Дата:
Тема : Имя существительное. основные грамматические признаки.
Цель: дать представление о значении и грамматических признаках имени существительном.
Задачи:
- Обучающая – продолжать формировать понятие о постоянных и непостоянных признаках имен существительных, формировать умение находить имена существительные в тексте, умение распознавать имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, тренировать умение определять род и склонение существительных, изменять существительные по числам и падежам.
- Развивающая – развивать орфографическую зоркость, память, внимание, мышление, умение делать выводы и обобщать.
- Воспитательная – воспитывать аккуратность, усидчивость, интерес к учебной деятельности, любовь и бережное отношение к русскому языку.
Ход урока
1. Организационный момент
- какую часть речи мы изучаем на протяжении нескольких уроках?
— Прозвенел звонок — начался урок!
Тихо сели девочки, ещё тише мальчики.
- Слова какой части речи мы чаще всего употребляем?
- что такое имя существительное? ( правило)
2. Чистописание
Догадайтесь, какие буквы будем писать на чистописании
Груз, мороз, арбуз, глаз.
- Прочитайте слова. Что вы заметили? Как произносится парный согласный на конце слова? Какой звук слышится?
- Назовите буквы, которые обозначают эти звуки.
- Спишите с доски, продолжив закономерность
сзсЗзсз С сзс З
- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Спишите, найдите слова с парными согласными на конце слова. Подчеркните, подберите проверочные слова.
- Назовите слова с парными согласными на конце слова.
3. Работа по теме урока
- что мы знаем об самостоятельной части речи существительном?
- Сегодня мы с вами продолжим работать с грамматическими признаками существительных.
Как вы понимаете выражение « постоянный признак»?
- Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда.
- Продолжите фразу: «Постоянные признаки имён существительных – это…
- Одушевлённые и неодушевлённые, род и склонение.
- Как определить?
- Задать вопрос. Подставить местоимения.
- «Непостоянные признаки - это…
- Число и падеж
Работать будете самостоятельно и в парах.
- В течении урока вы будете оценивать себя, ставить оценки в лист самооценивания.
Как определить род имен существительных?( нужно поставить существительное в начальную форму, т.е. в И.П. ед.числа и определить по окончанию, и подставить к существительному слова он мой, она моя, оно моё)
Итак первое задание по карточке работа в парах
Списать слова, распределив их в два столбика: одушевленные и неодушевленные, определить род.
Охотник, избушка, лес, Емеля, окно, земля, внук, свет, труба, крыша, кирпич, забор, ворота, сарай.
Одуш. Неодуш.
Охотник м.р. избушка ж.р.
Емеля м.р. лес м.р.
Внук м.р. окно с.р.
земля ж.р.
свет м.р.
труба ж.р.
крыша ж.р.
кирпич м.р.
забор м.р.
ворота мн.ч
сарай м.р.