Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "«Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.»»
Урок русского языка в 4 классе.
Тема: «Простые и сложные предложения.
Связь между простыми предложениями в составе сложного.»
Цели: актуализировать знания о простом и сложном предложении; о способах соединения простых предложений в сложное предложение; о постановке запятой в сложном предложении. Формируемые УУД: познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера; регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
I.Организационный момент.
- Сегодня у нас на уроке много гостей, поприветствуем их.
- Я рада видеть своих коллег, и думаю, что сегодняшний урок принесёт не только приятное общение друг с другом, но и новые открытия. Пусть вам, ребята, помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Вам предстоит активно потрудиться.
-Итак, наш девиз: «Знаем – повторяем, не знаем – узнаем!» СЛАЙД
- Откройте тетради и запишите дату. Настраиваются на работу.
- Вы любите преодолевать трудности?
-Поднимите руки те, кто уверен, что справится со всеми трудностями…….
-Все трудности можно преодолеть, если все делать с настроением и с хорошими мыслями, чего и вам желаю.
Учитель: Обратите внимание на выделенные буквы и предположите, какую букву будем писать на минутке чистописания? Почему? (букву а)
-Что вы можете сказать о ней (о букве а), как о слове? ( это союз – часть речи)
-какие союзы вы ещё знаете? ( и . но)
-Чередуем союз а с союзами и, но а и но а и но а и но а и но -Какой союз лишний? Почему ? ( и –т.к. перед и в предложениях с однородными членами запятая не ставится…)
-Составьте слово из начальных букв словарных слов. (сложное)
- Вам знакомо научное название, которое начинается словом сложные…
-Какое? Объясните, что им называют. Приведите примеры.
(Сложные задачи . Сложные математические выражения. Сложные слова.)
- Какие слова мы называем сложными?
( Сложные - слова ,в которых не один, а два корня, соединенных между собой.)
- Приведите примеры. Обоснуйте свой ответ.( Самолет, теплоход, пароварка…)
III. Введение в тему урока .
Учитель: Мы с вами продолжаем изучать большую тему «Предложение».
Предположите , на какой вопрос мы будем искать ответ?
( Что-то новое о предложении…Что-то связанное со словом сложное…
-Может быть сложное предложение?)
- А бывают ли сложными предложения?
-Какова тема урока? СЛАЙД
4. Самоопределение к деятельности.
-Прочитайте и сравните два предложения:
Солнце встало и осветило окрестность. СЛАЙД
Солнце встало, и окрестность озарилась светом.
-Чем похожи предложения? ( в них содержится одна и та же мысль)
-Чем отличаются? (во 2 пр стоит запятая, а в 1-м нет)
- Как вы думаете, почему?
- Найдите грамматическую основу в 1-м предложении.
-Какую роль играет в этом предложении союз и? (объединяет однородные члены предложения) -Найдите грамматическую основу во 2-м предложении.
-Какую роль играет в этом предложении союз и? (соединяет 2 части сложного предложения)
-Сформулируйте задачи урока.(Вспомнить, какие предложения называются простыми, какие – сложными. Научиться различать простые и сложные предложения)
5. Работа по теме урока
-Вспомните, чем отличается простое предложение от сложного.
-Какие это предложения?Докажите. СЛАЙД Мороз крепчал, но не кусался. Мороз крепчал, но дети не мёрзли. -Запишите эти предложения, выделите основы.
Работа в парах -Распределите карточки по группам: простые и сложные предложения. Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять. Охотник зарядил ружьё, и раздался выстрел.
Сморщились молодые побеги, и цветы завяли. Молодые побеги сморщились и завяли.
Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге. Дорога пропадала в роще, и спина путника исчезла.
Проверка. ( Одна пара отчитывается – остальные проверяют)
-Чем простое предложение отличается от сложного?
Алгоритм работы с предложениями
Так как же мы будем определять, какое предложение: простое или сложное?
- Чтобы определить простое или сложное предложение, составим наших действий.
-расставьте порядок действий на карточках.
1.Прочитатьпредложение.
2. Найти грамматическую основу.
3. Определить сложное или простое.
4. Если сложное, то поставить знаки препинания.
Работа по учебнику.
Упр.49
-Прочитайте выразительно поэтические строки.
- Прочитайте выражения, которые употреблены в переносном значении. (Ветер гонит, ель стонет, лес шепчет)
-Сколько предложений в этом отрывке?
- какие это предложения: простые или сложные?
- С помощью чего простые предложения объединяются в сложное предложение?
( с помощью интонации, между ними ставится запятая)
-Какие письменные задания надо выполнить к этому упр-ю? ( списать, подчеркнуть основы)
Физкультминутка
Игра «Определи предложение по структуре» (показывают руками, стоя. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор)
Труд человека кормит, а лень портит.
У страха глаза велики.
Всякий человек в деле познается.
Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя птичка глаза продирает.
Что говорят взрослые, то дети повторяют.
Без труда хлеб не родится никогда.
Карандаш пишет, амолот - кует.
Дети плачут, а у материсердце болит.
Холода не бойся – по пояс мойся.
- Как можно назвать эти предложения? (пословицы)
Упр. 50
- Прочитайте предложения.
- с помощью чего простые пр-я объединены в сложные? (анализ каждого прел-я)
-Что вы можете сказать о знаках препинания в сложных предложениях? (между частями сложного пр-я всегда ставится запятая)
-Сравните свои наблюдения с выводами в учебнике. Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание».
- Объясните написание слов с пропущенными буквами.
Под диктовку: 1 и 2 предложения
Словарное слово: прекрасный СЛАЙД
- найти и записать предложение с этим словом в упр.50.
V lll.Итог урока.
Учитель: Какую задачу ставили?
Ученики: «Как определить , сложное предложение или нет?»
Учитель: Удалось ли нам найти ответ? (Да)
Учитель: Какое предложение называется сложным?(…)
С помощью чего соединяются части сложного предложения?(…)
Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?(…)
Какую же тайну языка мы сегодня разгадали?(Тайну сложного предложения.)
-Чему учились на уроке?
(Различать простые и сложные предложения.
Ставить знаки препинания в сложных предложениях.
Рефлексия.
Д/З Упр. 51
Приложения
Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.
Охотник зарядил ружьё, и раздался выстрел.
Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.
Молодые побеги сморщились и завяли.
Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.
Дорога пропадала в роще, и спина путника исчезла.
Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.
Охотник зарядил ружьё, и раздался выстрел.
Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.
Молодые побеги сморщились и завяли.
Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.
Дорога пропадала в роще, и спина путника исчезла.
Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.
Охотник зарядил ружьё, и раздался выстрел.
Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.
Молодые побеги сморщились и завяли.
Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.
Дорога пропадала в роще, и спина путника исчезла.
VI. Упражнение в применении знаний. Тест.( Проверка1 вариант- Г,Г,Г,В.
2 вариант- В,В,Г,В.
Вариант 1.
В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.
1
2
3
4
1.Укажите сложное предложение.
А) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать. Б) Ветер нагонял пепельные облака. В) На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Г) Раздался удар грома, и полил дождь.
2.Укажите сложное предложение, состоящее из трех частей.
А) Папа задергивает шторы, мама дает Марине яблоко. Б) Живет Балда в поповом доме, ест , спит на соломе. В) Дети собрали букеты из желтых, красных и оранжевых листьев. Г) Мама подарила Марине шапочку, папа купил спортивный чемодан, бабушка дала мохнатое полотенце.
3.Укажите предложение, в котором союз и соединяет части сложного предложения.
А) Лучи солнца греют и лицо, и руки. Б) Белые, золотые и синие цветы качаются над головой . В )Вихри ветра поднимали и кружили лепестки жасмина. Г) Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.
4.Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно.
А) В ярком золоте ,день утопает и ручьи по оврагам шумят. Б) В ярком золоте день утопает и ручьи, по оврагам шумят. В) В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят. Г) В ярком золоте день, утопает и ручьи по оврагам шумят.
Вариант 2.
В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.
1
2
3
4
1.Укажите сложное предложение.
А) Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо. Б) Наш кот Васька любит играть в догонялки. В) Опустел сад, и осыпались листья. Г) Щеголяют теперь одуванчики в желтом платье, а летом в белой шубке.
2.Укажите сложное предложение, состоящее из трех частей.
А) Зацвели сады, и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь. Б) На улицах, скверах и бульварах расчирикались воробьи. В) Вот-вот выбросят первые листочки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке льдины. Г)Час обеда приближался, топот по двору раздался.
3.Укажите предложение, в котором союз и соединяет части сложного предложения.
А) У кумушки глаза и зубы разгорелись. Б) Игривые и озорные воробьи купаются в лужах. В) Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем кинулся в траву. Г) Березки тихо шептались, и мягкие травы серебрила роса.
4.Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно.
А) Рванул ветер и, в воздухе закружилась пыль. Б) Рванул ветер и в воздухе, закружилась пыль. В) Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль. Г) Рванул ,ветер и в воздухе закружилась пыль.