1. М. И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика, учебник для 2 класса начальной школы, электронное приложение к учебнику М.И. Моро Математика 2 класс, проектор, презентация, карточки с ответами,
картинки елочных игрушек разных эпох, звезды красного, желтого, коричневого цвета.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД, способствующие отработке личностных, предметных и метапредметных результатов |
Орг. момент | Определить уровень готовности учащихся к уроку, готовит к восприятию учебного материала Мы сегодня с вами дети проведем такой урок, Поработаем все вместе Уложиться должны в срок. Уменья, навыки и знанья - показать вы нам должны. Результаты всех ответов, очень для меня важны. Итак, я тему предлагаю И план урока открываю! (Слайд № 1) | Проверяют готовность своего рабочего места к уроку | Личностные: Понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позиции школьника |
Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности | Предлагаю учащимся самим сформулировать цели урока, обобщаю ответы детей и ставлю перед ними задачу на урок. -Сегодня на уроке математики вас ожидает необычное турне. - Как вы понимаете смысл этого слова? (слайд № 2) - Какой праздник дети любят больше всего на свете? - Без чего не обходится новогодний праздник. - Мы отправимся с вами в Новогоднее турне «Как елка наряжалась». Да и путешествие, ребята, в которое мы отправимся, тоже необычное – математическое. Посмотрите на маршрутный лист (слайд № 3) и скажите, а чем мы будем заниматься в этом турне? Путешествуя по нему, вы покажете, как научились решать примеры, как умеете решать задачи, логически мыслить. А также научитесь решать примеры нового вида. Поэтому я вас попрошу, ребята, быть внимательными и активно мне помогать. А ваша помощь – это ваше участие на уроке. | Учащиеся определяют цели урока Ответы детей | Регулятивные: целеполагание, формулируют и удерживают учебную задачу. Личностные: осознают свои возможности в учении. Коммуникативные: рассуждают, высказывают и доказывают свое мнение. |
Этап актуализации и пробного учебного действия Логическая разминка. Устный счет. | Предлагает задания для отработки устных вычислений, на знание состава чисел, на развитие логического мышления. - Наряжать елку стали при Николае I. Его супруга, императрица Александра Федоровна, уроженка Пруссии, перенесла в Россию обычай украшать жилище елочкой с горящими свечами. (Слайд № 4) - На елочке 4 свечки, одна из них потухла. Сколько свечек на елочке? (4) - Огонька на свечках мигали так:1 между 2 и 3 в ряд, 1 впереди, а 2 позади, 1 позади, а 2 впереди. Сколько было огоньков? (3) - Свечки на елочке расположились в ряд. Ряд начинается с 4 числа, каждое следующее число в нем на 1 больше предыдущего. Назовите пятое число в этом ряду. (8) - Сосчитайте, только быстро: - Сколько пальцев на двух руках? (10) - Сколько пальцев на 10 руках? (50) - Если сегодня понедельник, то какой день будет через 14 дней? (Понедельник) - Обычай встречать Новый год ввел Петр I и повелел, чтобы ель стала «новогодним» деревом. В России обычай наряжать елку стал общепринятым с 1813 года. Чтобы узнать, как украшали елочку, решите примеры, записанные на доске: 13-5+6= 13-0+7= 16-8+3= 7+8-15= □ + 5 = 13 9 + □ = 14 7 + □ = 14 4 + □ = 12 Игра «Укрась елочку» 100 9 2 7 4 5 - Чем же украшали елочку? (Слайд № 5) | Ответы детей. Дети решают пример, выбирают ответ на карточках и прикрепляют его к нужному примеру, перевернув обратной стороной. На обратной стороне картинки с изображением сладостей и фруктов. Дети вспоминают состав числа 10. Вписывают нужную цифру в пустой кружок. Ответы детей. (Сладостями и фруктами) | |
Этап выявления места и причины затруднения. Самоопределение к деятельности. Этап построения проекта выхода из затруднения | Учитель предлагает решить примеры, записанные на доске с устным подробным комментированием. 24+5 28-30 27+3 26+7 - Какой пример у вас вызвал затруднения в решении? - Какую задачу мы поставим перед собой? - Как вы думаете, как можно его решить? | Дети по очереди выходят к доске и решают примеры с подробным комментированием. Ответы детей. Высказывания детей. Пытаются решить проблему, помогают в поиске способа решения числового выражения. | Познавательные: выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта
Коммуникативные: рассуждают, высказывают свое мнение. |
Этап реализации построенного проекта | Молодцы! Вы сами открыли секрет, о котором я и Математик хотели вам рассказать. А с этим секретом открывается путь елочной игрушки. Со второй половины XVIII века елочные украшения становятся более нарядными: бумажные цветы, позолоченные еловые шишки и пустые яичные скорлупки, а еще – фигурки из чеканной латуни – феи, ангелы и т.п. (Слайд № 6) - А теперь послушайте и посмотрите объяснение Математика решения этого примера и сделайте выводы о том, совпадают ли ваши объяснения. | Дети смотрят и слушают запись с электронного приложения к учебнику Математика 2 класс и делают выводы. | |
Физминутка. | Мы немножко отдохнём. Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд. Учитель показывает картинку, называет действия, которые выполняют ученики: (Слайд № 7) - Наклоняйтесь столько раз, сколько елочек у нас. - Мы присядем столько раз, сколько шишек у нас. - Дружно попрыгаем столько раз, сколько шариков у нас. - Мы с вами отдохнули. Так вот было время, когда елочные игрушки выпускались в ограниченном количестве. | Дети выполняют движения в зависимости от задания. | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ картинок и названия учителем действий. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | После войны на елке появляются наборные игрушки-конструкторы из проволоки и стекляруса. (Слайд № 8) Показывает запись решения примера 26+ 7 на доске. Ход объяснения решения примера: 1. Дополняю слагаемое 26 до круглого числа. 2. Беру 4 у второго слагаемого. 3. Второе слагаемое 7 – это 4 и 3. 4. Решаю пример: к 26 + 4 = 30 и к 30 + 3 = 33 5. Значит к 26 + 7 = 33 Схема хода решения выносится на доску. (Слайд № 9) | Вместе с учителем оформляют запись решения примера в тетради, объясняют ход решения примера. | Регулятивные: моделируют пример и записывают его решение в тетрадь. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Следующий этап: игрушки ватные, пенопластовые и стеклянные. (Слайд № 10) Дает примеры для осмысления нового материала. 38 + 5 64 + 9 | Дети по схеме объяснят решение примеров. | Коммуникативные: используют речь для регуляции своих действий и действий партнера |
Этап включения в систему знаний и повторения (работа по учебнику) | Игрушки в виде автомобилей (Слайд № 11) № 1 с. 66 Игрушки в виде часов, которые показывали «двенадцать без пяти» (Слайд № 12) № 2 с. 66 Поднимите руки те, кто сумел справиться самостоятельно с этими примерами Игрушки в виде «царицы полей», кукурузы (Слайд № 13) № 3 с. 66. - Прочитайте задачу. Что вы заметили? - О чем говорится в условии? - Что еще сказано? - Объясните выражения, записанные после задачи. Игрушки в форме «летающей ракеты» (Слайд № 14) № 6 с. 66 Елочные шары с изображением символов текущего года (Слайд № 15) № 7 с. 66 - Прочитайте задание. - Как вы будете его выполнять? | Устное выполнение с подробным объяснением 1-й столбик выполняется коллективно с комментированием и записью на доске, остальные – самостоятельная работа. Коллективная проверка, самооценка. Ответы детей Составление задачи по выражению и ее решение Ответы детей: - Измерим длины сторон прямоугольника и сложим их – это периметр. Измерим длину отрезков и найдем отрезок, длина которого равна периметру треугольника. | Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя и партнера, ориентируются в учебнике и и тетради, накапливают опыт в использовании элементов математической символики. Личностные: решают житейские ситуации, требующие знаний структурных компонентов задачи и умения решать задачу. |
Физкультминутка | Ребята, вы много работали, писали и у вас устали глазки, поэтому мы сейчас проведём небольшую зрительную гимнастику. Вы должны смотреть только глазками, не поворачивая головы, по кругу, влево и вправо. Итак, начнём. Глазки видят все вокруг, Обведу я ими круг, Глазкам видеть всё дано, Где окно и где крыльцо, Обведу я снова круг, Посмотрю на мир вокруг. | Дети выполняют движения глазами по кругу. | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на учителя |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке, д/з | - Ребята, а что нужно вам было знать и уметь, чтобы нарядить нашу елочку? - Что вы узнали и чему научились во время нашего путешествия? Мне было интересно работать с вами. Во время нашего путешествия вы показали, как справляетесь с решениями числовых выражений, решаете задачи и научились решать выражения нового для вас вида. Все были активны, внимательны. Всем спасибо! Выводит и комментирует оценки детей. - А вы заметили, что на нашей елочке чего-то не хватает? - У меня на столе есть звезды трех цветов. Вы подойдите к елочке и повесьте на нее звезду, соответствующую вашему настроению на уроке: если урок вам был интересен и полезен, то звезда будет красной, если не очень интересным, то желтой, а если вам было совсем не интересно и скучно на уроке, то звезда ваша будет коричневой. Д/з с. 66 № 4, 5 (слайд № 16) Всем спасибо за урок! - Я дарю вам памятки «История елочной игрушки» (Слайд № 17) - Вы внимательно ее еще раз рассмотрите ее, может, у вас дома сохранились елочные игрушки разных эпох. Вы рассмотрите их и сохраните для следующего поколения (Слайд « 18) | Дети говорят, что надо знать и уметь, чтобы нарядить елочку. Дети говорят, чему научились на уроке Ответы детей | Коммуникативные: формулируют собственную позицию и мнение. Познавательные: определяют и называют структурные компоненты приема вычисления с переходом через десяток, записывают решение в тетрадь. Личностные: осознают мотивацию учебной деятельности и накопление опыта в решении задач и примеров. Регулятивные: самооценка деятельности на уроке. |