личностные:
развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Познавательные:
постановка и решение проблемы; осуществление поиска нужной информации, высказывание в устной форме.
Регулятивные:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Коммуникативные:
умение ясно и чётко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
IV. Работа по теме урока.
1Работа по учебн
2. Физкультминутка.
3.Самостоятельная работа.
Фронтальная.
Индивидуальная
Словесный.
Наглядный.
Чтение.
Коллективная.
1.Работа по учебнику упр. 214 с.113. (Письменно)
- Прочитайте слова.
-Подберите к каждому слову однокоренное слово с парным по глухости – звонкости согласный звук.
- Запишите однокоренные слова по образцу. Подчеркните в корне каждого слова букву, которой вы обозначили парный по глухости- звонкости согласный звук.
Образец. (Скользить) скользкий.
- А сейчас, ребята, проведем физкультминутку. Слушайте внимательно и выполняйте движения.
Лёгкие прыжки.
Мягкие шажки.
Вот и вся зарядка.
Тихая посадка.
- Какие слова из этой физкультминутки на нужную нам орфограмму вы услышали?
- Самостоятельная работа.
-Подберите проверочные слова и запишите в тетрадь.
Самостоятельное выполнение.
Взаимопроверка.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
Дети читают слова и подбирают однокоренные слова.
Выполняют задания с комментированием письменно в тетрадях.
Выполняют движения.
-Легкие, прыжки, мягкие, шажки, зарядка, посад
Дети самостоятельно выполняют задание. Затем обмениваются тетрадями и проверяют:
-Лёгкие – лёгок, лёгенький;
-Прыжки – прыжок;
-Мягкие – мягок, мягенький;
- Шажки – шажок;
-Зарядка – зарядочка;
-Посадка – посадить.
Познавательные:
умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы.
Регулятивные:
умение работать по образцу; высказывать своё предположение (версию).
Коммуникативные:
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Личностные УУД:
осуществление профилактики утомления, ориентирование на здоровый образ жизни, придерживание здорового режима дня.
Коммуникативные УУД:
готовность слушать собеседника и вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли.
Регулятивные УУД:
Осуществление взаимоконтроля.
V. Закрепление знаний и способов действий.
Фронтальная.
– А сейчас, ребята, отгадайте загадки. Обозначьте в словах орфограммы. Запишите проверочные слова
В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама.
Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спика розовою стала.
Под вражеским обстрелом
Стоят солдаты смело.
А если их собьют,
Они опять встают.
Еду не путем,
Погоняю не кнутом.
А оглянусь назад.
Следу нету.
В лесу вырезана,
Гладко вытеснена,
Поет – заливается.
Как называется?
Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок,
Белые реснички.
Слушают загадки, записывают отгадки, подбирают проверочные слова, выделяют орфограммы.
- Варежки-варежечки.
- Губка – губочка
-Городки – города.
- Лодка – лодочка.
- Скрипка – скрипочка.
- Ромашки – ромашечка.
Личностные:
готовность к сотрудничеству;
Регулятивные:
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
Коммуникативные:
умение слушать своих одноклассников.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Фронтальная.
Словесный.
Беседа.
- Ребята, назовите тему нашего урока?
- Какую цель ставили?
- Достигли цели?
- В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?
- Как проверить парный по глухости – звонкости согласный звук в корне
- Оцените свою работу.
- Ребята, у вас на партах лежат смайлики трех цветов. Если урок вам был интересен и полезен, поднимите красный, если не очень интересным, то зеленый, а если вам было совсем не интересно и скучно на уроке, жёлтый.
Проверка слов с парными согласными в корне.
- Да.
Ответы детей
Дети оценивают свою работу.
Регулятивные:
осмысливание и оценивание своей деятельности на уроке.
VII. Домашнее задание.
Фронтальная.
Словесный.
Объяснение учителя.
Упражнение 214 стр.113.
Слушают объяснение учителя.
Делают соответствующие записи в дневники.
Регулятивные:
принятие учебного задания в соответствии с уровнем своего развития.