kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "«Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 4 классе по образовательной системе "Школа России".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "«Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.»»

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: «Простые и сложные предложения.

Связь между простыми предложениями в составе сложного.»

Цели: актуализировать знания о простом и сложном предложении; о способах соединения простых предложений в сложное предложение; о постановке запятой в сложном предложении.
Формируемые УУД:
познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование;
коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера;
регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

I.Организационный момент.

 - Сегодня у нас на уроке много гостей, поприветствуем их.

- Я рада видеть своих коллег, и думаю, что сегодняшний урок принесёт не только приятное общение друг с другом, но и новые открытия. Пусть вам, ребята, помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Вам предстоит активно потрудиться.  

-Итак, наш девиз: «Знаем – повторяем, не знаем – узнаем!» СЛАЙД



- Откройте тетради и запишите дату. Настраиваются на работу.


Вы любите преодолевать трудности?


-Поднимите руки те, кто уверен, что справится со всеми трудностями…….


-Все трудности можно преодолеть, если все делать с настроением и с хорошими мыслями, чего и вам желаю.


II. Актуализация знаний.

Слов. Работа

Учитель: Вставьте пропущенные буквы, объясняя орфограмму (это слов.слова)


Сп..сибо, л..гушка, обл..ко,ж..лтый, н..род, ..ктябрь, ..ж..вика. СЛАЙД



- Спасибо, лягушка, облако,жёлтый, народ,октябрь,ежевика. СЛАЙД


Учитель: Обратите внимание на выделенные буквы и предположите, какую букву будем писать на минутке чистописания? Почему? (букву а)

-Что вы можете сказать о ней (о букве а), как о слове? ( это союз – часть речи)

-какие союзы вы ещё знаете? ( и . но)


-Чередуем союз а с союзами и, но а и но а и но а и но а и но
-Какой союз лишний? Почему ? ( и –т.к. перед и в предложениях с однородными членами запятая не ставится…)

-Составьте слово из начальных букв словарных слов. (сложное)

- Вам знакомо научное название, которое начинается словом сложные…

-Какое? Объясните, что им называют. Приведите примеры.

( Сложные задачи . Сложные математические выражения. Сложные слова.)

- Какие слова мы называем сложными?

( Сложные - слова ,в которых не один, а два корня, соединенных между собой.)

- Приведите примеры. Обоснуйте свой ответ.( Самолет, теплоход, пароварка…)

III. Введение в тему урока .

Учитель: Мы с вами продолжаем изучать большую тему «Предложение».

Предположите , на какой вопрос мы будем искать ответ?

( Что-то новое о предложении…Что-то связанное со словом сложное…

-Может быть сложное предложение?)

- А бывают ли сложными предложения?

-Какова тема урока? СЛАЙД


4. Самоопределение к деятельности.

-Прочитайте и сравните два предложения:

Солнце встало и осветило окрестность. СЛАЙД

Солнце встало, и окрестность озарилась светом.

-Чем похожи предложения? ( в них содержится одна и та же мысль)

-Чем отличаются? (во 2 пр стоит запятая, а в 1-м нет)

- Как вы думаете, почему?

- Найдите грамматическую основу в 1-м предложении.

-Какую роль играет в этом предложении союз и? (объединяет однородные члены предложения)
-Найдите грамматическую основу во 2-м предложении.

-Какую роль играет в этом предложении союз и? (соединяет 2 части сложного предложения)

-Сформулируйте задачи урока.( Вспомнить, какие предложения называются простыми, какие – сложными. Научиться различать простые и сложные предложения)

5. Работа по теме урока

-Вспомните, чем отличается простое предложение от сложного.






-Какие это предложения? Докажите. СЛАЙД
Мороз крепчал, но не кусался.
Мороз крепчал, но дети не мёрзли.
-Запишите эти предложения, выделите основы.

Работа в парах
-Распределите карточки по группам: простые и сложные предложения.
Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.
Охотник зарядил ружьё, и раздался выстрел.

Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.
Молодые побеги сморщились и завяли.

Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.
Дорога пропадала в роще, и спина путника исчезла.

Проверка. ( Одна пара отчитывается – остальные проверяют)



-Чем простое предложение отличается от сложного?






Алгоритм работы с предложениями

Так как же мы будем определять, какое предложение: простое или сложное?

- Чтобы определить простое или сложное предложение, составим наших действий.

-расставьте порядок действий на карточках.

 1.Прочитатьпредложение.                                                                    

2. Найти грамматическую основу.

3. Определить сложное или простое.

4. Если сложное, то поставить знаки препинания.


Работа по учебнику.

Упр.49

-Прочитайте выразительно поэтические строки.

- Прочитайте выражения, которые употреблены в переносном значении. (Ветер гонит, ель стонет, лес шепчет)

-Сколько предложений в этом отрывке?

- какие это предложения: простые или сложные?

- С помощью чего простые предложения объединяются в сложное предложение?

( с помощью интонации, между ними ставится запятая)

-Какие письменные задания надо выполнить к этому упр-ю? ( списать, подчеркнуть основы)

Физкультминутка

Игра  «Определи предложение по структуре» (показывают руками, стоя. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор)

Труд человека кормит, а лень портит.

У страха глаза велики.

Всякий человек в деле познается.

Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя птичка глаза продирает.

Что говорят взрослые, то дети повторяют.

Без труда хлеб не родится никогда.

Карандаш пишет, а молот  - кует.

Дети плачут, а у матери сердце болит.

Холода не бойся – по пояс мойся.

- Как можно назвать эти предложения? (пословицы)


Упр. 50

- Прочитайте предложения.

- с помощью чего простые пр-я объединены в сложные? (анализ каждого прел-я)

-Что вы можете сказать о знаках препинания в сложных предложениях? (между частями сложного пр-я всегда ставится запятая)

-Сравните свои наблюдения с выводами в учебнике. Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание».

- Объясните написание слов с пропущенными буквами.

Под диктовку: 1 и 2 предложения


Словарное слово: прекрасный СЛАЙД

- найти и записать предложение с этим словом в упр.50.


V lll.Итог урока.

Учитель: Какую задачу ставили?

Ученики: «Как определить , сложное предложение или нет?»

Учитель: Удалось ли нам найти ответ? (Да)

Учитель: Какое предложение называется сложным?(…)

С помощью чего соединяются части сложного предложения?(…)

Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?(…)

Какую же тайну языка мы сегодня разгадали?(Тайну сложного предложения.)

-Чему учились на уроке?

(Различать простые и сложные предложения.

Ставить знаки препинания в сложных предложениях.

Рефлексия.


Д/З Упр. 51


























Приложения


Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.


Охотник зарядил ружьё, и раздался выстрел.


Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.

Молодые побеги сморщились и завяли.


Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.


Дорога пропадала в роще, и спина путника исчезла.


Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.


Охотник зарядил ружьё, и раздался выстрел.


Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.

Молодые побеги сморщились и завяли.


Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.


Дорога пропадала в роще, и спина путника исчезла.


Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.


Охотник зарядил ружьё, и раздался выстрел.


Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.

Молодые побеги сморщились и завяли.


Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.


Дорога пропадала в роще, и спина путника исчезла.




VI. Упражнение в применении знаний. Тест.( Проверка1 вариант- Г,Г,Г,В.

2 вариант- В,В,Г,В.


Вариант 1.

В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.

1

2

3

4






1.Укажите сложное предложение.

А) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать. Б) Ветер нагонял пепельные облака. В) На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Г) Раздался удар грома, и полил дождь.

2.Укажите сложное предложение, состоящее из трех частей.

А) Папа задергивает шторы, мама дает Марине яблоко. Б) Живет Балда в поповом доме, ест , спит на соломе. В) Дети собрали букеты из желтых, красных и оранжевых листьев. Г) Мама подарила Марине шапочку, папа купил спортивный чемодан, бабушка дала мохнатое полотенце.

3.Укажите предложение, в котором союз и соединяет части сложного предложения.

А) Лучи солнца греют и лицо, и руки. Б) Белые, золотые и синие цветы качаются над головой . В )Вихри ветра поднимали и кружили лепестки жасмина. Г) Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.

4.Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно.

А) В ярком золоте ,день утопает и ручьи по оврагам шумят. Б) В ярком золоте день утопает и ручьи, по оврагам шумят. В) В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят. Г) В ярком золоте день, утопает и ручьи по оврагам шумят.



Вариант 2.

В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.

1

2

3

4






1.Укажите сложное предложение.

А) Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо. Б) Наш кот Васька любит играть в догонялки. В) Опустел сад, и осыпались листья. Г) Щеголяют теперь одуванчики в желтом платье, а летом в белой шубке.

2.Укажите сложное предложение, состоящее из трех частей.

А) Зацвели сады, и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь. Б) На улицах, скверах и бульварах расчирикались воробьи. В) Вот-вот выбросят первые листочки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке льдины. Г)Час обеда приближался, топот по двору раздался.

3.Укажите предложение, в котором союз и соединяет части сложного предложения.

А) У кумушки глаза и зубы разгорелись. Б) Игривые и озорные воробьи купаются в лужах. В) Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем кинулся в траву. Г) Березки тихо шептались, и мягкие травы серебрила роса.

4.Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно.

А) Рванул ветер и, в воздухе закружилась пыль. Б) Рванул ветер и в воздухе, закружилась пыль. В) Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль. Г) Рванул ,ветер и в воздухе закружилась пыль.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Белавина Светлана Анатольевна

Дата: 12.09.2017

Номер свидетельства: 427962

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка на тему: "Простые и сложные предложения". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "206060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430084948"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка "Эти непростые сложные предложения..." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-eti-nieprostyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402506887"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока русского языка в 6 классе Комплексный анализ текста "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "219102"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434009981"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока "Понятие о бессоюзном сложном предложении". "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-poniatiie-o-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "106909"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403111124"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства