Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ""Правописание слов с удвоенными согласными»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №15 имени М.В. Гордеева
г. Орла
Урок русского языка в 3 классе
по программе «Школа России»
Тема
«Правописание слов с удвоенными согласными»
Подготовила
учитель начальных классов
Гришкина Надежда Сергеевна время – 45 мин
г. Орёл 2013 г.
Цели урока. Предметные. - находить и отмечать в слове изучаемую орфограмму; - образовывать слова с удвоенными согласными. Личностные. - формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе. Метапредметные. - умение понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя; - делать выводы по наблюдениям; - находить и перерабатывать информацию из текста; - выражать и обосновывать свою точку зрения. Коммуникативные. - умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем. Оборудование: доску, карточки, экран, проектор, компьютер. Формы обучения: самостоятельные работы, работа под руководством учителя, работа в парах, коллективные. Методы обучения: наблюдение, поиск информации, наглядный, словесные, практические. Технологии: элементы проблемного обучения, ИКТ, использование здоровьесберегающих технологий.
I. Организационный момент. Психологический настрой. - Ребята, покажите мне свои ладошки. На что они похожи? (На маленькие солнышки) - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, согрейте своими маленькими солнышками себя и своих друзей в классе. - Что вы почувствовали? - Я тоже ощутила от вас огромную волну добра. Я надеюсь на полезное друг для друга общение.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, совсем скоро будет самый весёлый, самый долгожданный праздник - … (Новый год) - Произнесите слово «праздник». - Какая орфограмма в этом слове? (Непроизносимая согласная в корне слова) - Как проверить написание слов с непроизносимым согласным в корне слова? (Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.) - А если мы не можем подобрать проверочное слово? (Нужно посмотреть это слово в орфографическом словаре и запомнить как оно пишется.)
III. Проверка домашнего задания.
- Проверим домашнее задание. Первому варианту было задано: записать группу слов с непроизносимыми согласными в корне слова; второму варианту – группу слов, в которых не пишется непроизносимая согласная. Чтение слов - 2 ученика. - Ребята, посмотрите какие слова написала я. Почему я разделила слова на два столбика. У кого встретились такие же слова как у меня, посмотрите, не допустили ли вы ошибки.
IV. Самоопределение к деятельности.
- Дети, я не случайно заговорила с вами о празднике. Мне почтальон передал для вас поздравительную открытку. Давайте прочтём её. (Чтение открытки детьми)
Здравствуйте, дорогие ребята, ученики 3 «А» класса школы № 15! Поздравляю ваш коллектив с наступающим Новым годом! Желаю здоровья, счастья, быть прилежными и аккуратными, получать массу хороших оценок и собрать лучшую коллекцию знаний в мире! Дед Мороз.
- Посмотрите внимательно на текст. Что общего в выделенных словах? (Есть удвоенная согласная) - Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание слов с удвоенными согласными) - Как вы думаете, какие цели мы себе поставим? (Учиться грамотно писать слова с удвоенной согласной в корне слова; расширять словарный запас; …) - Тема урока: « Правописание слов с удвоенными согласными». А к целям урока, которые вы назвали, я добавлю:
-формировать умение обозначать на письме удвоенные согласные звуки буквами;
переносить слова с удвоенными согласными;
расширять словарный запас;
учиться точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения.
- Давайте внимательно посмотрим на нашу открытку. Найдите слова, в которых одинаковые удвоенные согласные. (Коллекция, коллектив) - Какая буква в словах повторяется? (эль) - Определите закономерность написания и пропишите узор: Лл Ллл Лллл
Словарная работа.
- Сегодня мы познакомимся с новыми словарными словами. Подумайте как назвать одним словом: - Группа лиц, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами - … коллектив. Молодцы! - Запишем это слово, выделим орфограммы. - Систематизированное собрание каких – либо предметов: картин, марок – …коллекция. Молодцы! - Запишем это слово, выделим орфограммы. - Придумайте предложение с одним из этих слов. ( Ребята собрали для своей коллекции листья. Витя собрал коллекцию редких марок.)
V. Объяснение новой темы.
Работа по учебнику . - Откройте учебники на стр. 121, найдите упр. 233. Прочитайте. Найдите слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение. Объясните значение каждого слова. ( Бал – большой танцевальный вечер. Балл - цифровая отметка успехов. Сор - мелкие сухие отбросы. Ссора – состояние взаимной вражды, взаимная перебранка.) - Выпишите слова с удвоенными согласными. (Балл, ссора.) - Подберите проверочные слова к выписанным словам. ( Не можем подобрать.) - Когда мы не можем подобрать проверочное слово, то мы должны запомнить как пишется это слово или посмотреть в орфографическом словаре. Показ орфографического словаря. - Давайте прочитаем сведение о языке в учебнике на стр. 121. ( Чтение сведения) - Правильный вывод мы сделали с вами? - Давайте найдём в орфографическом словаре учебника на стр. 150 – 151 примеры таких слов.
VI. Физкультминутка.
Спросите, не повысив тона, Что больше центнер или тонна?
Необходимы соль и крупы, Чтоб кашу наварить для группы.
Радиоволна идёт сквозь стену, Мы её поймаем на антенну.
Если пьёте в школе квас, Не забрызгайте весь класс.
Приятнее найти под ёлкой гриб, Чем получить ангину или грипп.
Оля ядра из металла Дальше всех в длину метала. Олей мы теперь гордимся, Обижать её боимся.
Я сегодня всем наврал – от стыда алею, Вот пойду и спрячусь я в тёмную аллею.
VII. Закрепление.
Работа по учебнику. - Выполним упражнение 234. Прочитайте задание. - Мы изменим задание к упражнению: будем работать со словами,записывая их в алфавитном порядке, объясняя лексическое значение слова и деля его для переноса. Обратите внимание на постановку ударения в словах. - Давайте вспомним правила переноса слов с удвоенными согласными. (При переносе слов с удвоенными согласными одну удвоенную согласную оставляют на строке, а другую переносят.) Учащиеся работают у доски, пишут по два слова. Ап – петит – желание есть (аппетит приходит во время еды, отсутствие аппетита). Трол – лейбус - вид городского транспорта. Грам – матика – наука. Тен – нис – спортивная игра. Суб – бота – 6-й день недели. Бас – сейн – искусственный водоём, сооружённый для плавания.
Творческая работа. Работа в парах.(Каждому ряду свои предложения) - Вы должны из слов составить предложения. 1) В, субботу, ребят, поехала, группа, за, город, кассе, купили, в, билеты, они.
- Прочитайте предложения, которые у вас получились. - Можно ли эти предложения назвать текстом? ( Да. Предложения связаны по смыслу, объединены общей темой. Можно озаглавить.) - Как озаглавим текст? (Путешествие.Поездка.) - Какие слова встретились в рассказе по теме? - Найдите предложение: Поезд подошёл к перрону. - Назовите грамматическую основу предложения. (Поезд подошёл.)
3. Самостоятельная работа. Ответ Деду Морозу.
- А теперь я предлагаю написать ответ Деду Морозу. У вас на столах лежат поздравительные бланки, в них написан текст, но в некоторых словах пропущены буквы. Вам нужно вставить в слова нужные буквы. Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Слайд. - Давайте прочитаем ваш ответ Деду Морозу, при этом называйте слова, в которых вы вставили удвоенные согласные.
Дорогой Дед Мороз!
Пишут тебе ученики 3 «А» класса. Мы живем в России, в городе Орле и учимся в 15 школе. Всем дружным коллективом мы ждем зимние каникулы, которые начнутся 28 декабря, в субботу. За праздничные дни мы обещаем съесть одиннадцать килограммов фруктов, каждый день играть в хоккей, кататься на лыжах и коньках, укрепляя иммунитет, собрать коллекцию призов с различных спортивных соревнований. С праздником! Счастья, здоровья, успехов!
Ученики 3 «А» класса.
VIII. Рефлексия.
- Мы сегодня с вами активно работали на уроке.
- Чему вы научились на уроке? Что осталось непонятным? - Как проверить написание слов с удвоенными согласными? - Кто достиг поставленных целей на этот урок? - Кому ещё надо поработать над данной темой? - Давайте оценим свою работу на уроке. Перед вами лежит ёлочка, её нужно украсить. Украшением будет оценка вашей деятельности. (Ёлочка с кружочком.Зелёный – материал усвоен хорошо; жёлтый – есть незначительные ошибки; красный – много ошибок, нужна помощь.)
Выставление оценок.
IX. Итог урока.
Домашнее задание. - Домашнее задание записано на карточках, я предлагаю вам выбрать:
- Рабочая тетрадь упр. 163 с. 65.
- Составить текст (5 – 6 предложений) на тему «Спорт» или «Зимние забавы», используя в нём не менее трёх слов с удвоенными согласными.
- В заключение урока мне хочется поблагодарить вас, ребята, за хорошую работу. Поздравить всех с Наступающим Новым годом! Спасибо!