Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Что такое имя прилагательное?"»
Урок 136. Что такое имя прилагательное?
Цель: познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие? и их ролью в речи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся ставить вопросы от существительных к прилагательным; находить прилагательные и тексте; устанавливать связь между прилагательным и существительным; подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии.
Ход урока
I.Организационный момент
Прозвенел звонок сейчас Все вошли спокойно в класс. Встали все у парт красиво Вижу: класс мой - хоть куда! Мы начнём урок русского языка.
Дети занимают свои места. Записывают число, классная работа.
II.Актуализация знаний
Словарная работа:
Загадка:
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать быстро. Сапоги все из резины,
А зовут её: (машина)
Подберите к слову машина однокоренные слова.
машинка
машинное (масло)
машинист
машинистка
машиностроение
Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково. В современном мире машины облегчают труд человека.
Разделите слова на два столбика. (Первый столбик: брюки, ромашка, мальчик, окно . Второй столбик: желтая, смелый, деревянное, узкие.)
На какие вопросы отвечают слова первого столбика?
Что обозначают слова первого столбика?
Как называется часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? что? (Имя существительное.)
Что обозначают слова второго столбика? (Желтая — цвет, смелый — внутреннее качество, деревянное — материал, узкие — размер.)
Эти слова можно назвать одним словом -признаки.
На какие вопросы отвечают эти слова? (Какая? Какой? Какое? Какие?)
Слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какая? какой? какое? какие? называются прилагательными.
Определите тему сегодняшнего урока.
Откройте учебник на с. 86 и прочитайте тему.
IV. Работа по теме урока
Упр. 148 (с. 86).
(Устное выполнение.)
Прочитайте слова тетушки Совы.
Что обозначают слова? (Признаки предметов.)
На какие вопросы отвечают? (Какая? Какой? Какое? Какие'.')
Как называются такие слова? (Имена прилагательные.) (Учитель читает стихотворение.)
Со мною все предметы
Красивы и приметны.
Мир чувств, понятий и вещей,
Природный мир и мир людей
Могу окрасить в яркий цвет,
Такой, что лучше в свете нет,
Могу же сделать и бесцветным,
Хорошим, злым и разноцветным.
Меня вам надобно беречь,
Богатой делаю я речь.
О какой части речи говорится в стихотворении? (Об именах прилагательных.)
Как определили?
Упр. 149 (с. 86).
(Выполнение в соответствии с заданиями. Проверка — один ученик читает выписанные словосочетания, остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».)
V.Физкультминутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей.
VI.Закрепление изученного материала
Упр. 151 (с. 87).
(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.)