Познание мира 3класс
Тема: Воздух и его свойства. Движение воздуха- ветер.
Цели:
познакомить с составом воздуха, его свойствами;
формировать знания учащихся о воздушном океане Земли - атмосфере;
развивать коммуникативные навыки и творческие способности через групповую форму работы;
показать влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека;
рассказать о мероприятиях, проводимых для охраны чистоты воздуха.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ожидаемый результат: Учащиеся должны иметь представление о составе воздуха, знать о его свойствах.
А- имеют представление о воздухе и его свойствах , умеют анализировать свойства воздуха;
В- могут анализировать, проявлять творческие и практические способности, доказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы высокого уровня, оценивают свою работу.
С- задают вопросы высокого уровня, организуют ребят в группе, критически оценивают свою деятельность через саморефлексию
Понятия: эксперимент, опыт.
Методы преподавания: информационный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; деятельностный.
Форма: работа в группе, в паре, фронтальная
Модули:1.Использование ИКТ 2. Новые подходы 3.Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников 4.Обучение талантливых и одаренных детей .5.Обучение критическому мышлению.
Оборудование: гость – Воздушный Шарик, корзинка, таблицы( по количеству учащихся), стакан, вода , соломинки для воды, мячик, веер ,свеча, палочка с фольгой, глобус, духи, красные и зеленые карандаши ( по количеству учащихся ), мелкие кусочки бумаги, комочки почвы, мел, презентация урока
Ход урока:
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок ,
Начинается урок.
В класс пришёл – не хмурь лица,
Будь весёлым до конца!
Тренинг"Волна"
Инструкция. «Возьмитесь за руки. Сейчас я буду пускать волну вот так (показывает, поднимая руку). Ваша задача - когда волна дойдет до вас, пустить ее дальше. Попробуем... Теперь я пускаю встречную волну».
Процедура проведения. Группа становится в круг. Участники берутся за руки. Ведущий дает инструкцию и показывает, как пускаются волны: поднимает руку, держа руку соседа. Получилась волна. Чтобы передать ее дальше, нужно соседу поднять вторую руку с рукой своего соседа и т. д. Ведущий ускоряет ритм волн. Затем пускает встречные волны. Когда волна возвращается к тренеру, он может либо передать ее дальше, либо остановить.
Как только интерес группы начинает ослабевать (смех стихает, энергетика спадает), тренер прекращает разминку, резко поднимая и бросая руки вниз. Заканчивается разминка аплодисментами.
2. Введение в тему урока.
- Ребята, я хочу спросить у вас: «Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?
( с друзьями )
Я с вами полностью согласна. (звучит 1 куплет песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной»).
Ребята, угадайте, кого я пригласила с собой на урок?
Он будет главным героем нашего урока.
Круглый, гладкий, как арбуз.
Цвет любой на разный вкус.
Коль упустишь с поводка–
Улетит за облака.
( ответы )
Знакомьтесь – это Воздушный Шарик. Возьмите один из шариков на столе, и нарисуйте своё настроение.
3. Сообщение темы урока.
- На прошлом уроке мы говорили о воде и ее свойствах. Давайте немного повторим.
-Какие свойства воды вы знаете?
Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете ещё один – самый большой из всех океанов, и вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нём.
-И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже трамваи с троллейбусами день и ночь « купаются» в этом океане. Догадались что это за океан? Нет? Тогда я вам подскажу: океан это не солёный, не пресный и к тому же без берегов и без воды. Словно огромные серебристые рыбы, проплывают по его просторам самолёты. Теперь-то вы наверняка поняли. Ну, конечно, речь идёт о самом большом – о голубом воздушном океане.
-Четыре водяных океана широко-широко разлились по земле, а пятый воздушный – над землёй. Дном этого воздушного океана является сама Земля.
- Видели ли вы воздух?
- Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера)
4. Работа по карточкам.
- Прочитайте, какое еще значение имеет атмосфера.
1. Воздушная оболочка планеты необходима для дыхания.
2. Воздух не дает земной поверхности перегреться от Солнца и в то же время бережет её тепло от рассеивания в пространство.
3. Атмосфера – надежная защита нашей планеты от метеоритов.
4. Атмосфера охраняет Землю, растительный и животный мир от губительного влияния космического излучения.
- Прочитайте наиболее важное значение.
Вывод! Все имеет важное значение.
- Сегодня мы откроем секреты воздуха.
5. Состав воздуха.
Как вы думаете, из чего состоит воздух?
Воздух – это смесь газов. Азота в воздухе больше всего, кислорода поменьше, а углекислого газа – совсем мало.
Как выдумаете, какой из газов в воздухе самый важный?
Вдохните воздух и выдохните. Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух без кислорода. В нем становится больше углекислого газа, который не пригоден для дыхания.
- Итак, для чего нужен воздух всему живому? (Чтобы дышать, жить)
- Весь ли воздух использует человек для своего дыхания?
Более двухсот лет назад французский ученый-химик Антуан Лавуазье доказал, что воздух – это смесь в основном двух газов – азота и кислорода.
Азот – означает «безжизненный». Эта часть воздуха не поддерживает дыхание и горение. Но без азота не могут расти растения.
Кислород – человек способен неделями жить без еды, несколько дней без воды, а без воздуха – самое большее 5 минут. Однако если быть точным, то необходим не сам воздух, а лишь содержащийся в нем элемент – кислород. Человек не в состоянии жить без кислорода, потому что без него не могут существовать клетки организма. Исключительная важность воздуха объясняется тем, что наш организм не умеет извлекать кислород из жидкости или твердого вещества. А из воздуха, т.е. из газа – умеет. Кстати, в воздухе кислорода меньше, чем в воде или в почве.
Широко используется в хозяйственной деятельности кислород: при сжигании топлива в двигателях автомобилей, самолетов, кораблей. В аптеках выдают больным людям кислородные подушки. Новорожденных детей, у которых затруднено дыхание, помещают в кислородный кюветик.
Инертные газы.
- Позже в конце 19 века, исследованиями было доказано, что в состав воздуха входят еще 5 простых газообразных веществ: аргон, гелий, криптон, ксенон, неон. Эти газы назвали инертные (малоактивные)
- Что значит «инертный человек»? (Малоактивный)
- Инертные газы научились получать химическим путем и использовать в народном хозяйстве.
Легкость и горючесть гелия используют при заполнении воздушных шаров и дирижаблей.
В среде аргона производят электросварку металлов.
Неоном, аргоном, криптоном, ксеноном заполняют электрические лампочки.
Смесь гелия с кислородом применяют для дыхания при подводных работах.
- Кроме того, в воздухе содержится углекислый газ. Он необходим для питания растений. Человек дышит кислородом и выделяет углекислый газ, т.е. отработанный кислород. А растения поглощают этот газ. Всем необходимо большее количество растений, чтобы воздух стал чище.
- Еще есть в воздухе водяные пары и различные примеси.
- Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?
- Есть ли он вообще? Может, его придумали?
- Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос!
Итак, начнём. Представьте себе такую картину:
Стоял жаркий июльский день. Малыш лежал на стоге сена и вдыхал аромат нагретой травы. Вокруг стрекотали насекомые, в небе парил сокол.
-А как летают птицы? И самолёты? – спросил Малыш. - А что такое небо? Из чего оно?
Малыш глубоко вздохнул. Пахла нагретая на солнце трава, шуршали крылья бабочек, а небо было таким голубым и ярким, что малыш зажмурился и… заснул. Мальчику снилось, что он летит. Далеко внизу осталась лужайка. Рядом кружили птицы, а потом Малыш ничего уже не видел, он быстро летел к высоким облакам. И вот он уже на большом белом облаке. Там малыш увидел надпись: «Добро пожаловать в Лабораторию чудесных превращений Воздуха!»
Итак, куда мы попали вместе с мальчиком?
Кто работает в лаборатории? (учёные )
Вот и мы с вами будем сегодня учёными, которые изучают воздух. А все свои наблюдения учёные записывают в научный дневник.
Индивидуальная работа
Стратегия «Факт или мнение» - на основе опытов исследовать свойства воздуха.
1.В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?
Опыт (учащиеся)
Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.
Что появилось?
Появятся пузырьки воздуха.
Вывод: При помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях.
Посмотрите на комнатные растения.
Какого они цвета?
А классная доска?
А как вы думаете, какого цвета воздух?
Открываем первое свойство воздуха: воздух невидимый и бесцветный.
А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно.
Что вы видите вверху?
( Небо)
Мы привыкли называть воздушный океан – небом.
Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.
Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле.
Может ли жить человек без воздуха?
Закройте ладошками рот и нос.
Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха.
Какое было желание?
( Открыть нос).
Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.
- А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?
(Ничего).
Пахнет чем-нибудь воздух?
Закройте глаза.
А сейчас?
( Запах духов).
Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.
Где вы чувствуете сильные запахи?
( В столовой, парикмахерской, аптеке и т.д.)
Значит, какой вывод?
Чистый воздух запаха не имеет.
Упругий
Опыт с пакетиком.
Надуть пакет и хлопнуть.
-Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.
Какое свойства воздуха мы откроем?
Воздух не имеет вкуса
4.Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось?
Имеет ли воздух форму?
( нет )
А теперь я прошу вас заполнить таблицу. Что вы узнали из наших исследований о воздухе?
Соедините стрелкой слова левого столбика со словами правого столбика:
Цвет воздуха | бесцветный голубой душистый без запаха круглый нет формы газ жидкий |
Запах воздуха |
Форма воздуха |
Состояние воздуха |
-Воздух находится вокруг нас, но мы его не замечаем, потому что…
ФИЗМИНУТКА (лежа на коврике)
Вы, наверное, устали?
Воздух поможет вам отдохнуть.
Упр. « Цветочная поляна».
А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.
Какое слово выразит его душистый аромат?
Сделайте глубокий вздох и скажите ( АХ! )
6. Использование свойств воздуха человеком.
Продолжим изучать свойства воздуха и узнаем, какие из них использует человек.
Ударь мячом об пол. Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.
Воздух сжимаем и упруг.
Это свойство воздуха широко используется.
Соедините линиями: кто использует - как использует:
Пожарные тормоза
Маляры сильная струя воды
Водители разбрызгивают краску
Опыт ( учитель )
Подойдите ко мне и посмотрите опыт, доказывающий, что теплый воздух поднимается вверх.
( Теплый воздух, поднимаясь вверх, приводит в движение спираль ).
Доказали, что теплый воздух поднимается вверх?
Теплый воздух поднимается вверх
Это свойство воздуха вы можете увидеть и дома, когда теплый воздух из печной трубы поднимается вверх.
Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар.
Он двигался туда, куда дул ветер. Вскоре ученые создали воздушный шар, который был оснащен рулем, им можно было управлять. Такой воздушный шар назвали аэростат.
Аэростат
Почему звери к зиме надевают тёплые пушистые шубки?
( ответы )
В пушистых шубках между ворсинками больше воздуха, который сохраняет тепло.
Почему звери и птицы в сильный холод прячутся в снег?
( ответы )
Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода.
Значит, воздух обладает ещё одним полезным свойством – сохранять тепло.
Поэтому в домах делают двойные рамы.
Сохраняет тепло
Итак, повторим, какие свойства воздуха использует человек:
·воздух сжимаем и упруг
·воздух движется
·горячий воздух поднимается вверх
·воздух сохранят тепло
При нагревании воздух расширяется
- Воздух, как и любое тело, состоит из частиц, между которым есть промежутки. Частицы постоянно двигаются, часто сталкиваются. Когда воздух нагревают, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого они отскакивают на большие расстояния друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются и воздух расширяется.
Демонстрация опыта.
- На колбу натянем шарик и поднесем к огню. Через некоторое время мы увидим, что шарик стал надуваться. Почему?
Вывод! При нагревании воздух расширяется.
При охлаждении воздух сжимается
- Уберем колбу с огня. Что заметили? Правильно. Воздух остыл в колбе и шарик сдулся.
- Зажигаю 3 свечи. Одну закроем стаканом, вторую – банкой, в третью оставим открытой. Что мы увидели? Какая свеча потухла быстрее?
Свеча под стаканом быстро гаснет, под банкой - позже, а неприкрытая свеча продолжает гореть. Почему?
- Под стаканом воздуха очень мало и свеча быстро потухла. Под банкой больше и свеча горела дольше, но и она потухла. А открытая свеча сгорает полностью.
- О чем это говорит?
Воздух поддерживает горение.
- Сколько случаев было в нашем поселке пожаров? Из-за чего происходят пожары?
- Чтобы в нашем доме не случилась беда, нужно внимательно следить за электрическими приборами, соблюдать правила безопасности при пользовании газовыми баллонами, печами и не играть со спичками и горючими веществами.
- Чтобы потушить пожар, нужно прекратить доступ воздуха к горящему предмету: засыпать песком, накрыть одеялом, покрыть пеной из огнетушителя.
- Ой, Воздушный шарик хочет спеть вам, ребята, еще одну песенку. Послушаем о чем она? Может быть, она по теме урока?
(звучит 1 куплет песни «А, ну-ка, песню нам пропой веселый ветер»).
О чем эта песня? А как ветер связан с воздухом?
Давайте вспомним, что мы знаем о ветре?
Рассказ подготовленного ученика о ветре:
Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух.
Теплый воздух легче холодного.
Теплый воздух поднимается вверх. А холодный воздух опускается на его место. Вот и возникает ветер. Значит ветер – это движение воздуха.
- Необходимо положить на столе несколько мелких кусочков бумаги и взмахнуть над ними газетой.
- Что произойдет?- Почему?
- Воздух пришел в движение и “подхватил” на своем пути бумагу.
Помашите веером около лица. Что вы чувствуете? Мы ощущаем легкий ветерок.
Значит воздух – движется.
Воздух движется
Воздух заставляет двигаться и крутиться предметы, образует волны, поднимает пыль.
Подумайте, как человек заставляет ветер помогать себе?
( Ответы детей).
Человек строит ветряные мельницы, ветряные электростанции. Ветер надувает паруса кораблей.
Дыхательная гимнастика.
1. Глубокий вдох, выдох порциями.
2. Глубокий вдох, выдох с шипением.
3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.
7. Экологическая тревога
Демонстрация опыта.
- Зажигаю свечу. Что видно? (Волны воздуха двигаются над пламенем.).
- Возьмем тарелку. Будем держать на несколько сантиметров от пламени
- Что вы увидели на тарелке (Сажу).
-- Сажа происходит от сгорания топлива - в данном случае воска.
Происходит загрязнение воздуха от неполного сгорания. Сейчас горела одна свеча, а сколько сажи дала!
Сколько таких свеч - заводских труб по всей планете? Великое множество.
- Как отражаются на составе воздуха дым, гарь, ядовитая копоть? (Воздух загрязняется).
- Эта проблема является одной из важных в настоящее время.
Так как там много фабрик и заводов, которые влияют на состав воздуха. В этом районе большая заболеваемость людей.
- Что вы узнали из текста, о том, что делает люди для охраны чистоты воздуха?
- Что вы можете сделать для охраны чистоты воздуха?
- Растения необходимы для чистоты воздуха. Они играют огромную роль в очистке воздуха. Они задерживают пыль, копоть.(Слайд)
8. Охрана воздуха.
Ребята, людям и животным, заводам и машинам- всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?
( ответы )
Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.
Ребята, а от чего воздух может загрязняться?
( ответы )
Отметьте красным карандашом то, что загрязняет воздух, зеленым – то, что не загрязняет.
Расскажите, от чего загрязняется воздух?
( ответы )
В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.
Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.
Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым?
( ответы )
На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух..
А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу.
Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4осины.
9.Рефлексия.
Рефлексия «Метод пяти пальцев»
М – мизинец.
- Какие знания вы сегодня получили ?
Б – безымянный
- Что я сегодня делал и чего достиг ?
С – средний
- Чем я сегодня помог однокласснику ?
У – указательный
- Что я сегодня сделал для своего здоровья ?
Б – большой
- Какое у вас настроение ?
-Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе.
Давайте же стараться жить так, чтобы на нашей планете - Земле всегда цвели цветы и пели птицы!
- А теперь откройте дневники для домашнего задания.
10. Домашнее задание ( дифференцированное ):
Слабые: Подготовить доклад на тему “Свойства воздуха”.
Сильные: Составить кроссворд по теме «Воздух и его свойства», рисунок «Охрана воздуха»
11. Оценивание.
На память об уроке друг Воздушный Шарик дарит вам частичку воздуха с оценкой, которую вы сегодня заработали на уроке.
Если вы согласны с оценкой. Похлопайте в ладоши!
Спасибо за урок! До новых встреч!
ТЕСТ:
1. Что такое воздух?
А) жидкость
Б) твёрдое вещество
В) смесь газов
2. Сколько времени человек может обходиться без воздуха?
А) 5 недель
Б) 5 дней
В) 5 минут
3. Чистый воздух:
А) белый
Б) прозрачный
В) синий
Г) способен перемещаться
Д) стоит на месте
Е) без запаха
Ж) пахнет
З) лёгкий
И) тяжёлый
К) имеет температуру
Л) имеет форму шара
4. Что измеряет уличный термометр?
А) температуру тела
Б) температуру воды
В) температуру земли
Г) температуру воздуха
5. При какой температуре воздуха очень холодно?
А) + 20 градусов
Б) 0 градусов
В) – 20 градусов
6. Движение воздуха – это…
А) листопад
Б) ветер
В) снег
7. Куда поднимается горячий воздух?
А) вверх
Б) вниз
В) в стороны
Анализ урока
Познание мира 3 класс
В 3 классе 6учеников. На уроке присутствовали все ребята. Из них 1девочка и 5 мальчиков. Класс по успеваемости средний (на уроке познания мира).
Тема урока выбрана в соответствии с календарно – тематическим планированием.
Учебный материал подобран в соответствии с Гос.стандартом и образовательными, развивающими, воспитывающими задачами урока.
Тема: Воздух и его свойства. Движение воздуха- ветер.
Цели:
познакомить с составом воздуха, его свойствами;
формировать знания учащихся о воздушном океане Земли - атмосфере;
развивать коммуникативные навыки и творческие способности через групповую форму работы;
показать влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека;
рассказать о мероприятиях, проводимых для охраны чистоты воздуха.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Методы преподавания: информационный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; деятельностный.
Форма работы: работа в группе, в паре, фронтальная
Модули: 1.Использование ИКТ 2. Новые подходы 3.Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников 4.Обучение талантливых и одаренных детей .5.Обучение критическому мышлению.
На уроке формировалось умение выделять главное в учебном материале , использовались проблемные задания , осуществлялся личностно – ориентированный подход.
Для привлечения внимания использовала наглядный материал , приём эмоционального изложения , смену интонации.
В течении урока использовались упражнения для развития зрительской памяти, наглядно – образного мышления.
Среди учащихся применялась индивидуальная , коллективная , групповая формы работы.
Для снятия утомления , тонизирования организма , получения положительных эмоций , установки на преодоление трудностей были проведены психологический тренинг « Волна» , оздоровительные минутки.
При проведении всех видов работ учитывались возрастные и индивидуальные особенности внимания , памяти , мышления , воображения , восприятия учащихся .
Считаю , что урок достиг цели.