План урока «Самопознание»
Школа КГУ «Качарская средняя школа №1»
Дата 14.09.15
Тема: «В зеркале красоты»
Ценность Истина
Качества: ищите истину в самих себе; отличайте вечное от временного, реальное от нереального; самоанализ; ищите знания; уважение ко всем религиям, вера в себя, ответственность и т.д.
Педагог Дзядзина А.Б. Класс 9
Цель:
углубить представления учащихся о понятии
«красота человека».
Задачи:
- содействовать взаимосвязь внешней красоты и состояния внутреннего мира человека
- развить стремления стать красивым человеком в истинном смысле этого понятия
- воспитывать чувство прекрасного
Ресурсы:(материалы, источники,
Слайд с цитатой, музыка для позитивного настроя и круга благодарения, тексты песни,
листы формата А8 на каждого ученика,
Ход урока:
1.Орг.момент. – оценивание готовности учащихся к уроку.
Наличие учебника, тетради, дневника, ручки. Дисциплина.
2.Позитивный настрой Путешествие в подводное царство
Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя свободно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда – сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь, посмотрите вон туда…это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя (помолчать несколько секунд).
А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие. Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
Вопросы для обсуждения:
Удалось ли выполнить упражнения?
Как вы себя при этом чувствовали?
- Введение в тему. Стихотворение Абая Кунанбаева «Словно месяц, изогнутый в небе ночном.»
Богатством, разнообразием и выразительностью поэтической речи отличается и стихотворение Абая "Словно месяц, изогнутый в небе ночном." (1884), посвященное описанию женской красоты.
В мировой поэзии имеется немало стихов на эту тему. Абай решил эту тему, ограничившись скромной задачей: показом внешней красоты, не затрагивая внутреннего мира человека.
Примечания
- Позитивное высказывание (цитата).
«Встречают по одежке, провожают по уму»
Как вы понимаете смысл цитаты?
при встрече с незнакомым человеком прежде всего бросается в глаза его внешний вид, одежда, а после знакомства с ним отдают должное его уму, знаниям. Говорится, когда первое впечатление от знакомства с человеком не совпадает с последующей оценкой его достоинств.
- Рассказывание истории (беседа).
Так говорили две свечи
"Жаль мне тебя", - сказала незажжённая свеча своей зажжённой подруге. - "Короток твой век. Ты всё время горишь, и скоро тебя не станет. Я много счастливее тебя. Я не горю, и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены".
Отвечала горящая свеча: "Я нисколько не жалею об этом. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Я горю и воск мой тает, но от моего огня зажигается множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. И когда воск и фитиль сгорят, то огонь мой - душа свечи - соединится с огнём пространства, частицей которого он являлся, и я снова вольюсь в свой великолепный и сияющий огненный дом. А здесь я светом своим разгоняю мрак ночи; радую глаз ребёнка на праздничной елке; оздоровляю воздух у постели больного, ибо возбудители болезней не выносят живого огня; возношусь символом молитвенного устремления перед священными изображениями. Разве короткая жизнь моя не прекрасна?! И мне жаль тебя, незажжённая моя сестра. Жалка твоя участь. Ты не выполнила своего назначения; и где душа твоя - огонь? Да, ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая, и какая радость, и польза от тебя?
Право, "лучше гореть, нежели почивать", потому что в горении жизнь, а в спячке - смерть. И ты жалеешь меня, что я скоро сгорю и перестану жить, но ты, в твоём сохранном бездействии и не начинала существовать, и так и умрешь, не начав. А жизнь пройдёт мимо".
Так говорили две свечи.
В чём смысл притчи?
6.Задание.
Рассмотрите репродукции картин ит.художника 15 века Тициана(с.18). Удалось ли художнику передать красоту изображенных людей? Представьте, что герои картин оказались бы в нашем времени. Оценили бы наши современники их красоту? Почему?
Вывод: Многие поколения люде считают образы, созданные художниками, выражением красоты, потому что красота- внутреннее состояние, которое угадывается во взгляде, движениях и жестах человека.
- Творческая деятельность, групповая работа.
- Работа в группах над проектом…. «Красота спасет МИР»
1группа
Что представляет собой красота моего посёлка.
2 группа
Красота Внутреннего мира человека
3 группа
Что представляет собой красивый человек в нашем современном обществе.
b. Защита проектов. Представить свою работу.
- Групповое пение
Если с другом вышел в путь….
- Домашнее задание.
Стр.21-24 прочитать и высказать своё мнение по обсуждаемой теме.
- Заключительная минута тишины.
Красота не открывается тому, кто спешит, суетится, злится. В этом случае человек замечает только крайности: хорошо или плохо, черное или белое. Чтобы увидеть весь спектр красок мира, нужно научиться чувствовать важность каждого мига, слышать малейший трепет сердца. Это и есть красота жизни, когда проявляются все краски мира!