kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по познанию мира на тему: "Полезные ископаемые".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Полезные ископаемые которое проводится в 4 классе. Цели и задачи урока соответствуют содержанию. Все этапы урока соблюдены. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по познанию мира на тему: "Полезные ископаемые".»

Дата:27.09.18г.

Класс: 4

Учитель: Нурпеисова Ботагоз Ертайевна

Тема: «Полезные ископаемые».

Цель: познакомить с полезными ископаемыми.

Задачи:

1. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи.

2. Развивать память, мышление, монологическую речь.

3. Воспитывать экологическое сознание, любовь к предмету.

Оборудование: видеоролик, слова на доске, физическая карта Казахстана.

Ход урока.

Этапы

Содержание

Примечание

Орг. Момент

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ботагоз Ертайевна, сегодня урок познание мира проведу у вас я! Садитесь!


Постановка цели и задач

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с полезными ископаемыми.


Актуализация знаний






-Но для начала повторим пройденный материал.

- Что такое рельеф? (форма поверхности земли)

- Что такое равнина? (обширные участки суши с ровной или холмистой поверхностью)

- По высоте над уровнем моря равнины подразделяются на? (Низменности, возвышенности и плоскогорья)

- Что такое низменности? (Участки суши, расположенные не выше 200 м над уровнем океана).

- Под действием всех этих факторов изменяется поверхность земли?

1. Вода – дождевая и талая вода образует временные потоки, которые размывают почву. Эти потоки на равнинах образуют овраги.

2.Ветер - с лёгкостью поднимает и уносит частицы почвы, песка и пыли.

3. В горах можно услышать грохот, как выстрел. Это звук камней, увлекаемый водой, ударяются друг от друга. Такие водные потоки сильно разрушают горные породы. Так образуются ущелья.

Работа по карте.

- Кто выйдет и покажет на карте низменности (Прикаспийская, Туранская)

- Покажите равнины (Западно- Сибирская)

- Где находится плато (Устирт, Торгай, Жайык)

- У вас домашним задание было написать эссе «Как влияет человек на форму поверхности земли», к доске выйдет и прочитает нам свое эссе……..

Подведение итогов

Человек влияет на поверхность земли когда добывает полезные ископаемые. (Образуются ямы, горы пустой породы, оседает земля. Пыль, загрязнение воздуха, заняты большие площади земли, терриконы иногда загораются, распространяя едкий дым).

Постройка новых домов, городов. (Образуются свалки, уменьшается площадь земли для животных. Пыль, загрязнение воздуха).

Распахивание полей. (Меньше становится площади лесов, лугов, меньше деревьев).

Орошение полей с рек. (Мельчают реки, не пополняют моря пресной водой, на высохших участках – пыльные бури, пустыни).


Добывая полезные ископаемые мы тоже разрушаем поверхность земли.

Фронтальный опрос

Сообщение нового

- Итак, сегодня, на уроке мы с вами познакомимся с полезными ископаемыми.

- Что такое горные породы?

Горные породы – это вещества слагающее земную кору.

Состоящие из литосферы.

- Что такое литосфера? (Литосфера это твердая оболочка земли. Лито – камень, сфера – шар).

Плотные горные породы – это гранит, известняк, каменный уголь, а рыхлые – песок, глина.

Есть и жидкие полезные ископаемые – это нефть.

Газообразное вещество - природный газ используется для отопления и приготовления пищи.

- Вспомните, что такое полезные ископаемые?

Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в хозяйстве.

- Почему их называют полезными? (потому что служат человеку)

Места скопления полезных ископаемых в недре или на поверхности земли называются месторождениями. А большие по площади и запасам месторождения полезных ископаемых называются бассейном.


- Ребята, на какие три группы можно отнести полезные ископаемые?

1) горючие полезные ископаемые нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь)

2) Рудные полезные ископаемые: (железо, алюминий, медь , свинец)

3) Нерудные полезные ископаемые (гранит, песок, глина , известняк.)

- Главное свойство горючих полезных ископаемых - это способность гореть. Поэтому они называются горючими.

- Твердые горные породы, в состав которых входят металлы, называются рудными полезными ископаемыми.

- Почему третью группу называют нерудными полезными ископаемыми? (В них нет металла, потому что в эту группу входят разные соли, мрамор, гранит, известняк и т.д).

- Все ли одинаковые полезные ископаемые по происхождению? (Разные).

- А почему? ( Рудные полезные ископаемые образовались в основном из вулканической лавы, на местах извержения вулкана. Нерудные полезные ископаемые и горючие образовались в результате гниения остатков растений и животных).

- Какие способы добычи полезных ископаемых существуют? (открытый, шахтный, фонтанный)

- Какой способ самый дешевый? А какой требует больших затрат?























Кластер на доске

Видеоматериал

- Сейчас мы с вами посмотрим, как добывают руду. Смотрим внимательно, после просмотра вы должны будите ответить на вопрос, каким способом добываю руду.

- Итак, каким способом добывали руду? Что добывают?

- Ну а сейчас посмотрим как обрабатывают руду после добычи. Смотрим внимательно.



Работа в группах

- Чтобы более подробно познакомиться с полезными ископаемыми, поработаем в группах. У вас на партах лежат конверты с дополнительным материалом. Вы должны рассказывать по плану, который вы видите на доске. После выступления каждой группы я буду задавать вопросы.

- Вам на подготовку 6 минут.

План

1. Значение (использование)

2. Особенности

3. Свойства

Каменный уголь

Среди богатств земной коры каменный уголь занимает особое место. Похож на черный или бурый камень, иногда блестящий, иногда матовый, имеющий то зеленоватый, то сероватый оттенок. Каменный уголь растительного происхождения.

В разные периоды на земном шаре росли различные растения, и многие из них с течением времени превращались в уголь.

Одно из мест в нашей стране, где добывают каменный уголь, называется Карагандинским и Экибастузским угольным бассейном.

Каменный уголь – одно из необходимых человеку полезных ископаемых. Его тепло обогревает наши дома, дает энергию паровозам и пароходам, превращается в электричество в турбинах электростанций.

Из угля готовят жидкое топливо.

Кроме жидкого топлива химики изготавливают из каменного угля: духи и взрывчатые вещества, нафталин и лекарства, смазочные масла и удобрения, краски и чернила, пластмассы, широко вошедшие в наш быт.

- Какое свойство каменного угля мы можем ощутить с вами сейчас, находясь в классе?

(Каменный уголь горит и выделяет при этом большое количество тепла. Мы ощущаем тепло батарей, по ним течет горячая вода из котла, в топке которого горит каменный уголь).

Из каменного угля готовятся очень многие лекарства.

- Может быть, вы знаете какие-нибудь из них?

(От боли в желудке вы примите салол, от головной боли пирамидон, от гриппа аспирин или сульфидин, а голова закружится, дадут понюхать нашатырного спирта. Все эти лекарства – продукты переработки каменного угля).

Нефть

Нефть – маслянистая жидкость, это позволяет подавать нефть на значительные расстояния. Добывают в шельфе Каспийского и Аральского моря.

В наше время хозяйственная жизнь не мыслима без нефти и продуктов её переработки – бензина, керосина, лигроина, смазочных масле и многих других продуктов.

Нефтяные продукты – это топливо и смазка для моторов, станков и всевозможных механизмов, используемых человеком в самых различных условиях – на земле, в воздухе, на воде и под водой.

В прежнее время нефть хранили в ямах, а перевозили в бочках.

В настоящее время в нашей стране построено много нефтепроводов, по которым нефть идет от скважин на перерабатывающие заводы, в морские порты для загрузки специальных нефтеналивных судов. Из нефти так же перерабатываются такие продукты как: парафин, краски, лекарсва, пергамент, духи, нафталин, спички.

- У всех бензоколонок надпись: «Огнеопасно!» или «Курить строго воспрещается».

- Почему около бензохранилищ опасно зажигать огонь? (Бензин очень легко воспламеняется. Бензин летуч, воздух около бензохранилищ наполнен парами бензина, эти пары легко могут вспыхнуть, а при значительном их скоплении - даже и на расстоянии и тогда возможны несчастные случаи).


Песок и глина

В граните мы найдем три основных минерала: кварц, слюду и полевые шпаты.

Зерна кварца образуют песок, полевые шпаты и слюды-глину. В песке можно найти зерна полевых шпатов и слюд, но присутствие их в песке только временное, разрушение их (химическое) пойдет дальше.

В классе можно будет найти предметы, сделанных из песка это оконное стекло, чернильницы (могут быть стеклянные), бутылки и пузырьки для чернил, часовое стеклышко, электрические лампочки и т.д.

А из глину изготавливают стены (если здание каменное), фундамент здания, чернильницы (фарфоровые), изоляторы в электропроводке и др.

Два важнейших материала дает нам глина это кирпич и цемент. Глина входит в состав грифеля наших карандашей, как простых, так и цветных.

Чистый графит очень не прочен и мягок, а глина придает ему прочность. Стекло изготавливается из кварцевого песка, а кварц – продукт разрушения гранита.

Глины водонепроницаемые, пески хорошо пропускают воду.

Пластичность – это способность влажной глины принимать любую форму и сохранять ее при сушке и обжиге. Глину можно назвать рудой. Из глины можно получить алюминий.

- Найдете ли вы сейчас в классе предметы, сделанных из песка?

(Оконное стекло, чернильницы (могут быть стеклянные), бутылки и пузырьки для чернил, часовое стеклышко, электрические лампочки и т.д).

- Найдите в классе предметы, при изготовлении которых человек использовал глину? (Стены (если здание каменное), фундамент здания, чернильницы (фарфоровые), изоляторы в электропроводке и др).

Известняк

Огромные запасы известняков отложились на дне океанов и морей. Их называют осадочными горными породами. Известняк – это белый или беловато – серый камень. Его используют для приготовления цемента; из известняка получают известь которая используется для побелки стен и потолков. Мел, которым мы пишем на доске тоже известняк. Перемолотый в муку известняк используют для известкования кислых почв, что улучшает сбор урожая.

- Назовите особенности известняка?

Гранит

Гранит - очень прочный камень. Если взять в руки кусочек гранита. И рассмотреть его , то можно увидеть в нем разные по цвету и форме частицы. Гранит состоит из частиц полевого шпата , кварца и слюды. Цвет гранита зависит от цвета и количества полевого шпата. В полевом шпате можно увидеть частицы кварца. Они похожи на мелкие осколки стекла беловатого, дымчатого или фиолетового цвета. Гранит используется , там где необходим прочный материал. Для строительства опоры мостов, фундаменты домов, и для памятников.

- Где используют гранит?


Физминутка

Хорошо поработали, время отдохнуть. (Дети встают рядом около парт и выполняют движения со словами)

Мы геологами станем (шагают на месте)

Да? Да! (хлопки над головой)

Будут все гордится нами (шагают на месте)

Да? Да! ( хлопки над головой)

Что ждёт нас впереди?(руки в стороны)

Высокая гора, (соединяют руки над головой)

Бурная река!( руками показывают движение волн)

Её не обойдёшь, (шагают)

Её не проплывёшь, (движения пловца руками)

Её не пролетишь, (махи руками)

А надо напрямик! (руки вытянуты вперёд)

Всё пройдём и всё сумеем (шагают на месте)

И своей достигнем цели

Да? Да!


Итог

- Заканчивается наш урок. Вспомним, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что такое полезные ископаемые? Почему их добывают?

- А есть ли в нашей местности месторождения полезных ископаемых?


Домашнее задание

- Откройте дневники, запишите домашнее задание стр. 27-29 читать.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по познанию мира на тему: "Полезные ископаемые".

Автор: Нурпеисова Ботагоз Ертайевна

Дата: 15.02.2018

Номер свидетельства: 457577

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока познания мира по теме "Полезные ископаемые и их виды""
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-po-tiemie-polieznyie-iskopaiemyie-i-ikh-vidy"
    ["file_id"] => string(6) "310073"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458920609"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока познанию мира на тему "Почва. Охрана почвы""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt_uroka_poznaniiu_mira_na_tiemu_pochva_okhrana_pochvy"
    ["file_id"] => string(6) "343040"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473451337"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока познания мира по теме "Горючие полезные ископаемые" (2 урок)"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-po-tiemie-goriuchiie-polieznyie-iskopaiemyie-2-urok"
    ["file_id"] => string(6) "250129"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447041994"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока познания мира по теме "Горючие полезные ископаемые""
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-po-tiemie-goriuchiie-polieznyie-iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "250128"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447041673"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока познания мира по теме "Нерудные полезные ископаемые""
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-po-tiemie-nierudnyie-polieznyie-iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "250132"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447042370"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства