kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку Непроизносимый согласный звук

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Непроизносимый согласный звук

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку Непроизносимый согласный звук»

Урок русского языка в 3 классе

Автор: Иванова Кристина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Заинская основная общеобразовательная школа №1»

Тема: «Непроизносимый согласный звук в корне слова

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг.момент

- Здравствуйте! Сегодня урок русского языка проведу я. Меня зовут Кристина Сергеевна. Покажите, с каким настроением вы пришли на урок: отлично показываем так (показывает), плохое - так (показывает).

2 слайд

- Улыбнитесь соседу справа, соседу слева.


- Пожмите руку соседу спереди.

- Садитесь.

Приветствие


Показывают свое настроение



Улыбаются соседу, соседу справа

Пожимают руку

2. Актуализация знаний

3 слайд

- Как вы приветствуете друг друга?

- А как в вежливой форме можно поприветствовать друга или подругу?

- Слово «Здравствуй» очень старое. Что мы желаем, когда говорим «здравствуй»?



- Произнесите это слово. Какой первый звук? Какой второй? (И так до последнего)

Запишем его в транскрипции вместе со мной. [З, д, р, а, с, т, в, у, й']

- Сколько звуков вы выделили? (9)

- Подберите однокоренные слова. (Здороваться, здоровье, здравие, здравствовать и др.)

- Понаблюдайте, как написан корень. Что интересного вы заметили?



В первых двух словах полногласное сочетание –оро-, в двух последних – сочетание –ра-. Сочетание -оро- является современным, а сочетание -ра- является признаком старославянского языка. Например: город – град, берег – брег.

- Значит, какой корень в слове “здравствуй”?

- Что вас удивило? Произносится ли в этом слове звук [в]?

- А буква вэ пишется: “здравствуй”. (Подчеркиваю в слове букву «в»)

- Сколько в слове букв? (10)

- Что вы видите в середине слова? Когда несколько согласных рядом – это стечение согласных.

- Сколько согласных букв в данном слове стоит рядом?

- Давайте ещё раз произнесём это слово. Что вы заметили при произношении? (Один звук не произносится)

- Как можно назвать звук, который не произносится? (Непроизносимый согласный звук)

- Как же нам его проверить? Нам нужно подобрать такое слово, где после согласного будет стоять гласный звук.

- Привет

- Здравствуй



- Когда говорим это слово, желаем людям здоровья.

- Здравствуй

- [з], [д] …



- 9

Называют однокоренные слова

- В слове «здравствуй» - корень здрав, а в слове «здоровье» - здоров.








- Здрав


(Не произносится)



- 10


- Несколько согласных рядом


- 4

- Здравствуй

- Один звук не произносится

Непроизносимый согласный звук


- Здравие

3. Изучение нового материала

4 слайд

Открываем учебник на странице 73. Прочитайте правило в рамке.

«Чтобы не ошибиться в написании слова с непроизносимым согласным звуком в корне, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы этот звук оказался перед гласным и стал произносимым…»

5 слайд

На слайде появляетсясолнце.

- Что это, ребята?

Записывает слово «солнце» на доске.

- Произнесем все вместе слово «солнце».

- Что-то интересное замечаете в этом слове?


- Где в этом слове непроизносимый согласный звук?

- Произнесем еще раз. Действительно, не произносится. (Подчеркивает букву)

- Выделим корень в слове. Как нам его найти?


- Назовите однокоренные слова. (Появляются на слайде).


-Какая часть у этих слов общая? Какой корень будет?

- Какое же слово нам нужно, чтобы проверить непроизносимый согласный «л»?

Записывает на доске:

Солнце – солнышко (Подчеркивает орфограмму, выделят корень в слове)

- Но, ребята, запомните: не все слова можно проверить1 НЕКОТОРЫЕ НУЖНО ЗАПОМНИТЬ!



Читает 1 ученик правило







- Солнце


- Солнце

- Буква «л» не произносится

- [л]




- Подобрать однокоренные слова.

- Солнышко, солнечный, подсолнух

- Солн


- Солнышко, подсолнух

4.Физминутка


Танец «Буги-Вуги»


5. Чистописание













6. Продолжение по изучению темы урока

6 слайд

Откройте учебник на стр.72. Прочитайте правило: 1 читает, остальные следят.

- Звуки [д], [т], [в], [л]. Откройте тетради. Чтобы эти звуки нам запомнить, мы с вами пропишем буквы.

- Откройте свои тетради. Запишите сегодняшнюю дату «Двадцать девятое сентября. Классная работа.»

(Пишет на доске букву, а дети - в тетрадях).




7 слайд

На стр.72 учебника рассмотрим упр.77.

- Прочитайте слова. Что означает каждое слово?

1) Капуста, капустный (лист), капустница (бабочка, гусеница которой поедает капусту)

- Однокоренные ли это слова? Почему?


- В каких словах есть непроизносимые согласные звуки? Какими буквами на письме обозначены эти звуки?


Вызывает одного ученика к доске записать эти слова, выделить корень и орфограмму. Остальные – в тетрадях.


- Разберем слова под цифрой 2).

8 слайд

Звездолет – этоуправляемый аппарат для полётов в космос.

Перепишите их к себе в тетрадь. Внимательно прочитайте их, выделите корень у этих слов, и найдите нашу орфограмму.

(См.учебник стр.74 Упр.79)

Раздает распечатку.

- Вставьте букву на месте пропуска. Подчеркните эту орфограмму.

*Доброе сер_це, ус_ный счет, чес_ное слово, хрус_нула ветка, извес_ный ученый.


Раздает памятки для детей.

Памятка.

1. Произнеси слово. Определи, есть ли в нём непроизносимый согласный звук.

2. Подбери однокоренное родственное слово так, чтобы непроизносимый звук слышался чётко.

3. Определи, какую букву надо писать.

4. Напиши слово.

5. Подчеркни орфограмму.







Записывают дату


Прописывают буквы





1) Капуста, капустный (лист), капустница

- Да. Есть общий корень (общая часть)

- Капустный, капустница

- Т

1 работает у доски







Выполняют задание








Выполняют задание

6. Рефлексия

9 слайд

На слайде по-очереди выходят фразы:

1) Я узнал …

2) Я вспомнил…

- Скажите, что вы узнали нового на уроке? А что вы вспомнили?





Отвечают


7. Итог. Домашнее задание

Д/з: стр.75 упр.80.

- Откройте все упражнение. Разберем, что вам нужно будет сделать. Вам нужно будет сначала прочитать все слова, определить, какую букву поставите на месте пропуска. Списать, вставить букву и обозначить орфограмму.

- Урок окончен. До свидания.

Разбирают д/з



Фамилия Имя:

Вставьте букву на месте пропуска.

Доброе сер_це, ус_ный счет, чес_ное слово, хрус_нула ветка, извес_ный ученый


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку Непроизносимый согласный звук

Автор: Иванова Кристина Сергеевна

Дата: 03.02.2017

Номер свидетельства: 387179

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме : " Слова с непроизносимыми согласными" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slova-s-nieproiznosimymi-soghlasnymi"
    ["file_id"] => string(6) "137395"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417347324"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока русского языка "Упражнение в применении приобретенных знаний" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-uprazhnieniie-v-primienienii-priobrietiennykh-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "206421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430162723"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "конспект урока русского языка на тему: "Учимся применять орфографические правила" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-uchimsia-primieniat-orfoghrafichieskiie-pravila"
    ["file_id"] => string(6) "144685"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418758230"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по теме "Буквы на месте непроизносимых согласных звуков" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-tiemie-bukvy-na-miestie-nieproiznosimykh-soghlasnykh-zvukov"
    ["file_id"] => string(6) "224356"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438704768"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока русского языка в 3 классе по  теме: «Правило написания непроизносимых согласных в корне слова». "
    ["seo_title"] => string(117) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-pravilo-napisaniia-nieproiznosimykh-soghlasnykh-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "228127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441121239"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства