1. Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.
2. Организовать наблюдение за этой частью слова и научить выделять ее из состава слова.
1. Развитие способности осознания и постановки целей учебной деятельности и умения организовать их достижение.
1. Воспитывать познавательный интерес к предмету.
2. Тренировка работы в группе, развитие умения слушать других и отстаивть свою точку зрения.
1 | Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока) |
| – Ребята, чтобы работа у нас ладилась и у всех было хорошее настроение, давайте поздороваемся и пожелаем всем добра: Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться Доброе утро! Доброе утро! – солнцу и птицам. Доброе утро! – приветливым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера. |
2 | Проверка домашнего задания. |
| Упр. 280. Во время проверки домашнего задания 5-6 чел работают по карточкам. |
3 | Чистописание, словарная работа. |
| Словарная работа. – Урок начнём со словарной работы. Пройдите на свои рабочие места. Вспомните правила работы за компьютером. – Задание такое: вставить безударную гласную в словах. нарезать ябл.ко выкопать .синку посадить р.бину совать р.машку увидеть бе.рёзу надкусить абр.кос пересадить л.мон – Назовите, в каких словах и какую безударную гласную вставили. (Дети читают слова, называют безударную гласную) – Как эти слова можно назвать одним словом? – Растения. – Что вы знаете и можете рассказать о растениях? (Высказывания детей) - Я знаю, что вы можете много рассказать о том, какую роль играют растения в жизни людей. Также могу сказать, что вы настоящие друзья природы, т.к. в ваших высказываниях прозвучала очень важная мысль: природу надо беречь. |
4 | Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Как появились приставки Жили на свете слова: ехать, писать, лететь и лить. Однажды эти слова гуля- ли по предложениям, а неподалёку, в другой тетрадке, мальчик делал домашнее задание. Ему нужно было разделить слова на слоги. У него получи- лось, что слогов ПОД больше, а слогов ЗА — меньше. Вот тут-то слоги и поссорились, обиделись на мальчика и ушли от него. Но в тетрадке жить продолжали, так как пойти им всё равно было некуда. Долго бродили они без дела по тетрадке и в конце концов наткнулись на слова, которые обозначали действия: ехать, писать, лететь и лить. Стали слоги приставать к словам с просьбой принять их в свою компанию. Стало словам жаль бездомные слоги, и они их приняли. И появились новые слова: подъехать, подписать, залететь, залить. Так и стали слова называть своих новых друзей ПРИСТАВКАМИ. А со временем появились и другие приставки и образовали свои слова: прилететь, вылететь, съехать, перелить, пролить и много других. А с мальчиком они тоже помирились и поняли, что обижались зря. Почему приставки стали называть приставками Их назвали «приставками» потому, что они вечно приставали к словам. Например: было слово «ест» , но к нему прибежали буквы С и Ъ. Слово никак не могло отделаться от приставучих букв, и в конце концов получилось слово «съест» . Точно так же к корню «езд» стали приставать буквы ПОД и Ъ. Они приставали так долго, что корню пришлось смириться, и получилось слово «подъезд» . А потом липким приставучкам понравилась такая игра, и получились слова: объём, облом, перелёт, заплыв, подорожник и много-много других. Да и сами слова и корни перестали обижаться на приставки и подружились с ними. |
| – Прочитайте слова, записанные рядом со словарными словами. – Нарезать, выкопать, посадить, сорвать, увидеть, надкусить, пересадить. – Что вы можете сказать об этих словах? – Они обозначают действие предмета. – Давайте назовём первый слог в каждом слове. На-, вы-, по-, со-, у-, над-, пере- – А что это за слог? – Приставка. – Вы уже догадались, какова тема сегодняшнего нашего урока? – Приставка. – Запишем тему урока в тетрадях – Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? – Наблюдать за приставкой. – Верно. Мы вспомним о роли приставки в слове, чем отличается приставка от предлога, будем учиться находить приставку в слове и правильно её писать. |
| Упр. 282 – с разбором у доски |
| УПР. 281 - комментированное письмо |
5 | Наблюдение над приставками. |
| – Итак, начнём по порядку: что такое приставка? – Часть слова. – Как пишется приставка? – Так как это часть слова, то и пишется слитно со словом. – Спишите с доски слова: звездолёт, полёт, лётчик, вылет, отлёт. – Что вы можете сказать об этих словах? – Они однокоренные, у них одинаковый смысл и корень – лёт. Выделим в каждом слове корень – лёт. – Будьте внимательны, какие части слова ещё присутствуют в этих словах? (Дети называют и выделяют все части слов, поясняя их) – Ребята, где находится приставка в слове? – Перед корнем. – Попробуйте прочитать вот эту схему: __________ + ¬ = ¬ новое слово – Если к слову добавить приставку, то получится новое слово. – Так какую роль выполняет приставка в слове? – При помощи приставок образуются новые слова. – Приведите свои примеры, как вы это понимаете. – Шёл – ушёл, писал – списал, читал – прочитал. |
| |
6 | Динамическая пауза. |
| Самолёт летит по небу, Крылья, подставляя ветру. Он легонечко парит И по воздуху кружит. А теперь пора спускаться, На посадку приземляться. Опустились мы легонько И садимся потихоньку. |
| Чтение правила стр. 106 Упр. 284 - комментированное письмо |
7 | Самостоятельная работа |
| Упр. 285 |
8 | Итог урока. |
| - Что нового вы узнали на уроке? |
| - Задайте друг другу вопросы по теме урока . |
9 | Домашнее задание. |
| Упр. 283 |
10 | Рефлексия |
| – Что такое приставка? – Как определить, есть ли в слове приставка? – Подобрать однокоренное слово с другой приставкой или без неё. – Какие приставки знаете? Самооценка детей при помощи нарисованных мордашек (на кружках из бумаги). отлично усвоил тему урока | не всё было понятно | ничего не понял | | | | |