Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике на тему Прием вычислений вида 36 - 2, 36 - 20 (2 класс)»
Прием вычислений вида 36 - 2, 36 - 20
Цели:познакомить с приемом вычислений вида 36 — 2, 36 — 20; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.
Планируемые результаты:учащиеся научатся применять правила сложения и вычитания при устных вычислениях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; оценивать себя и товарищей.
Ход урока
Организационный момент
- Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Будем работать быстро, отвечать активно, считать правильно, аккуратно писать в тетрадях и стремиться к новым знаниям.
- И ещё убедительная просьба: ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.
- Откройте тетрадь и запишите число, классная работа
- Что вы можете сказать о числе 23? (Это двузначное число, в нём 2 дес. и 3 единицы, разложите на сумму разрядных слагаемых 20+3.)
Актуализация знаний
Логическая разминка
Индивидуальная работа
(У доски работают три ученика.)
Вставь пропущенные числа.
□ + 8= 16
9 + □ = 18
17 — □ = 7
□ - 7 = 8
6 + □= 14
□ + 9= 17
11- □ = 6
□ - 8 = 8
+ 32 16 + 80
Реши примеры.
20 + 64 61 + 8
45 + 2
7 + 32 16 +80
- Найти периметр фигуры.
6см
2см 2см
6см
Математический диктант
- Начнём наш урок с разминки для ума. Я буду читать вам задание, а вы в строчку через клетку записываете ответы.
– 14 уменьшить на один десяток.
– 8 увеличить на 3.
– Какое число меньше 26 на 6?
– Чему равна сумма чисел 50 и 8?
– Из числа 54 вычесть 4 единицы.
- Сколько см в 3 дм?
- На сколько 35 больше 30?
- Брату 8 лет. Он на 5 лет моложе сестры. Сколько лет сестре?
Поменялись тетрадями.
Проверим свои ответы: (На экране, после ответа ученика.) 4,11,20,58,50,30, 5,13.
Поднимите руку кто выполнил без ошибок?
Кто допустил 1-2 ошибки; Кто более 3 ошибок? Будьте внимательны!
- Запиши эти числа в порядке убывания
Самопроверка. (58, 50, 30, 20, 13, 11, 5, 4)
Решите логическую задачу.
Три первых урока были математика, русский язык и чтение. Математика была не первым уроком, чтение — не первым и не третьим. Каков был порядок уроков? (Русский язык, чтение, математика.)
Коллективная проверка. (Учитель показывает пример. Если он решен правильно, то ученики показывают зелёный круг, если неверно, то красный и исправляют) .
Работа над задачами
Решите задачи устно. Ответы покажите с помощью карточек. Расскажите, как решали.
На спектакль пошли 12 мальчиков и 10 девочек. Сколько детей пошло на спектакль? (12 + 10 = 22.)
У фокусника было 12 красных платков и 8 синих. На сколько красных платков было больше, чем синих? (12 — 8 = 4.)
Мороженое купили 20 детей, 13 детей купили эскимо, а остальные — пломбир. Сколько детей купило пломбир? (20— 13 = 7.)
В первом ряду сидели 18 человек, а во втором — на 3 человека меньше. Сколько человек сидело во втором ряду? (18—3 = 15.)
Бабушка испекла 10 пирожков с яблоками и 6 с капустой. За обедом съели 8 пирожков. Сколько пирожков осталось? (10 + 6 - 8 = 8)
МОЛОДЦЫ
Самоопределение к деятельности
(На доске записаны примеры.)
50 — □ = 20 7 — □= 3 56 — 3 = □ 56 — 30 = □
70 — □ = 40 8 — □ = 2 87 — 5 = □ 87 — 50 = □
Чем похожи примеры в первом столбике? (Из десятков вычитают десятки.)
Определите, какие числа спрятались в этих примерах, и допишите еще один пример.
Чем похожи примеры во втором столбике? (Из единиц вычитают единицы.)
Определите, какие числа спрятались в этих примерах, и допишите еще один пример.
Чем похожи примеры в третьем и в четвертом столбиках? (В третьем столбике из двузначного числа вычитают однозначное. В четвертом столбике из двузначного числа вычитают двузначное.)
Знаете ли вы, как выполнить вычитание в этих случаях? (нет)
Кто уже догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
ЦЕЛЬ. (Ответы детей. Будем учиться новым приёмам вычисления, когда из двузначного числа будем вычитать однозначное и круглое число. )
- Давайте спланируем наши действия, чтобы достичь цели.
План урока:
Знакомство с новым приёмом вычисления.
Правило.
Отработка вычислительных навыков .
Решение задач
Работа по теме урока
1. Знакомство с вычислительным приемом
Зарисуйте в тетради число 36 с помощью геометрических фигур. Десятки изобразите треугольниками, а единицы — точками.
Давайте вычтем из числа 36 число 2. Что такое 2? (2 единицы.)
Что нужно сделать на рисунке, чтобы показать, что вы вычли 2? (Зачеркнуть 2 точки.)
Сколько единиц останется? (4.)
Какое число сейчас изображено на вашем рисунке? (34.)
Что скажете о количестве десятков? (Оно не изменилось.) (Учитель делает запись на доске.)
36 - 2 = 30 + 6- 2 = 30 + 4 = 34
Как мы выполняли вычитание? (Единицы вычитали из единиц.)
Зарисуйте число 36 еще раз.
Теперь попробуем вычесть число 20. Что такое 20? (2 десятка.)
Какое действие вы выполните на рисунке? (Зачеркнем 2 треугольника.)
Сколько десятков осталось? (1.)
Что можете сказать о количестве единиц? (Оно не изменилось.)
Какое число сейчас изображено на вашем рисунке? (16.)
Запишите эту операцию с помощью чисел.
(Один ученик делает запись на доске.)
36 - 20 = 30 + 6 - 20 = 30 — 20 + 6 = 16
Как мы выполняли вычитание? (Десятки вычитали из десятков.)
2. Работа по учебнику
Прочитайте правило на с. 59.Рассмотрите рисунки. Сделайте вывод: правильно ли мы рассуждали? (Мы рассуждали правильно)
№ 1 (с. 59).
(Коллективное выполнение с проговариванием хором.)
№ 4 (с. 59).
(Первый и второй столбики выполняется коллективно с комментированием и записью на доске, остальные — самостоятельно. Проверка по образцу на доске.)
Физкультминутка
Стану я сейчас юлой —
На ноге крутнусь одной.
А теперь сменю я ножку
И на ней крутнусь немножко.
Покрутились. А сейчас
Я прошу садиться вас.
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 2 (с. 59).
Прочитайте задачу.
Выполните краткую запись.
Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос? (Сколько мальчиков и сколько девочек занимается в кружке.)
Известно ли, сколько мальчиков занимается в кружке? (5.)
Известно ли, сколько девочек занимается в кружке? (Неизвестно. Известно, что девочек на 4 больше, чем мальчиков.)
Можем ли мы узнать, сколько девочек занимается? (Да.)
Запишите решение задачи по действиям е пояснениями.
(Один ученик работает у доски. Проверка.)
- А кто другим способом решил задачу поднимите руку? Как?
№ 3(с.59). работа в парах.
Устно составьте задачи по кратким записям: вариант 1 — по краткой записи 1, вариант 2 — по краткой записи 2.
Расскажите свою задачу соседу по парте. Предложите ему решить вашу задачу.
Решение задачи запишите двумя способами: по действиям и одним выражением. (Можно записать, только решение, так как краткая запись у вас в учебнике).
Спросить решение задачи по одному (два) ученика с каждого варианта.
Решение
Первый способ:
5 + 3 = 8 (руб.) — истратили;
8 + 20 = 28 (руб.).
Второй способ: 5 + 3 + 20 = 28 (руб.).
Ответ: было 28 руб.
Решение
Первый способ:
5+10 = 15 (руб.) - было;
15-8 = 7(р.).
Второй способ: (5 + 10) — 8 = 7 (руб.).
Ответ: осталось 7 руб.
Поменяйтесь тетрадями. Проверьте, правильно ли решил задачу ваш товарищ.
Оцените работу друг друга. Поставьте на полях знак !, если задача решена верно, знак +, если решение верное, но допущены ошибки в вычислениях, знак -, если задача решена неверно или не решена совсем.
Вставь в окошечки числа, чтобы получились верные равенства.
Вставь числа, чтобы равенства были верными.
35 - 4 = 73 - 40 =
68 - 3 = 55 - 20 =
44 - * = 41 ** - 30 = 22
78 - * 0 = 58
45 - 2* = 15 + *0
57 - *0 = 30 + *7
Подведение итогов урока
- Давайте вернемся к нашему плану.
- Выполнили мы его? (Да, выполнили.)
- Достигли ли мы целей урока? (Мы познакомились с приёмом вычисления вида 36-2, 36-20. Сделали вывод: Единицы вычитаем из единиц, а десятки из десятков.) Находили значение выражений и решали составные задачи.
Выставление отметок.
Сегодня очень активно работали на уроке и давали правильные ответы: