1.Формирование умения написания частицы не с глаголами.
2.Содействовать развитию орфографической зоркости.
3.Способствовать воспитанию отношений сотрудничества через работу в паре.
4. Развивать навыки самостоятельного и творческого мышления, умения слушать, применять знания и делать умозаключения.
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. 2.Актуализация знаний. | -Урок русского языка. Слайд 1 -Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы. Слайд 2 -Садитесь. Прочитайте предложение на доске. Где труд, там и радость. -Что вы прочитали? -Как вы понимаете её смысл? -Я надеюсь, что наша совместная работа принесёт вам радость. -Попробуйте догадаться о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке. Послушайте стихотворение. -О чём же это стихотворение? -Расскажите о глаголе, используя опорные слова. глагол обозначает отвечает имеет употребляется -Всё ли мы знаем о глаголе? -Хотите узнать что-то новое? - Давайте поработаем. | -Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. (хором проговаривают слова) (фронтальная работа) Читают про себя. -Пословицу. Объясняют. Что без меня предметы? Лишь названья… А я приду- всё в действие придёт. Летит ракета, люди строят зданья, Цветут сады и хлеб в полях растёт. -О глаголе. Рассказывают. -Да. |
3.Постановка учебной задачи (формулирование темы урока, цели) | -Прочитайте пословицы на доске. Друг в беде бросит. Новых друзей наживай, а старых забывай. -Что вы заметили? -Исправим ошибки. Что нужно сделать, чтобы в пословицах появился смысл? Обсудите в парах. -Поделитесь своими мыслями? -Как называется «не» в русском языке? - Перед какой частью речи мы должны поставить частицу не? -Вставьте частицу и прочитайте получившиеся пословицы друг другу. -Подумайте, а во время письма какое затруднение может возникнуть? - А это и будет открытием нашего урока. -Ребята, определите тему урока. Слайд 3 - А какая цель нашего урока? Слайд 4 | Читают. Звучат бессмысленно. Обсуждают, работают в парах. -Не хватает не. -Частица. -Перед глаголом. Читают. Работа в парах. -Слитно или раздельно писать частицу не с глаголом и почему. «Правописание не с глаголами» Отвечают. |
4. «Открытие» новых знаний. Построение проекта выхода из затруднения. | -Надо решить проблему: как писать не с глаголами и почему. Слайд 5 Друг в беде (не) бросит. Новых друзей наживай, а старых (не) забывай. -Ваши предложения, советы. -Давайте проверим ваши утверждения. На парте возьмите карточку, прочитайте внимательно. -Прочитаем вслух. -Возьмите смайлики и покажите «Улыбку» , если вы готовы записать пословицы в тетрадь. -Открыли тетради, запишите число, классная работа, № 1. -Проверим. -Оцените свою работу. -Продолжаем работать. ( на доске: не бросит, не забывай ) -Какой смысл имеют эти глаголы? - Как вы думаете, что придаёт глаголу этот смысл? -Хотите узнать больше о частице? -Я попросила Сашу М. расспросить маму про частицу не. Вот что узнал Саша… -Как надо писать частицу не с глаголами, сформулируйте правило. -Где можно проверить ваше утверждение? -с. 92 прочитайте правило. -Правильный вывод мы сделали? | (коллективная работа) Читают. Показывают. Пишут пословицы. Слушают, проверяют свою работу. Самооценка. (поднимают смайлики) -Отрицание. -Частица не. Рассказывает. -В учебнике. Читают про себя, вслух. |
5.Первичное закрепление. | -Запишите в тетради № 2. Выборочный диктант. Я буду называть глаголы с не и без не. Вы запишите только глаголы с частицей не. Не писал, решал, помогать, не сажает, не играет, уважает, сидит, не читал, пишет, не шутил, не слушает, бросил, пыхтел, не думала. -Поработайте в парах, проверьте друг у друга. Слайд 6 -Оцените себя. | Самостоятельная работа. Работают в парах, оценивают друг друга. |
6.Физкультминутка под музыку для глаз. | | |
7. «Открытие» новых знаний (продолжение) | -Всегда ли частица не пишется с глаголом раздельно. На доске : (не) цветёт, (не) годовать, (не) пришёл, (не) навидит -Пользуясь карточкой, попробуйте разобраться с глаголами. -Кто готов? -Сделайте вывод до конца о правописании частицы не с глаголами. -Где можно проверить ваше утверждение? -Дочитайте правило до конца. -У ребят было задание- определить значение слов из правила. Послушайте их. Слайд 7 -№ 3 в тетради, запишите эти слова, постарайтесь запомнить. -Послушайте стихотворение о глаголе с частицей не. | Высказывают своё мнение, доказывают свой выбор, пользуясь карточкой- помощницей Пытаются сформулировать правило. -В учебнике. Читают про себя, вслух. Дети выходят к доске, рассказывают (нездоровится, неволить, невзлюбить, недоумевать, негодовать, ненавидеть) Самостоятельная работа. Глаголу нравится читать, играть, работать и мечтать! Глаголу очень нравится всё делать очень живо! 2. Частица не – красавица, но как она ленива! Она не ходит, не сидит, не щьёт, не жнёт и не кипит, Книг не читает, не поёт Другим работать не даёт. Глагол же, не любя безделья, С частицей пишется раздельно! ВСЕГДА? Нет! Без сомнения, бывают исключения! |
8.Самостоятельная работа. | -А сейчас вы выполните самостоятельную работу по вариантам. -Оцените себя смайликом. -Знание какого правила вы применяли? | Выполняют, проверяют, оценивают. Вариант 1. Запишите глаголы в два столбика. Вариант 2. Доскажите пословицы. |
9.Рефлексия деятельности. | -Какую цель мы ставили? -Достигли ли мы поставленной цели? -Поднимите смайлик кому наша совместная работа принесла радость. -Какие открытия для себя вы сделали на уроке? -Это дерево желаний. Попробуем сегодня наш урок закончить пожеланиями друг другу из глаголов с частицей не. | Отвечают. -ДА. Отвечают. (фронтальная работа) Ладошкой касаются дерева, называют глаголы. (не ленитесь, не огорчайтесь…) |
10.Домашнее задание. | Слайд 8 1)Составить и записать в тетрадь правила поведения в школе, используя глаголы по теме урока. 2)Найти и записать пословицы по теме урока. -Вот и кончился урок Он пошёл, надеюсь, впрок. | Выбирают подходящее задание. |