1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. - Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас на нашем уроке. Улыбнитесь друг другу и мне. Пожалуйста, садитесь. |
Учащиеся приветствуют учителя, садятся на свои места
| Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. Личностные: иметь мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. |
2. Актуализация знаний. Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий. | - Ребята, какое у нас сейчас время года? - Назовите отличительные черты весны от других времен года? - Давайте посмотрим на доску. У нашего солнца необычные лучи. Какие слова-лучики вы видите на доске? На доске слова: Платье, семья, вьюга, учитель, тетрадь, подъезд, съел, объезд. - Какие буквы пропущены в этих словах? При объяснении правильного написания слов, учитель просит учащихся поставить в словах ударение, выделить «опасное место». - Внимательно посмотрите на эти слова и подумайте, что объединяет их? - На какие две группы можем разделить все эти слова? Учитель приглашает учащихся к доске и просит разместить «лучики» в соответствии с тем, к какой группе относится каждое слово. - На какие группы еще можно разделить слова с мягким знаком? - Когда же будем писать в словах разделительный мягкий знак? - Тогда какие слова отнесем к группе со словами с разделительным мягким знаком? - А в каких словах мы можем увидеть разделительный твердый знак? - В каких случаях пишется разделительный твердый знак в словах? - Догадались ли вы, какова тема нашего сегодняшнего урока? - Верно! Сегодня мы с вами поработаем со словами, в которых есть разделительный мягкий и твердый знак. | - Сейчас весна. Учащиеся высказывают свое мнение, чем весна отличается от других времен года: - Весной начинает светить солнце еще ярче, становится тепло, тает снег. - Вьюга, платье, семья, учитель, тетрадь, подъезд, съел, объезд. Учащиеся поочередно объясняют правильное написание словарных слов, подчеркивая орфограммы в словах и ставя ударение. Учащиеся высказывают свои предположения: - В каждом слове есть мягкий или твердый знак – показатели мягкости или твердости согласного. - Все эти слова можно разделить на слова с мягким знаком и слова с твердым знаком. Учащиеся делят «слова – лучики» на две группы: 1 группа: вьюга, семья, платье, учитель, тетрадь; 2 группа: подъезд, съел, объезд. - Слова с мягким знаком можно разделить на слова с мягким знаком в середине слова (с разделительным мягким знаком) и на слова с мягким знаком в конце слова. - Разделительный мягкий знак пишется пишется после согласной и перед гласными е, ё, ю, я, и. - К группе со словами с разделительными мягким знаком отнесем слова: вьюга, семья, платье. - Разделительный твердый знак мы можем увидеть в словах: подъезд, съел, объезд. - Разделительный твердый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную перед е, ё, ю, я. - Написание слов с разделительным мягким и твердым знаком. Учащиеся внимательно слушают. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: уметь работать по намеченному алгоритму. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения и учета сделанных ошибок. Регулятивные: оценивать собственную деятельность. Регулятивные: высказывать свое предположение Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: высказывать свое предположение Познавательные: уметь выделять необходимую информацию. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. |
3. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков. | - Надеюсь, и на этом уроке мы с вами хорошо поработаем. Давайте откроем учебник на странице 116 и прочитаем упражнение 124. Что необходимо сделать в этом упражнении? -Давайте прочитаем шуточный текст. - Нам необходимо записать этот текст, объясняя написание слов с разделительными знаками, поэтому давайте откроем тетради и запишем число. Учитель приглашает к доске одного из учащихся, просит его прочитать первое предложение еще раз. - Какой разделительный знак будем писать на месте пропуска? Учитель просит учащихся разобрать аналогичным образом все предложения: «Выставили ему угощен…я. Варен…я и солен…я. Бад…ю бульона. Пирожки слоеные. Олад…и да блины. Быч…и хвосты да цыпляч…и крылышки. Выпил, с…ел Об…едало немало, а голодным как был, так и остался». Учитель следит за тем, как учащиеся записывают предложения и в тетради, и на доске. - Ребята, в тексте выделено слово «бульон». Что такое «бульон»? - Бульон – это жидкий навар из мяса, рыбы или овощей. (определение выносится на слайд, сопровождается иллюстрацией). - Ребята, мы с вами уже хорошо поработали и пора нам отдохнуть! ФИЗМИНУТКА Влево, вправо повернитесь, Наклонитесь, поднимитесь. Руки вверх и руки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы вы, ребятишки! Замедляем, дети, шаг И на месте стой! Вот так! А теперь мы сядем дружно, Нам ещё работать нужно! | - В этом упражнении необходимо прочитать шуточный текст и объяснить по цепочке написание слов с разделительными знаками и записать текст. Учащиеся читают текст. Учащиеся открывают тетради, записывают число. Учащийся выходит к доске, читает: «Великан Об…едало был в гостях». - На месте пропуска будем писать разделительный твердый знак, потому что пропуск стоит после приставки и перед буквой е. Учащиеся с учителем разбирают каждое приложения, проговаривая написание разделительных знаков. Учащиеся высказывают предположения. Учащиеся внимательно слушают учителя. Учащиеся выполняют физминутку. | Регулятивные: уметь выделять и формулировать цель урока при помощи учителя. Регулятивные: осознать то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник. Познавательные: структурировать найденную информацию в нужной форме. Регулятивные: уметь работать по намеченному алгоритму. |
4. Закрепление с проговариванием во внешней речи | - Ребята, давайте откроем учебник на станице 120 и прочитаем два отрывка из стихотворений на тему «Как живется воробью». - В каких словах нам встретились разделительные знаки? - Какие именно разделительные знаки встречаются нам в этих словах? Учитель просит учащихся поочередно объяснить написание слов с разделительными знаками. - Какую букву будем писать на месте звука [с] в слове слёз? - А что вы скажете о слове «травка»? - Какие еще слова с «затруднениями» встретились нам в тексте? - Давайте попробуем самостоятельно записать второй отрывок без ошибок в тетрадь. Будьте внимательны! Учитель контролирует то, как учащиеся записывают отрывок в тетрадь. | Учащиеся читают данные в упражнении 128 отрывки из стихотворений. - Разделительные знаки нам встретились в словах: пью, не вью, не лью, воробьишка, птичью, воробьям. - В слове «пью» нам встречается разделительный мягкий знак, потому что он стоит после согласного и перед буквой «ю». Аналогичным образом учащиеся разбирают каждое слово вместе с учителем. - На месте звука [с] будем писать букву «з». Можно проверить словом «слеза», «слезы». - В слове «травка» на месте звука [ф] будем писать букву «в». Можно проверить словами «трава», «травушка». Учащиеся проговаривают слова во внешней речи, объясняя написании данных слов: «по дв..рам – буду писать букву «о», проверочное слово – «двор»»; «ск...зать – на месте пропуска буду писать букву «а», проверочные слова: «скажет», «рассказ». Учащиеся самостоятельно записывают второй отрывок в тетрадь. | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник. Познавательные: структурировать найденную информацию в нужной форме. Регулятивные: уметь работать по намеченному алгоритму. |
5. Самостоятельная работа и проверка по эталону | - Я вижу, что каждый из вас очень активен на уроке, но мне хочется убедиться в том, что вы сможете и без моей помощи вставить на место пропуска необходимый разделительный знак. Учитель раздает каждому учащемуся карточки: Вставьте на место пропуска необходимые разделительные знаки: П_ю, с_ёмка, лист_я, в_езд, под_ехал, коп_е, хлоп_я, б_ёт, об_ём, под_ём. | -Кто готов – ручку на локоток. - Сейчас мы с вами проверим то, как вы усвоили эту тему. Но проверять мы будем необычным способом: обменяйтесь карточками с соседом по парте. - Возьмите в руки простой карандаш. Проверим, а правильно ли вставил разделительные знаки ваш товарищ. Если знак вставлен верно, то над словом вы поставите плюс, а если нет – то минус. Учитель показывает детям слайд с тем, как необходимо было вставить пропущенные буквы. - Обменяйтесь листочками, посчитайте, сколько у вас плюсов. - Ребята, поднимите руки те, у кого 10 +. Те, у кого 10 + - большие молодцы, вы отлично усвоили то, какие разделительные знаки необходимо вставлять в словах. - Поднимите руки, у кого от 6 до 9 плюсов. Вы знаете то, какие разделительные знаки нужно вставлять в различных словах, но все же иногда делаете ошибки. А тем, у кого от 6 и меньше + нужно подучить правило написания слов с разделительным твердым и мягким знаком. | Учащиеся внимательно слушают. Учащиеся самостоятельно выполняют работу по карточкам. Учащиеся обмениваются карточками с соседом по парте. Учащиеся проверяют работы друг друга. Учащиеся считают свои плюсы. Учащиеся поднимают руки в соответствии с тем, сколько плюсов у них. | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную ранее на уроке. Регулятивные: уметь работать по намеченному алгоритму. |
Подведение итогов, рефлексия. | - Ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока? - В каких случаях в слове будем писать разделительный мягкий знак? - А в каких случаях будем писать разделительный твердый знак? - Верно! Запишем домашнее задание: Уч. стр. 120, упр. 127. - Ваша задача дома записать строчки из стихотворения Андрея Усачёва в тетрадь, вставив нужные разделительные знаки. В данном отрывке одно слово выделено желтым цветом. Вы должны показать письменно то, от какого слова образовано выделенное слово. - Ребята, если вам понравился урок, то на кружочках, которые лежат у вас на столе, нарисуйте улыбающийся смайлик, а если урок вам совсем не понравился, то смайлик вы нарисуете грустным. | - Тема нашего урока: «Написание слов с разделительным Ъ и Ь знаком». - Разделительный мягкий знак будем писать после согласной и перед гласными е, ё, ю, я, и. - Разделительный твердый знак будем писать после приставок, оканчивающихся на согласную перед е, ё, ю, я. Учащиеся записывают домашнее задание. | Познавательные: уметь выделять необходимую информацию Линостные: уметь давать верную оценку своей деятельности на уроке. |