Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема : Одушевленные и неодушевленные имена существительные.»
Муниципальная казенная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.А.Макоева с.Чикола
Конспект урока по русскому языку во 2 классе.
Тема : Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Учителя начальных классов
Дзарасовой Л.Р.
2017 г.
Тема : Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Цель:
Формирование предметных умений:
Определять грамматические признаки имени существительного.
Систематизировать признаки имени существительного как части речи.
Формировать у учащихся умения ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
ознакомить с существительными, которые могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными и в зависимости от предложения меняют своё лексическое значение;
развивать внимание, связную речь.
Формирование УУД:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
познавательные умения:
- ориентироваться в раздаточном материале;- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в группе.
Оборудование: карточки для работы в паре, карточки для работы групповой.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Подготовка учащихся к работе.
2.Создание условий для включения в деятельность.
- Добрый день, ребята! Я рада нашей встрече на уроке русского языка.
- Учащиеся приветствуют учителя и настраиваются на работу и сотрудничество.
Решение дидактической задачи: актуализация опорных знаний и умений.
II. Актуализация знаний
Работа над загадками
- Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки с вопросами .
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.(Кто? Лось)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем –не найдём.(Что? Роса)
В голубой станице
Девица круглолица.
Ночью ей не спится-
В зеркало глядится .(Что?Луна)
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней? (Кто? Доктор)
- К какой части речи относятся эти слова? Почему?
- Что вы знаете об имени существительном? Поделитесь, пожалуйста, со мной своими знаниями.
III. Выявление места и причины затруднения.
Решение дидактической задачи: обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
- Предлагаю заполнить карточку «Я знаю, я умею, я могу» в первой графе.
Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если нет – «?».
(Приложение №1).
Каждый учащийся работает с карточкой и таким образом определяет свое незнание.
- У кого не все знаки «+»? Что вы не знаете и не умеете?
Учащиеся формулируют ответ, начиная словами «Я не знаю, Я не умею».
Формулирование проблемы, планирование.
Решение дидактической задачи:создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
Учитель выслушивает ответы детей после работы с карточкой, обобщает и подводит учащихся к выводу. Учащиеся делают вывод о том, что не знают, что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные и не все знают, какие существительные можно отнести к одушевленным, а какие к неодушевленным существительным. У некоторых детей возникают частные моменты, н-р, слово «трава» относится к одушевленным или неодушевленным существительным.
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.
- Что вы узнаете сегодня на уроке?
Сегодня мы будем учиться ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. А для этого мы должны быть внимательными, помогать друг другу, отвечать правильно, полными ответами.
Какая сегодня тема урока?
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
- Я предлагаю вам самим открыть новое знание, чтобы в результате нашей совместной работы все ваши «?» превратились в «+».
- Какими способами мы сможем добиться этого?
Будем обсуждать, выполнять задания, писать упражнения и т.п.
V.Открытие нового знания.
Решение дидактической задачи: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.
- Прочитайте еще раз слова, записанные в тетрадях.
- На какие группы их можно разделить?
- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что? кто?
- Почему одни отвечают на вопрос что, а другие на вопрос кто?
Вывод:В русском языке все имена существительные делятся на две группы.
Существительные, которые отвечают на вопрос кто?, называются одушевлёнными.
Существительные, которые отвечают на вопрос что?, называются неодушевлёнными.
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа в группах. Каждой группе (4 группы) даны 3 разноуровневых задания.
Если среди слов есть «лишние» или те, которые не смогли никуда определить, пишите их внизу.
2 задание. 2 уровень (продуктивный)
Выпишите из данных предложений только те, в которых выделенные слова будут неодушевленными.
Папе с мамой с удовольствием станцевали нам польку. В Восточной Европе встретишь польку, болгарку, словачку и румынку.
«…Но пенятся, пенятся, волны – кудряшки, на речке барашки, барашки, барашки…» В стаде были овечки и барашки.
В лесу, осеннею порой, частые гости грибники и грибницы. Гриб срезать надо осторожно, чтобы не повредить грибницу.
В парке мы часто даем голубям крошки хлеба. «Крошка – сын к отцу пришёл, и спросила кроха: «Что такое хорошо, а что такое плохо?...»
3 задание. 3 уровень (творческий)
Прочитайте слова.
Норка
Свинка
Шах
Галочка
Ласка
Собачка
Составьте 4 предложения с любыми из этих существительных так, чтобы в одном случае это существительное было неодушевленным, а в другом случае одушевленным.
А теперь давайте проверим, как вы справились с заданиями. Ответственный ученик в группе зачитайте свои ответы.
Вывод: Как определить одушевлённые существительные или неодушевлённые? (Если слово отвечает на вопрос кто? – оно одушевлённое, что? – неодушевлённое.)
VII.Физминутка
VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой
Самостоятельная работа
Упр.236 (с.10)
Работа в паре.
Найди 6 слов и обведи их в овал.
ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛКВЫЧ
АСКОМПЬЮТЕРТЦЪЬРЫБКАРРПР
ЧВГУСЕНИЦАРНТРАВАТЭМОУ
- Какие слова нашли?
Вывод: Все имена существительные, обозначающие рыб, птиц, зверей, насекомых и даже червей – это животные. Это одушевлённые имена существительные.
3.Фронтальная работа по вариантам.
I в – выпишет одушевлённые имена существительные.
II в – неодушевлённые имена существительные.
- Какие слова выписал I вариант? Почему? Белка, рыбка, гусеница.
- Какие слова выписал II вариант? Почему? Радуга, роза, конфета.
Вам встретилось слово гусеница.
- Что вы себе представили?
- К каким существительным относится это слово? Почему? Это одушевлённое имя существительное, потому что отвечает на вопрос кто?
- А я представляю гусеницу от трактора. А теперь к каким существительным относится слово гусеница? Это неодушевлённое имя существительное, так как отвечает на вопрос что?
I - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос кто?
II - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос что?
Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.
IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Решение дидактических задач:
1. Анализ и оценка успешности достижения цели.
2.Выявление качества и уровня овладения знаниями.
- Что нового узнали?
- Ребята, теперь снова заполните карточки у вас на столе. Стало ли больше «+», или остались «?»
-Что такое имя существительное?
- На какие группы делятся имена существительные?
- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные?
- На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные?
Ребята встаньте, пожалуйста, кто доволен собой на уроке, кто заслуживает апплодисментов.
Домашнее задание. 240
Приложение №1.
«Я знаю, я умею, я могу».
Ф. И.__________________________
В начале урока
В конце урока
1.Я знаю, что такое имена существительные.
2.Я умею находить существительные среди других слов.
3.Я знаю, что имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
4.Я смогу различить одушевленные и неодушевленные существительные.