Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | 1 3 1 4 1 Беседа. – Могут ли экосистемы жить без помощи людей? – Выберите настоящие экосистемы. Группам класса предложены 3–4 экосистемы для выбора из учебника на с. 10. – Что можно сказать про различные условия обитания на Земле? (На нашей планете существуют пояса освещённости, т.к. тепло распределяется по её поверхности неравномерно. Поэтому есть два холодных пояса, два умеренных и один жаркий. Значит, условия в этих поясах неодинаковые.) – Сегодня мы отправимся в путешествие и попробуем выяснить, меняются ли природные условия обитания в каждом поясе. – Прежде чем отправляться в путешествие по нашей планете, мы к нему приготовимся. 1. Определим, куда мы отправимся. 2. Что нужно взять в дорогу, как одеться? Почему? 3. Предположим, кого мы там можем встретить. Работа групп с карточками: 1. Река в летний день. 2. Та же река, но осенью. Ребята отвечают на поставленные вопросы. Главные выводы. 1. По пейзажу легко определить место, куда мы направляемся. 2. Чтобы собраться в дорогу, важно учитывать и место, и время года. 3. Важно помнить, что мы – гости в лесу или на реке. – Ребята, вы очень хорошо справились с заданиями. Приступаем к третьему. – В каком поясе, по вашему мнению, находится место нашего путешествия? Какие природные экосистемы могут окружать это место? Предположения детей. – Подумайте и ответьте на поставленные вопросы. Предположим, наше путешествие пройдёт по одной из крупных рек России. Эта река протекает с севера на юг или с юга на север. Одинаковую ли картину природы можно увидеть в один и тот же день, например, сегодня в её верхнем и нижнем течении? (Мнения детей могут разделиться.) – Ребята, о чем мы сегодня можем поговорить на уроке? (Мы можем поговорить о смене картин природы с севера на юг или с юга на север.) – Какие знания пригодятся в нашем путешествии? – Мы узнаем о том, как меняется природа, когда мы движемся с севера на юг и с юга на север. – Составим план урока. Учитель вместе с детьми составляет план урока. – Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.) – Какие умения формировали? | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. | 1 4 2 3 4 3 – Давайте наше путешествие начнём из района Центральной России. Какой у нас климат? Продолжительность времён года? Какие экосистемы преобладают? (Климат Центральной России умеренно тёплый, умеренно холодный с достаточным количеством осадков. Четыре времени года по продолжительности примерно равные. Большую часть Центральной России занимают леса.) – Предположите, что будет меняться в вашем путешествии на юг или на север. Используйте карточки. (Учитель заранее может приготовить запись погоды в различных городах России на один день.) (В городах, расположенных южнее, температура выше. Значит, там теплее. В городах, расположенных севернее, температура низкая. Там ещё зима.) Работа в группах. – Наши герои Лена и Миша на каникулах тоже отправились в путешествие. Лена отправилась на юг, а Миша – на север. Картины природы, увиденные ими из поезда, помогут вам составить рассказ. Группы работают с учебником (с. 10–11, 12–13). Дети составляют рассказ, используя слова: тёплый или холодный, поздно или рано, долгое или холодное, влажное или засушливое. План рассказа: Климат. Весна. Лето. Наличие деревьев. Экосистема. Природная зона. – К каким выводам вы пришли? (Мы выяснили, что севернее климат более холодный, а южнее климат более тёплый. Меняются и картины природы. На юге и на севере нет лесов. Это уже другие природные зоны.) – Как вы понимаете, что такое природная зона? (Это территория с похожими природными условиями.) – С какими природными зонами вы ознакомились? (В холодном поясе России есть природная зона тундры, в умеренном поясе – лесная зона, степная зона.) – Может ли порядок расположения природных зон меняться на Земле? (Предположения групп.) – Какую форму на карте, глобусе могут иметь природные зоны? От чего это зависит? – Проверьте свои предположения на с. 13. – С каким законом Земли вы сегодня ознакомились? (Это закон природной зональности.) – Хорошо, ребята, давайте подведём итог и вернёмся к заданию, которое вызвало у вас сначала так много версий. 1. Определим, куда мы отправимся. 2. Что нужно взять в дорогу, как одеться? Почему? 3. Предположим, кого мы там можем встретить. – Что мы делали? – Какое умение формировали? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙΙ. Применение нового знания. | Работа в Рабочей тетради. Детям предлагаются задания 1–4 из Рабочей тетради и вопросы на с. 13. Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты выполнил задание сам или были недочёты? – Ты выполнил всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Молодец! Ты не только правильно выполнил задание, но и объективно оценил свою работу. Работа в учебнике. – Ребята, выберите из материала учебника информацию, которую можно было бы поместить в нашей газете под рубрикой «Это интересно» или в альбоме-проекте. | |