Намылить шею, гонять лодыря, чесать языком, бить баклуши, надуть губы, ломать голову, зарубить на носу, водить за нос.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.
На семь дворов один топор — и тот без топорища.
— Определите части речи.
— У какого слова вы не смогли определить часть речи? (Семь.)
— Что называет это слово? (Число.)
— Поставьте вопрос к этому слову. (Сколько?)
— Как вы думаете, как может называться часть речи, которая обозначает число? (Ответы детей.)
— Такие слова называются именами числительными. Приведите примеры имён числительных.
— Приведите примеры пословиц с именами числительными.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Грамматическая сказка
Главный счётчик
Представьте, были времена, когда в королевстве Грамматика никто ничего не считал и не собирался этого делать. Но однажды, вы помните, решили там провести перепись населения - а здесь уж без цифр не обойтись! Сначала попросили Существительное назвать точную цифру подсчёта.
— Если в единственном числе, то цифра так и будет — цифра, — ответило Существительное. — А во множественном — уже цифры!
— А точнее? — последовал вопрос.
— Точнее — много! - откликнулось Наречие.
— А ещё точнее кто-нибудь может сказать?
— Да что тут говорить - считать надо! — проворчало Числительное и принялось за дело. — Один, два, три...
Вот так и обнаружился в Грамматике главный счётчик.
По Ф. Кривину
Работа по учебнику
Упр. 103(с. 59).
— Прочитайте считалку.
— Пользуясь памяткой 6 на с. 146—147, подготовьтесь к письму по памяти.
(Письмо по памяти. Выполнение задания. Проверка.)
— Прочитайте слова, которые называют число предметов.
— Как называются такие слова?
— Поставьте к ним вопросы.
Упр. 104 (с. 59).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте ответы на вопросы.
— Назовите имена числительные.
3. Работа со словами из словаря
— Найдите слова четыре и восемь в орфографическом словаре.
— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— К какой части речи относятся эти слова? Поставьте к ним вопросы.
— Составьте предложения со словами четыре и восемь, запишите.
— Запомните написание этих слов.
VI. Физкультминутка
VII.Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
— Прочитайте сведения о языке на с. 60.
— Что такое имя числительное?
— Что обозначают имена числительные?
— Какие вопросы можно к ним поставить?
Упр. 106(с. 60).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте сочетания слов, которые вы выписали. Назовите в них имена числительные.
2. Работа со словами из словаря
— Найдите слова вторник и среда в орфографическом словаре.
— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— К какой части речи относятся эти слова? Поставьте к ним вопросы.
— Составьте предложения со словами вторник и среда, запишите.
— Запомните написание этих слов.
VIII. Рефлексия
— Выпишите имена числительные.
Раз,
Два,
Три,
Четыре,
Начинается рассказ:
В сто тринадцатой квартире
Великан живёт у нас.
С. Маршак
— Что обозначают имена числительные?
— На какие вопросы отвечают имена числительные? Приведите примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 105 (с. 60).
Дата:
Тема: Однокоренные слова
Цели:совершенствовать умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
— Послушайте сказку и подумайте, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.
Встретились однажды корень куста и корень слова.
— Здравствуй, — говорит один, — я корень, а ты кто?
— А я тоже корень, — отвечает другой.
— Я в земле живу, — сказал первый. — А ты где живёшь?
— А я живу в словах, — ответил второй.
— Ну какой же корень может жить в словах!? — усмехнулся первый. — Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
— Не хвастайся, — отвечает с улыбкой второй. — От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают ценные кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня лет.
— Подумаешь! — не унимается первый. — Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
— А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать-то нельзя! — не сдаётся второй.
Услышали их спор люди и говорят:
— Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.
Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень — общая для всех часть, от которой все они произошли.
— Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об однокоренных словах.)
— Прочитайте слова. Море, морж, морская.
— Найдите лишнее слово. Докажите. (Морж. Остальные слова однокоренные.)
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
— Сформулируйте тему урока.
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 107(с. 61).
2. Игра «Третий лишний»
— Найдите лишнее слово в каждой строке.
1) Желток, железо, жёлтый.
2) Носильщик, нос, носатый.
3) Часовщик, часть, час.
4) Печурка, печать, печник.
5) Циркуль, циркач, цирковая.
— А достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть? (Нет.)
— Что у них ещё должно быть? (Общее значение.)
— Послушайте рассказ.
Чужак
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
— Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель.)
— Почему гости не сразу приметили чужака? (В этом слове тоже корень вод-.)
— Не поможете ли вы ему найти своих родственников? (Водит и т. д.)
, — Составьте список родственников Воды и допишите тех из её родни, кто не пришёл к ней в гости в этот раз. Выделите в словах корень.
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 109 (с. 62).
— Прочитайте.
— Разделите слова на группы. Запишите.
(Проверка. Учащиеся читают каждую группу слов, называют корень и часть речи.)
— Найдите слово картофель в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложение со словом картофель, запишите.
— Запомните написание этого слова.
А откуда к нам пришли эти овощи? Поговорим о происхождении названий некоторых из них, прежде всего картошки.
Клубни картофеля похожи на гриб трюфель. Растут, как и трюфель, под землёй. Поэтому в Италии, куда картофель привезли из Южной Америки, его и назвали грибным именем — тартуфоло. Затем это слово немцы превратили в картофель. К нам картофель вместе со своим немецким названием попал при Петре I. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его чёртовым яблоком, но со временем всё-таки оценили неприхотливое и урожайное растение по заслугам. Прижилось и слово картофель, только в разговорной речи зазвучало оно совсем по-русски: картошка.
VI. Рефлексия
— Спишите однокоренные слова, выделите в них корень. Допишите в каждый ряд слово, которое нельзя переносить.