1. | Организационный (мотивация) | -Я желаю вам на уроке доброго и внимательного отношения друг к другу . Сегодня мы отправимся в зимний лес. Положите руки на колени, расслабьтесь, закройте глаза. Мысленно перенеситесь туда. Оглянитесь вокруг. Все укрыто белым пушистым снегом. Он искрится на солнце. Послушаем, как потрескивают деревья от мороза. -Во время нашей прогулки мы с вами будем бережно относиться к природе.
| Ученики закрывают глаза, представляют картины зимнего леса | Звучит музыка Р Формирование способности к организации своей деятельности Л Формирование способности сопереживать, бережно относиться к окружающей среде . Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни и сохранению своего здоровья |
2.
3. | Актуализация знаний Словарная работа
Объяснение нового материала 1)Самоопределение к деятельности
2) Постановка учебной задачи | -И вот нам встречаются на лесной тропинке первые лесные обитатели. -Назовите их. Слова и иллюстрации: Заяц, ворона, сорока, снегирь. -Какая орфограмма встречается в этих словах? Поставим пропущенные буквы в словах. На ромашке вставляются пропущенные орфограммы.
-Что общего у этих слов?
- Ворона, сорока, снегирь – как назвать их одним словом? -Запишите в тетрадь. -Кто остался? -Кто он? -Запишите в тетрадь. Проверка
-Птицы и зверь– сравните эти имена существительные. -Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу над изменением имен существительных по числам. -Тема сегодняшнего урока « Изменение имён существительных по числам»
|
Ученики называют Ответы учеников: -Непроверяемая безударная гласная Ученики на «Ромашке» показывают пропущенную букву. Ответы учеников: -Это слова из словаря; -В этих словах есть непроверяемая орфограмма; -Это имена существительные. -Это птицы. Ученики записывают в тетрадь: Птицы: ворона, сорока, снегирь. -Заяц -Зверёк Ученики записывают в тетрадь: Зверёк: заяц. Ответы учеников: -Птицы- это форма множ.ч. , а зверь- форма ед.ч. | П Анализ , синтез, сравнение, обобщение, осознанное и произвольное высказывание.
К Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения |
4.
|
Первичное закрепление
1) Распределение слов на группы
Физкультминутка 1
2) Проговаривание вслух
3) Работа со словарями (толковым, орфоэпическим)
Физкультминутка 2 |
-На заснеженной тропинке мы встретили лису и сороку. Лиса несла карточки со словами в двух коробочках. Но сорока спугнула лису. Все карточки упали на снег и перепутались.
-Поможем лисичке разбить слова на группы. -На какие 2 группы и по какому признаку вы разбили бы эти слова? Конверты со словами: Вьюги, морозы, снежинки, метель, сугробы, иней, зима, снеговик. -Проверим, что получилось.
-Запишем группы слов в тетради. -Может, можно разделить слова по какому-то другому признаку?
-Сейчас мы с вами поиграем. Игра с мячом называется «Наоборот». Я буду называть имена существительные в форме множественного числа. А вам надо их назвать в форме единственного числа. Учитель называет слова, бросая мяч: Леса-…, снежинки-…,вьюги-…,лоси-…, морозы-…,кабаны-…,зяблики-…, сани-… -Что вызвало затруднение?
-В русском языке существуют слова, которые используются только в форме единственного или только в форме множественного числа. Одно из таких слов – «сани». - Хотите узнать о нем немного больше? Нам могут помочь в этом словари.
-Можно покататься зимой на санках. Но , к сожалению, для большинства из вас на санях кататься не рекомендуют врач. А на чём можно и даже полезно кататься вам? Давайте покатаемся по лесу на лыжах? - Мы встанем на лыжи и продолжим наш путь. |
Работа в парах Ученики распределяют карточки на 2 группы (ед.ч. и множ.ч.)
Ученики записывают слова в тетрадь по группам. Выслушиваются предложения учеников Проводят ученики Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки нагнули, Кисти встряхнули- Ветер сбивает росу. В стороны руки, Плавно помашем- Это к нам птицы летят. Как они сядут ,тоже покажем, Крылья сложили назад
Ученики называют форму единственного числа, бросая мяч: -лес, -снежинка, -вьюга, -лось, -мороз, -кабан, -зяблик,-…… Проблемная ситуация -Нельзя образовать форму единственного числа существительного сани. Два ученика читают в словарях информацию о слове «сани» Ученики эмитируют движения лыжника | П Анализ , синтез, подведение под понятие Р Выполнение учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, волевая саморегуляция в ситуации затруднения К Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения
Проблемная ситуация П Анализ , синтез, сравнение, формулирование проблемы К Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения |
5. | Включение в систему знаний и повторение
1.Работа по учебнику над упражнением
2.Объяснение домашнего задания
3. Работа над правилом |
-Вернёмся в класс на урок. Как звучала тема сегодняшнего урока?
-Выполним задание по учебнику. Откройте учебник на с. 62 .,найдите упр. № 107 (1 часть). -Прочитайте задание. Кто понял, как выполнить задание? У кого есть вопросы?
-Запишем слова в 2 столбика. В 1 столбик существительные в ед.ч, а во 2 столбик- во множ.ч. Обозначьте число над каждым столбиком. -Проверим вашу работу. Обменяйтесь тетрадями.
-Всё ли было понятно в упражнении? Вторая часть упражнения будет домашним заданием, только задание будет обратным: поставить имена сущ. во множ.ч.
-Найдите правило в учебнике на с.62. Прочитайте его.
-Как изменяются имена сущ.?
-Что меняется при изменении числа существительных? -Приведите примеры. |
Ученики отвечают: « Изменение имён существительных по числам» Ученики открывают учебники и читают задание.
Ученики записывают слова в тетрадь. Взаимопроверка Ученики проверяют работы друг друга, проговаривая орфограммы.
Ученики читают правило самостоятельно. Ученики отвечают: -Имена существительные изменяются по числам. -Меняется его форма.
Ученики приводят примеры | |