для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида»
Рекомендовано к утверждению «Утверждаю»
директором школы Директор ГБС(к)ОУОШИ №1 VIII вида
заместитель директора __________________ Кондакова Е. И.
по учебно-воспитательной работе
_______________ Даценко Г. Б.
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В 4 КЛАССЕ
Тема: «Слова, обозначающие название предметов»
Урок разработала и проверила
Учитель 4 класса: Чурсина Ю.А.
2016 – 2017 уч. год
Конспект урока по письму и развитию речи
Тема: «Слова, обозначающие названия предметов».
Цели: усвоение понятия «слово» как части речи предложения, его лексического значения.
Задачи: учебные- практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы; развитие навыков звукового и буквенного анализа и синтеза; формирование коммуникативной стороны речи учащихся.
Развивающие- развивать и корригировать внимание, память, мышление, способность к переключаемости; развивать мелкую моторику рук (через выполнение графических и письменных упражнений).
Воспитательные- воспитывать дисциплинированность, усидчивость, аккуратность при письме, прививать интерес к предмету.
Тип урока: закрепление изученного.
Оборудование: изображение космического корабля, предметные картинки, фишки гласные и согласные звуки, демонстрационные схемы и плакаты, индивидуальные карточки, раскраски, разрезная азбука.
Ход урока:
1.Орг. момент:
Приветствие гостей.
Установка.
- Какой сейчас урок?
- Что мы делаем на уроке русского языка?
2. Мотивация учебной деятельности:
- Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Мы полетим на далекую планету, где будем изучать особенности местных жителей. А на чем мы отправимся в путешествие вы узнаете разгадав загадку.
Загадка:Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост-
Понесется до звезд. (Ракета)
3.Чистоговорка:
- Завели свои моторчики (поставили язычок чашкой за верхние зубки) р-р-р-р.
- Тра- тра – тра ра- ра- ра- началась игра.
- Тра- тра- тра ра- ра- ра- ракете на старт пора.
4. Знакомство с темой урока.
- У меня есть билет с названием этой планеты, но в космосе встречаются пираты, и название планеты зашифровано, чтобы пираты не догадались. Однако умные ребятки всегда могут его расшифровать.
Звуковой анализ и синтез:
- Назовите первый звук каждой картинки, произнесите эти звуки вместе и вы получите название планеты. (один ученик у доски 1 гр.и 2гр. на партах индивидуально, 3гр.раскрашивает карточку «слово»)
Картинки: сыр, лук, ослик, варежки, арбуз.
- Что получилось? (Слова)
Делаем звуко-буквенный анализ слова:
- Сколько букв в слове?
- Сколько звуков?
- Сколько согласных звуков? Сколько гласных звуков?
-Теперь мы знаем название планеты. И можем приземлится.
- Давайте откроем наши бортовые журналы и запишем число и классная работа.
5. Пальчиковая гимнастика.
У ракеты острый нос, ( руки над головой «домиком»)
Есть и тело, (обхват тела)
Есть и хвост. ( опустить руки вниз и сложить « хвостиком»)
6. Минутка чистописания.
- Какой первый звук в слове ракета? (р)
- Сегодня на минутке чистописания мы повторим написание буквы р и соединение буквы р с другими буквами. (образец на доске,объяснить)
Р ра, ро, ру ар, ор, ур (1 и 2 гр., 3гр. по карточкам)
7. Понятие « слово».
- Мы прилетели на планету « Слова». Посмотрите сколько местных жителей и туристов встречают нас. Давайте определим, кто же из них жители планеты «Слова».
На доске плакат:
нка банка
нка дочка
лка булка
ска маска
шка кошка
- Прочитайте только первый столбик. Понятно ли вам , что здесь записано?
- Что же это? (набор букв)
- Прочитайте только второй столбик. Понятно ли вам , что здесь записано?
- Что же это? (слова)
- Почему слова вам понятны, а набор букв нет? (в каждом слове есть смысл, слова что- либо обозначают).
8. Слова, обозначающие предметы.
- Ребята, планета слов поделена на несколько частей. В какой из них мы сейчас находимся, я не знаю. Но слова оставили нам подсказку. В этом конверте название жителей этой части планеты.( предметы) на наборном полотне «слова- предметы».
- Познакомтесь с некоторыми из этих жителей поближе. (на партах картинки предметов)
- Сейчас внимательно слушайте. Я буду представлять наших знакомых . Если это слово-предмет у вас – поднимите картинку. Услышав слово ученики поднимают картинку и объясняют.
Иса, лиса, ук, жук, чайник, ниги, книги, заяц.
9. Физ.минутка
Теперь вы – косманавты! На орбиту выходи
К полету мы готовы Вокруг планеты облетели
Заводим моторы И опять на Землю сели.
Ввысь ракета лети,
10. Слова, обозначающие живые и неживые предметы.
- Слова- предметы могут быть живыми и неживыми. И задавать вопросы этим словам нужно по разному.
- Давайте вспомним.
- Назовите предметы на этой схеме. На какой вопрос они отвечают?(живые предметы)
- Назовите предметы на этой схеме. На какой вопрос они отвечают?(неживые предм.)
Работа по карточкам: обведите в красный кружок все живые предметы, неживые в зеленый.
Повторить на какие вопросы отвечают слова, которые обозначают живые предметы.
На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают неживые предметы.
- Сейчас каждый из вас выйдет со своей картинкой-словом и определит живой или неживой предмет нарисован.
- Задайте к слову вопрос и определите в нужный столбик.(на доске вопросы Кто? Что?)
11. Физ. минутка
- Слова-предметы приглашают нас поиграть с мячом. Я задаю вопрос и кидаю вам мяч, вы подбираете слово, которое соответствует моему вопросу и бросаете мяч обратно).
12.Закрепление изученного.
- Нам пора лететь домой. Полетели. Но, ребята, кажется мы летим не туда. Наша планета в другой стороне. Наверное, это проделки космических пиратов. Чтобы вернутся на обратный курс мы должны выполнить задание. ( на доске слова)
К..ша, вед..о, мышк.., ви..лка.
- Вставить пропущенную букву.
-Спишите , подчеркните пропущенную букву.(1гр.самостоятельно,2гр. по образцу, 3гр.раскрашивает)
- Прочитайте внимательно слова и скажите какое слово лишнее и почему? (мышка)
- Составьте предложение со словом мышка.
(кто? мышка (что делает?) грызет (что?) сыр)
- Назовите первое слово этого предложения, второе, третье.
- Сколько слов в предложении?
- Спишите предложение в тетрадь. Начертите к нему графическую схему.
При записи предложения какие правила должны помнить?
12.Итог урока:
- Вот мы и дома, на Земле. Как много вокруг нас слов.
- С какими словами вы сегодня познакомились?
- Что узнали о словах- предметах?
- На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают живые предметы?
- На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают неживые предметы?
13. Дом. задание
- В память о нашем путешествие я вам дарю вот такие ракеты с дом. заданием.