Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Общее значение частей речи"»
Тема. Части речи.
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Цели: повторить и закрепить знания, умения и навыки по теме «Части речи», отрабатывать умение распознавать части речи, ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки; активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся по предмету; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать мышление, воображение, внимание; развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях; воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.
Задачи урока:
повторить и закреплять умение распознавать части речи;
отрабатывать умение ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки;
развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать мышление, воображение, внимание;
развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях;
воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: научатся узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу, адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Познавательные: выполняют задания с использованием материальных объектов, схем; выбирают наиболее эффективный способ решения, строят объяснение в устной форме по предложенному плану.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
Методы и формы обучения: частично – поисковый; фронтальная, работа в парах, индивидуальная, групповая.
Образовательные ресурсы:
Компьютер, проектор, экран, диск «Русский язык. 3 класс», «светофоры», карточки с заданием диска на каждого обучающегося, карточки с заданием на каждую группу, таблица «Части речи».
Сценарий урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Прозвенел уже звонок, Начинается урок. А теперь все повернитесь, И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям И садитесь по местам.
II. Актуализация знаний.
1. Работа с пословицей.
- Сегодняшний урок мне хочется начать с пословицы.
/Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости/
- Как понимаете значение пословицы?
- Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?
- Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать, обладать большим жизненным опытом, стать взрослым, а вы ещё молоды. Вам предстоит ещё многое узнать и многому научиться.
- О чём пословица? Какой первый звук слышим в слове МУДРОСТЬ? Дайте характеристику звуку [м] .
- Определите тему чистописания.
- На минутке чистописания мы напишем эту букву. Но прежде выполним пальчиковую гимнастику.
Этот пальчик – маленький,
Этот пальчик – слабенький,
Этот пальчик – длинненький,
Этот пальчик – сильненький,
Этот пальчик – большачок,
А все вместе кулачок.
III. Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте ещё раз пословицу и подумайте, на какие группы можно разделить слова.
/День, жизни , частичку, мудрости – имя существительное, прибавляет – глагол, нам – местоимение/
- Как вы определили?
- Какое слово у вас осталось? Почему?
- Какие ещё части речи вы знаете?
IV. Постановка темы и целей урока.
- О чём будем говорить на уроке? Исходя из этого сформулируйте тему урока.
- Какие цели мы поставим перед собой?
- На сегодняшнем уроке мы повторим тему «Части речи». Будем совершенствовать наши умения в определении частей речи.
V. Работа по теме урока. Применение знаний и умений в новой ситуации.
1. Работа с таблицей «Части речи» (минипроект «Части речи»)
(Работа в парах)
- Сейчас мы вспомним всё, что знаем об имени существительном, имени прилагательном и глаголе. Работать будем в парах.
У каждой пары карточки.
- Целью работы каждой пары дать характеристику имени существительному, глаголу, прилагательному. Работаем по плану «Юного исследователя».
/На доске плакат/
ЧАСТИ РЕЧИ
Что обозначает?
Вопросы
Роль в предложении
?
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Лидеры выходят к доске и прикрепляют на плакат нужную карточку. Каждый лидер рассказывает о своей части речи.
Проблемная ситуация. (Работа в группах)
Даны слова: печь, пила.
- Какими частями речи являются данные слова? Докажите.
- Придумайте в парах по два предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи? Аргументируйте.
-Ребята ,какие правила мы должны помнить при выполнении задания в группах?
1. Умеем слушать своего товарища ,не перебивая!
2. Принимаем одно решение!
Самостоятельная работа
- Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.
Разноуровневые задания по русскому языку (слайд № 4 ) 1 уровень
Определить к какой части речи относятся слова: День, хорошая, друг, думает, смелый.
- Как вы определяли часть речи?
2 уровень
Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши. 1) Заяц, морковка, сладкий, ягода. 2)Горький, быстрый, бежит, вкусный. 3)играет, гнездо, бежит, берёт.
- Как вы находили лишнее слово?
3 уровень
Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом. веселье – … , … . шум – … , … . боль - … , … .
- Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод.
- Проверим свою работу (Самоконтроль)
Слайд № 4
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме.
1. Самостоятельная работа.
Учебник стр. 54 упражнение 90. Взаимопроверка.
2. Индивидуальная работа с карточками. Один ученик выполняет задание на компьютере, остальные в карточках.
- Проверьте работу товарища . / Использование проектора/
- Проверьте свою работу.
- Оцените себя с помощью «светофора».
IX. Итог урока.
- Вспомним, с какой пословицы мы начали урок?
- Стали вы мудрее? В чём?
- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
- Что было трудным на уроке?
- Что было интересным на уроке?
X. Рефлексия.
- Какое у вас настроение в конце нашего урока?
- Оцените свою работу на уроке.
/У каждого на столе кружок самооценки:
Жёлтый – молодец, всё выполнял верно.
Синий - хорошо, но есть ошибки
Красный - допускал много ошибок, нужно ещё поработать.