- познакомить с понятием личные местоимения, употреблением в речи и их особенностями.
- развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки.
- развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
- развитие самостоятельности.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- правильное построение речевых высказываний.
- ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного: добывать новые знания.
Общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать), находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.
Этап урока | Время, мин | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД (формы организации учебной деятельности) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД (формирование универсальных учебных действий) |
I. Мотивация к учебной деятельности 1. Мотивация Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - наметить шаги учебной деятельности. | 1 | Слайд №1 – Солнце раненько встаёт И спешит скорей в обход. – Как, ребятушки, живете? – Как здоровье, как животик? – Одолела вас дремота? – Шевельнуться неохота? – Всем командую: “Подъём!” – Мы урок наш проведём. | Словес ный. | Ф | Создание эмоционального настроя на учебную деятельность | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Слушают и смотрят слайд с данным этапом. | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
2. Шкала настроения Шкала настроения. | 0,5 | Слайд №2 - А с каким настроением вы пришли на урок? Покажите соответствующее солнышко. Улыбнемся солнышку, Дадим друг другу руку – Поднимем настроение Себе и другу! | Словес ный, иллюстративный | Ф | Создание эмоционального настроя на учебную деятельность | Показывают соответствующий смайлик-солнышко, улыбаются и подают руку друг другу. |
3. Орфографическая минутка | 3,5 | Работа в тетради. Запись даты. (дата и слово записаны на доске) У. - На улице весна, я думаю, сегодня у вас будет хорошее, бодрое настроение, как у нашего солнца. Орфограмма слова – со_нце У.—Записать слова со_нце У.— какую букву вставим Д.— «л», потому что проверим солнечный. "Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными" Чтобы проверить непроизносимые согласные нужно подобрать проверочные слова, в которых эти звуки произносятся. | Практический, | Ф | Системой вопросов помогает вспомнить раннее изученный материал, обобщает высказанное учащимися, | Правильная посадка при письме. Проговаривание правила | Логические Выдвижение гипотез и их обоснование |
II. Актуализация опорных знаний Цели: Актуализиро вать имеющиеся знания о частях речи и видах разбора, подведение детей к изучению новой темы. | 12 | Работа на ИД. Задание Распределить слова на группы по грамматическим признакам. Слайд №3 (интерактивный слайд) 1. У.—На доске вы видите слова. Прочитайте внимательно. Ваша задача - распределить их на группы по грамматическим признакам. Пришла, журчат, яркое, люблю, веселые, выглянуло, солнце, ручьи, весна, я, У.—Давайте сначала обсудим, как бы вы могли это сделать Д.—Я, думаю, можно распределить слова по частям речи. У.—Распределите слова по частям речи. 2. (самостоятельная работа детей ИД в паре) Проверка выполненной работы: на ИД доске написаны слова по группам: пришла, выглянуло, люблю, журчат – глагол веселые, яркое - прилагательное весна, ручьи, со_нце- существительное я - ?? 3. У.—Проверьте правильность выполненной работы. Приготовьтесь объяснить, почему вы так распределили слова. У.—Почему слово я вы отнесли в отдельную группу? Д.—Слова 1 гр.— это глаголы, т.к. обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что сделала?, что делают и т.д. и обозначают действие предмета. - Слова 2 группы - имена прилагательные, потому что отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначают признак предмета. - Слова 3 группы это имена существительные, т.к. обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что? —А слова 4 гр. хотя и отвечают на вопросы кто? и что?, но не обозначают предмет. У.—Ребята, а кто из вас помнит, как называется эта часть речи? Д.—Это местоимения. Слайд № 3 4. Составление текста. У.— Составить и записать текст с заданными словами на доске. Д. – Пришла весна. Выглянуло яркое солнце. Журчат веселые ручьи. Я радуюсь весне. Слайд № 4 5. Разборы под цифрой: 1, 2, 3, 4, 5. У.— Ребята, давайте вспомним все изученные нами виды разборов и покажем наши знания. Фонетический разбор - (Солнце 1) Словообразовательный разбор – (Солнечный2, солнышко2), Синтаксический разбор предложения - (Выглянуло яркое солнце.4) Морфологический разбор слова - (солнце3) в словаре найти лексическое значение слова солнце5 Небесное светило - раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты (словарь Ожегова) lib.deport.ru | Практический, частично-поиско вый, | Ф П И | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого ставится задача (проблемный вопрос) распределить слова по грамматическим признакам. организует парную работу на ИД Организует диалог с обучающимися, в ходе которого учащиеся доказывают и приводят аргументы. Решение проблемы. Организует работу учащихся на данные виды заданий. | Ведут диалог с учителем, распределяют слова по грамматическим признакам. Обосновывают, доказывают свой выбор. Парная работа на ИД. Ученики выходят к доске, используя «перо» записывают названия частей речи, а затем разносят «перетаскивают» (советуясь друг с другом) название нужной части речи, устанавливают его в нужную группу и объясняют свой выбор. Оценивание ответов другими учащимися. Ученик на доске составляет текст из заданных слов. Остальные учащиеся записывают текст в тетрадь. У доски работают два ученика, делают разборы слов2 и предложения4, остальные в тетради. Два ученика на карточках. Ученик находит и зачитывает значение слова солнце в словаре Ожегова Оценивание ответов другими учащимися. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции |
Физминутка Цели: Создать условия для снятия утомляемости учащихся. | 1,5 | Слайд № 5 Солнышко лучистое…. | | | | Выполняют упражнения | Процесс саморегуляции |
III. Целеполагание. Выход на тему урока Цели: Создать условия для постановки учебной задачи через проблемный диалог, с опорой на предыдущие знания о частях речи. | 1 | Слайд № 6 - Итак, в задании по распределению слов по частям речи, вы сказали, что «я» - это местоимение. Хорошо ли мы знаем эту часть речи? Что вы можете сказать о ней? (дети затрудняются ответить). - Кто попробует сформулировать тему урока? Д. – Местоимения. У.— Правильно, мы узнаем о личных местоимениях. У.— а вы знаете, что это за личные местоимения? - Значит какие задачи мы поставим перед собой на уроке? Д.—Мы должны узнать что-то новое о местоимении. —Что это за часть речи, что обозначает, на какие вопросы отвечает. —Как изменяется, как отличить её от других частей речи. —Когда в речи мы употребляем местоимения - это тоже важно знать. | Проблем ный | Ф | Системой вопросов выдвигает проблему, предлагает найти способы её решения, обобщает высказанное учащимися. | Формулируют тему. Ставят перед собой учебную задачу, определяют действия её решения. | Личностные УУД: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Регулятивные УУД: Умение ставить задачи и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные УУД: использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование |
IV. Учебные действия по реализации плана. «Открытие нового знания» Цели: Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося. 1. Ролевая игра | 5 | Слайд №7 1)Ролевая игра У.—Чтобы поближе узнать, что такое местоимение, давайте послушаем один телефонный разговор. (Выходят две девочки. В руках у них телефонные трубки.) —Алло! Это 3 «А» класс? Здравствуй, Анжелика. Это я – Лера. Ты хорошо меня слышишь? —Привет, Лера. —Мне нужна Сона. Скажи, пожалуйста, она в классе? —Нет, она ушла на кружок рисования. —А Максим? Где он? —Максим ушёл на секцию по футболу. —А они скоро придут в класс?– —Не знаю. У.—Удалось ли девочкам построить телефонный разговор без местоимений? Какие местоимения они использовали во время телефонного разговора? Д.—Я запомнила местоимения: она, я. —А ещё ты, он, они. Работа на ИД. Слайд №8 Заполнение таблицы личных местоимений. У.—Скажите, как назвала себя Лера, начиная разговор? Д.—Она назвала себя - я. У.—Это 1 лицо, участвующее в разговоре . А если бы Лера назвала себя и Анжелику одним словом, какое бы местоимение она употребила? Д.—Лера назвала бы себя и Анжелику - мы. У.—Как Лера обратилась к Анжелике, ко 2-му участнику диалога? Д.—Она сказала ей – ты. У.— Это 2 лицо. У.— А как она могла обратиться к нескольким участникам разговора? Д.—Если несколько человек, то нужно обратиться к ним – вы. У.—Какими местоимениями воспользовались девочки, говоря о тех, кого не было рядом с ними? Д.—Девочки употребили местоимения он, она, они. У.— Это 3 лицо. У.— Сделайте вывод, о том, можно ли в разговорной речи обойтись без местоимений? Д.—Во время разговора мы часто пользуемся местоимениями. Без них трудно обойтись в нашей речи— иначе будут повторы. У. - А что еще очень важное вы заметили? Д.— местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица бывают ед. и мн. числа. У.— Назовите местоимения ед. ч.: Д.—я, ты, он, она У.— Назовите местоимения мн.ч.: Д.—мы, вы, они. | Игровой. Наблюдение. | П Ф | Организует учащихся на прослушивание ролевой сценки. Организует диалог с учащимися с постановкой проблемных вопросов. Предлагает на слайде, с помощью «пера» (включена ИД) заполнить таблицу местоимений, распределяя их по лицам. | Две ученицы разыгрывают сценку «Разговор по телефону». Остальные внимательно следят за диалогом. На слайде, с помощью «пера» (включена ИД) записывают местоимения, распределяя по лицам | Регулятивные: - умение планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; работа с текстовым материалом в учебнике, контроль и оценка действий в работе с текстами при сотрудничестве с учителем, формулирование выводов Познавательные- высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
2. Работа с правилом в учебнике. | 3 | - Откройте учебник на стр.92 и прочитайте Что такое местоимение? Выберите правильный ответ. Рассмотрите рисунки, назовите местоимения. (Дети называют.) Выполните задание, обсудив выбор верного утверждения У.— Кто считает правильным 1-ое утверждение? 2-ое? (дети поднимают руки) Теперь давайте убедимся, кто прав. - Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными. У.— На какие вопросы отвечают? Д.— Кто? что? | Словесный. проблемно-поисковый | Ф | - Я знаю хороший способ, запомнить местоимения 1 лица. Я-МЫ -Есть способ запомнить местоимения 2 лица. ТЫ-К-ВЫ. Только предлог К надо убрать. - А как запомнить местоимения 3 лица?("Все местоимения 3 лица начинаются с буквы О.") | Чтение правила в учебнике. 1. Местоимения называют предметы. 2. Местоимения указывают на предметы, но не называют их. |
V. Закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. - развитие умения применять новое знание. - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | 15 | У - Что такое местоимение мы с вами разобрались .Как вы думаете, какую задачу мы ещё должны решить с вами? Д.— Мы должны научиться правильно использовать местоимения в речи. - Что нужно сделать, чтобы не забыть, уверенно пользоваться полученными знаниями? Слайд № 9 1. Работа на ИД. Задание: Вставить пропущенные местоимения. Слайд № 10 2. Работа в группах. Задание для 1 группы. Составить кластер на тему «Личные местоимения». Задание для 2 группы. Зачеркнуть лишнее в каждой строке. Задание для 3 группы. Вставить пропущенные местоимения. Слайд № 11,12,13,14,15 3. Веселая страничка. Местоимения в загадках. У.—Переходим к « весёлой» страничке. Местоимения в загадках. - Какие личные местоимения встречаются на дороге? Ответ: На дороге встречаются местоимения: Я, МЫ. - К какому местоимению нужно прибавить слог ло, чтобы получить неодушевлённый предмет? Ответ: (Местоимение мы, мыло) - За какое местоимение можно спрятать букву ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? Ответ: за я ц - Сколько личных местоимений в слове семья? Ответ: семь я7. - В каком местоимении два звука, одна буква? Ответ: я | Словесный, практический. Практический, проблемно-поисковый Словесный, наглядный, игровой | Ф Г Ф | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Предлагает на слайде, с помощью «пера» (включена ИД) вписать пропущенные местоимения. Применяет технологию критического мышления. предлагает группам выполнить задания. | Учащийся с помощью «пера» (включена ИД) вписывает пропущенные местоимения. Остальные осуществляют контроль. Учащиеся работают в группах, выполняя задания. После выполнения, выбранный участник, объясняет и аргументирует выполненное задание. | Личностные: оценивание усваиваемого содержания ,исходя из социальных и личностных ценностей. Регулятивные: оценка и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Познавательны:самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
VI. Домашнее задание. Цель: Создать условия для активизации познавательной деятельности через дифференцированное домашнее задание. | 0,5 | Слайд № 16 Разноуровневое домашнее задание. Карточка 1 У.—с.94 упр.159, списать любые три предложения, подчеркнуть местоимения, указать лицо и число. Карточка 2 (для детей с ОВЗ) С.94, упр.160. Списать текст. Подчеркнуть местоимение. | Репродуктивный | Ф | Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания | Записывают задание на дом, задают вопросы | |
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: - Создать условия для, оценивания учащимися собственной деятельности на уроке. - Выявить степень заинтересованности темой урока | 2 | Слайд № 17 Вот и кончился урок, И подводим мы итог! Давайте вместе составим наше солнышко! —С какой частью речи познакомились? —На какие вопросы отвечают личные местоимения? — личные местоимения имеют число? — Что вы узнали о лице личных местоимений? — Назовите личные местоимения. Слайд № 18 Продолжи предложение. —Что интересного было на уроке? —Чему научились? —Что сегодняшний урок принёс вам? В начале урока вы показывали мне солнышки-смайлики вашего настроения. Оставьте себе в подарок то солнышко, с каким настроением вы закончили урок. Слайд № 19 У.—Урок закончен. Я вами довольна. Спасибо за урок! | Репродуктивный, иллюстративный | Ф | Организует беседу, связывая результаты урока с его целями Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельнос ти. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют, что удалось и что не удалось на уроке. | Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение слушать и вступать в диалог; |