Цель: «Расширять представления о ценности взаимопонимания».
Задачи:
• Образовательная: раскрывать значение понятий «взаимное согласие», «взаимопонимание»;
•Развивающая: развивать стремление уважать мнения других людей;
•Воспитательная: воспитывать чуткое и внимательное отношение к людям.
Оборудование:Фонограмма песни, музыка.
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Я очень рада видеть всех вас, ведь каждый из вас как частичка космоса, как маленькое солнышко: светит и озаряет светом, согревает всех своим теплом. Радуйтесь, удивляйте и удивляйтесь миром, в котором живёте.
Не привыкайте к чудесам,-
Дивитесь им, дивитесь.
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.
За мигом миг,
За шагом шаг,
Впадайте в изумленье.
Все будет так и все не так
Через одно мгновенье!
- Так давайте же увеличивать добро на земле, хотя бы вокруг нас. А иначе нельзя!
- А сейчас сожмите ладошку в кулак. Как вы думаете, на что похож наш кулачок? Оказывается наш кулак – это размер нашего сердца, которое находится у нас в груди.
2.Работа по теме урока.
«Понимание – основа любви» Народная мудрость
- Как вы понимаете смысл пословицы? (ответы учащихся)
Беседа:
- Отчего происходит непонимание между людьми?
Какое чувство лежит в основе взаимопонимания?
(ответы учащихся)
- Непонимание возникает из-за отсутствия желания понять другого человека. Понимание – результат совместных усилий общающихся людей, терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий.
Мир, дружба, сострадание, понимание, любовь, уважение – всё это лежит в основе взаимопонимания
Рассказывание истории (беседа). Подарок.
«Семь дочерей» Василия Сухомлинского (МП стр. 39)
Беседа:
- Как дочери относятся к своей матери?
- Можно ли говорить о взаимопонимании в этой семье?
- К кому из дочерей можно отнести строки: «Больше слов — меньше дела»?
Вывод: Заботливое отношение к близкому человеку – это не только приятные слова, но и хорошие дела.
Творческая деятельность, групповая работа.
Анкета «Мой класс»
В каждом коллективе возникают проблемные ситуации. Нужно их обязательно решать, прилагая усилия, приходить к взаимопониманию. Перед вами анкета. Чтобы узнать, есть ли какие-нибудь проблемы в нашем классе, нужно её заполнить (Карточка № 1 — индивидуальная работа).
Существует ли взаимопонимание в твоём классе? (да, нет)
Что тебя радует?
Что беспокоит?
Что удаётся делать всем вместе?
Существует ли доверие в отношении друг к другу?
Кто помогает наладить отношения друг с другом? (учитель, сами ребята)
Что бы хотелось изменить в отношениях одноклассников?
К следующему уроку я проанализирую ваши анкеты, и мы узнаем, существует ли понимание в нашем классе и над чем нам предстоит поработать.
Создание человечков-ладошек.
- Посмотрите на вашу ладошку. Обведите и вырежьте.
- Есть ли одинаковые у кого-нибудь?
- Так и все мы, мы разные: у каждого свой характер, свои желания, своё отношение к ситуации. Инаверное, поэтому, нам иногда так трудно понять друг друга, но к этому нужно стремиться и помнить, что мы все разные и нужно уважать мнения друзей, их чувства и переживания.
- Давайте покажем при помощи этих человечков, что хотя мы все и разные, но мы можем дружить. Сделаем дружный хоровод.
(ребята выкладывают из ладошек круг)
- Посмотрите, так как все человечки разные, получился яркий дружный хоровод. Это красиво. Так и мы, когда все дружим, уважаем, любим и понимаем друг друга – это красиво!
Вывод: Понимание — это основа любви, а любовь — это дружба, счастье.
Групповое пение. Музыка Е. Птичкина Слова М. Пляцковского
Совершите чудо (У. Стр 46)
Землю обмотали тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек.
Совершите чудо: руку протяните -
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек!
Обогрейте словом, обласкайте взглядом -
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек!
Домашнее задание.придумать Закон, как «Понимать СЕБЯ и ДРУГИХ», проанализировать вместе с родителями. Сделать ладошки членов своей семьи.
3.Заключительная минута тишины.
- А теперь сядьте удобно, закройте глаза. Пусть в ваших сердцах загораются искорки взаимопонимания так же ярко и красиво, как наш сегодняшний хоровод и никогда не гаснут.
А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу. Урок окончен.