Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку по теме "Что такое имя прилагательное?"»
Русский язык. 2 «В» класс. УМК « Школа России». (Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкой стр.86-87)
Тема урока: «Что такое имя прилагательное?»
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока учебной информации об имени прилагательном как части речи, для формирования морфологических умений и понятий, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний об имени прилагательном как части речи, его связи с именем существительным и зависимости от него; обучению умению применять эти знания в практических упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию умения применять ранее полученные знания, закреплению изученного материала, развитию речи, мышления, памяти, воображения, любознательности, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма при ознакомлении с именами прилагательными, развитию умения определять связь имени прилагательного с именем существительным; расширению кругозора обучающихся.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, положительную мотивацию к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к родному слову, гордость за родной язык, бережное отношение к родному языку, слову; окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, силу воли, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной учебной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, применение ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «взаимопонимание», «трудолюбие», «терпение», «уважение к окружающим», «дисциплина», «справедливость»; проявлять интерес к русскому языку, понимать и принимать правила коммуникации, осознавать значимость личностных качеств для успешности обучения, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изученной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах; умение строить логическую цепочку рассуждений, осуществлять анализ, сравнение и обобщение.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; развитие монологической и диалогической речи, умения слушать, развитие умения участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной и фронтальной)
Предметные: умение определять имя прилагательное по его морфологическим признакам, его связь с именем существительным и зависимость от имени существительного; применять правила правописания, проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.
Основные образовательные ресурсы: мультимедийная система, презентация, учебник «Русский язык» 2 класс, часть II, В. П. Канакина; карточки для проверки знаний.
Ход урока
Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Екатерина Игоревна.
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш и линейка.
3. Мотивация к обучению и познанию.
У: Урок я хочу начать притчей. Однажды молодой человек пришел к мудрецу. Каждый день по пять раз я произношу фразу: «Я принимаю радость в мою жизнь», но радости в моей жизни нет. Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил: «Назови, что ты выбираешь из них». «Ложку», - ответил юноша. Произнеси это 5 раз. «Я выбираю ложку», послушно произнес юноша 5 раз. «Вот видишь, -сказал мудрец, повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку. Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их на практике.
б) Отгадка загадки, определение буквы, которую будем прописывать.
У: На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я - ... .
О: Пенал.
У: Правильно. Ребята, какая буква стоит в начале слова?
О: Это буква «П».
У: Правильно. Какие звуки обозначает эта буква?
О: Пь, Пъ
У: Ребята, кто догадался, какую букву мы будем прописывать на каллиграфической минутке?
О: Букву «П».
У: Правильно, на каллиграфической минутке прописываем заглавную букву «П».
в) Прописываем заглавную букву «П».
У: Ребята, из каких элементов состоит буква «П»?
О: Наклонная прямая линия, наклонные прямые линии с закруглением вправо и влево.
У:Итак, приготовились к написанию буквы «П»: выпрямили спины, сели ровно, тетрадь положите с наклоном вправо, приступили к написанию.
Начинаем писать букву чуть ниже нижней линии предыдущей рабочей строки. Ведем удлиненную наклонную линию с закруглением внизу влево, касаясь нижней линии рабочей строки.. Второй элемент так же начинаем писать чуть ниже нижней линии предыдущей рабочей строки. Ведем удлиненную наклонную линию с закруглением внизу вправо, все элементы при письме с одинаковым наклоном. Пишем верхний элемент: с закругление вправо, прямая черта, не касаясь первых двух элементов и нижней линии предыдущей рабочей строки. Прописываем всю строчку каллиграфически правильно букву «П».
У: Пропишем соединения заглавной буквой с гласными буквами: «Пе», «Пи», «Пю», «Пя».
2. Словарная работа.
У: Разгадайте ребусы.
О: Город
У: Молодцы! Запишите отгадку в тетрадь в строчку.
О: Дорога
У:Запишите.
Я у бабушки Маши в саду
На прекраснейшей грядке расту.
Я и сочная, вкусная, сладкая,
И такая я вся ароматная.
На меня ты, Егор, погляди-ка,
Что за ягодка я?
О: Земляника.
У: Молодцы! Запишите.
Словно девица на грядке,
Сто рубашек в беспорядке.
В бочках солят её густо...
Как зовут её?
О: Капуста.
У:
О: Корова.
У:
О: Лягушка.
г) Самостоятельная работа обучающихся в тетрадях.
У: Ребята, выделите в словарных словах орфограмму и поставьте ударение. Один у доски, остальные в тетрадях.
д) Проверка, анализ деятельности обучающихся.
У: Читаем первое слово, называем, на какой слог падает ударение, орфограмму.
У: Ребята, вы хорошо справились с заданием. Какой частью речи являются словарные слова?
О: Имя существительное.
У: Какие еще части речи вы знаете?
О: Глагол, имя прилагательное, наречие, местоимение.
3. Работа с деформированным текстом.
а) Восстановление деформированного текста.
У: Ребята, составьте устно предложение с любым словарным словом.
О: Я живу в городе Черняховск.
б) Запись предложения.
У: Записываем предложение.
в) Анализ предложения.
У: Олеся, прочитай орфографически правильно предложение. Назовите главные члены предложения?
О: Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.
У: Что обозначает подлежащее?
О: Подлежащее обозначает предмет речи, о ком или о чем говорится в предложении? Отвечает на вопрос кто? что?
У.: Ребята, определите подлежащее в нашем предложении.
О: О ком говорится в предложении – обо мне. Я – это подлежащее, подчеркиваем одной чертой.
У: Хорошо. Что обозначает сказуемое?
О: Сказуемое – обозначает то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопрос что делал? что сделал?
У: Определите сказуемое в предложении.
О: Я (что делаю?) живу. Живу – это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.
г) Проверка, анализ деятельности обучающихся.
У: Ребята, вы без ошибок определили главные члены предложения.
4. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Ребята, еще раз посмотрите на доску, прочитайте предложение.
О: Пришла теплая и долгожданная (весна – пропущено).
У: Что вы можете сказать об этом предложении? Всё ли вам понятно?
О: В предложении не совсем понятно, о чем идет речь.
У: Как вы думаете, какого слова не хватает в предложении?
О: Весна.
У: Весна, это какая часть речи?
О: Существительное.
У:,Весна какая?
О: Теплая, долгожданная.
У: К какой части речи относятся эти слова? (теплая, долгожданная)
О: К имени прилагательному.
У: Верно, если мы уберем слово «весна» нам будет понятно, о чем идет речь в предложении?
О: Нет.
У: Какой же вывод можно сделать?
О: Имена прилагательные тесно связаны в речи с именами существительными.
У: Совершенно верно.
а) Работа с правилом.
У: Прочитайте правило на странице 86. Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными.
Открытие новой темы.
а) Работа у доски.
У: На доске вы видите словосочетания. Прочитайте.
1. Большой (какой?-пропущено)дом.
У: К какой части речи относится слово «большой»?
О: Имя прилагательное.
У: Докажите.
О: Дом какой? большой. Большой – имя прилагательное, отвечает навопрос какой?
У Запишите, вставив вопрос. Как подчеркивается имя прилагательное?
О: волнистой линией.
У: Подчеркните. Какое окончание в слове «большой»?
О: «ой».
У: Молодцы. Выделите окончание. Укажите род имени прилагательного.
О: Единственное число, мужской род.
2. Рыжая (какая?-пропущено) лиса.
У: К какой части речи относится слово «рыжая»?
О: Имя прилагательное.
У: Докажите.
О: Лиса какая? рыжая. Рыжая – имя прилагательное, отвечает на вопрос какая?
У: Запишите, вставив вопрос. Подчеркните имя прилагательное. Выделите окончания. Укажите число род имени прилагательного.
О: Единственное число, женский род.
3. Яркое (какое?- пропущено) солнце.
У: К какой части речи относится слово «яркое»?
О: Имя прилагательное.
У: Докажите.
О: Солнце какое? яркое. Яркое – имя прилагательное, отвечает на вопрос какое?
У: Запишите, вставив вопрос. Подчеркните имя прилагательное. Выделите окончания. Укажите число и род имени прилагательного.
О: Единственное число, средний род.
Способные (какие?-пропущено) дети.
У: К какой части речи относится слово «способные»?
О: Имя прилагательное.
У: Докажите.
О: Дети какие? способные. Способные – имя прилагательное, отвечает на вопрос какие? Укажите число ирод имени прилагательного.
О: Множественное число, не имеет рода.
Физкультминутка.
У: Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
У: Верно. Спишите текст, вставляя вопросы имен прилагательных. Алёна работает у доски, проговаривая все орфограммы, вы самостоятельно в тетрадях. Внимательно прочитайте предложение. Подчеркните главные члены предложения.
О: О ком говорится в тексте – о народе. Народ – это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Народ что делал? Создавал. Создавал – это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.
У: Молодец! Теперь подчеркните имена прилагательные.
в) Работа с учебником.
У:Ребята, откройте страницу 87 упражнение 151. Выполняем самостоятельно упражнение, записываем его в тетрадь.
У: Закончили выполнять упражнение. Ребята, поменяйте с соседом по парте тетрадями для взаимопроверки. Итак, читаем орфографически правильно первое словосочетание. Из каких частей речи состоит словосочетание?
О: Имя прилагательное.
У: Докажите, что это имена прилагательные.
У: Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая?...
VI. Закрепление полученных знаний на уроке.
У: У каждого из вас есть карточка с заданием. Слова для справок: сильный, теплая, новое, вкусные.
Сегодня на улице (__________)_____________погода.
Мама купила (__________)_____________ пальто.
Сегодня был(__________ ) _____________ ветер.
Папа принёс(__________)_____________ конфеты.
Вам нужно дополнить предложение, используя правило, с которым мы сегодня познакомились. Какое это правило?
О: Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными.
У: Хорошо. Ребята, дополните предложения, вставляя имена прилагательные и вопросы к ним.
У: Закончили выполнять задание. Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Сейчас вы будите представлять результаты своей работы. Весь класс внимательно слушает предложения друг друга.
VII. Итог урока.
У: У вас на партах лежат карточки с изображением лестницы успеха. Найдите себя и раскрасьте.
VIII. Домашнее задание.
У: Молодцы. А сейчас каждый приносит мне тетрадь с каллиграфическимнаписанием всех работ и получает задание на дом.