3.Введение в тему. Минутка Чистописания. Откройте тетради , запишите число , классная работа. Какие буквы записаны у вас в тетради? Запишите их красиво. Зачеркните не парные согласные. Какое слово у вас получилось? (СОСТАВ). Как вы понимаете лексическое значение этого слова. (соединение чего либо пр. состав поезда , состав класса). Но на русском языке мы будем изучать состав слова. Открытие темы урока.
4. Теоретическая часть (Работа по слайдам).
-Чему бы вы хотели научиться на уроке? Сообщение целей и задач урока.
Мы с вами отправимся путешествовать. На чем человек может путешествовать? А мы будем путешествовать на поезде. Поезд состоит из вагонов, которые бегут по рельсам один ,за другим, сцепленные между собой. Только наш состав будет необычный. Что в главное в поезде? А как вы думаете что главное в слове , мы уже говорили с вами на предыдущих уроках об этой части слова? (Корень).
Впереди маленький вагончик для угля. (паровозу для движения нужен уголь). Так и слову для изменения впереди нужна частичка. Она приставляется впереди . А Называется она приставка.
Вагон за паровозом – это вагон для нас пассажиров. И в слове есть частички, которые следуют только за корнем и образуют новые слова. Называется суффикс.
А в конце слова маленький квадратный вагончик. Он оканчивает состав. И называется окончание.
5.Работа по теме урока.
Что же мы должны знать по теме уроке? (Что такое окончание, корень, приставка, суффикс).
(слайд «вагончик» с определениями частей слова)
Наблюдение над словами. (слайд) М…..РЕ, М….РЯ, М….РСКОЙ, М….РКОВЬ, ПРИМ…РСКИЙ.
Какое слово лишне , почему? (морковь)
Какая буква пропущенная? Какие гласные пишутся в однокоренных словах?
Запишите только однокоренные слова. Вставьте пропущенные буквы. Какие слова проверочные, какие проверяемые?
6. Работа в группах по составлению определения. На цветных стикеррах записаны слова из определений. Дети собираясь в группы по цвету стикерра, составляют определения, зачитывают его классу.
7.Закрепление изученного.
Вставьте однокоренные слова в тексте , по смыслу. Запишите.
В ............... на …………………. полянке стояла избушка……………… . В глубине …………. находилось ………………. озеро. К нему на водопой приходили ………… звери.
Выделите корень в этих словах. Подчеркните безударные гласные . Какое слово является проверочным? В каких словах есть еще безударные гласные. Подчеркните их.
8.Итог урока. Тест по теме.
Прочитай вопрос и ответь «да» или «нет».
1- вариант.
Корень – это главная часть слова.__________
Приставка стоит после корня._____________
Суффикс стоит перед корнем._____________
Приставка стоит перед корнем.____________
Суффикс стоит после корня._______________
Приставки служат для образования новых слов.____________
Приставки пишутся со словами раздельно.________________
Суффиксы служат для образования новых слов.____________
Однокоренными называются слова с похожим звучанием и общим смыслом._________
Слова, сходные по смыслу и имеющие общую часть – корень, называются однокоренными.______________________.
Приставки пишутся со словами слитно.___________.
Суффикс – это общая часть всех родственных слов.______________
2- вариант.
1.Главная часть слова – приставка.___________________
2.Приставка образует новые слова.__________________
3.Корень – это общая значимая часть всех родственных слов._____________
4.Суффикс служит для связи слов в предложении.______________
5. Приставка стоит после корня._____________
6.Суффикс служит для образования новых слов.____________
7.Суффикс стоит перед корнем._____________
8.Приставки пишутся со словами раздельно.________________
9.Приставки пишутся со словами слитно.___________.
10. Однокоренные слова – это слова, сходные по смыслу и имеющие общую часть – корень.____________________________.