Актуализация опорных знаний | Отгадайте кроссворд. (Слайд 2) Слово, которое вы получите по вертикале, и будет темой нашего сегодняшнего урока. Священная книга христиан. (Библия) Его устанавливают на Куполах храмов, носят на груди. (Крест) Как называется обращение к Богу? (Молитва) Книги, написанные апостолами. (Евангелие) Место в храме, куда нет общего доступа. (Алтарь) У кого из вас дома есть иконы? Самое видное место в доме называется красный угол. В нем находятся иконы, а перед ними лампада (или свечка) – символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы. А кто изображается на иконах? Правильно. Спаситель, Божья Матерь, святые, события Священной истории. Самое красивое место в храме – иконостас. Задачи нашего урока – узнать о том, когда появились иконы, каковы их особенности, как и почему относятся к иконе православные люди; будем учиться «читать» икону. - Посмотрите на экран. Что вы можете сказать о представленных изображениях? (Слайд 3) (икона, портрет, фотография) - Кто из вас сможет соотнести правильно изображение с надписью? - Как вы думаете, есть ли отличия между иконой и обычной картиной? (ответы детей) Попробуем разобраться подробнее. | Отвечают на вопросы учителя. Разгадывают кроссворд. | В сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий. Выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. |
Открытие нового знания | История русской иконописи. - Когда входишь в храм, на тебя строго и очень доброжелательно смотрят лики святых. Это иконы. - А что такое икона? В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова сказано: « Икона – это живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан». (Слайд 4) Слово «икона» пришло к нам из греческого языка: eikon в прямом переводе обозначает образ, подобие. Следовательно, икона изображает Бога, или святого, или эпизод из библейского Писания. Отсюда иконопись – отрасль религиозной живописи, писание икон. (Слайд 5) Первыми, кто принёс христианскую веру на Русь, были братья преподобный Кирилл и святой Мефодий. Они переводили с греческого на славянский язык богослужебную литературу, а Мефодий к тому же был и иконописцем. Он написал такие иконы, как «Второе пришествие Христово», «Страшный суд с Геенной» и другие. Первым иконописцем считается апостол и евангелист Лука, и после него было бесчисленное множество изографов среди святых мужей и отцов Церкви. В России наиболее из них известны преп. Андрей (Рублев), Даниил Черный, Дионисий, Феофан Грек. В Киево-Печерской Лавре подвизался известный иконописец преп. Алипий. Их жития свидетельствуют о трепетном и благоговейном почитании святых образов. (Слайд 6) Отличия иконы от картины. Вопрос: Что же такое икона? Чем отличается икона от картины? Икона - это изображение Бога, Богоматери, святых. Изображение христианских праздников. Вопрос: Что такое картина? Изображение предметов, людей, событий. Сравним Икону Божьей Матери "Одигитрия" и картину Леонардо да Винчи "Мадонна Бенуа" (Слайд 7). И там, и там один и тот же сюжет. Младенец Христос на руках Богородицы. И если мы посмотрим на картину Леонардо "Мадонна с цветком", и мысленно уберём нимбы, то увидим перед собою кого? Обычную молодую маму с ребёнком на руках. Такая могла жить в Италии в Эпоху Возрождения. Нам на это указывает причёска, костюм, окружающие детали. Младенец на её руках обычный пухленький малыш, который заигрался с цветком. Мама ребёнком любуется, умиляется, т.е. изображена обычная тихая семейная сцена. На картине изображение реалистично, т.е. всё изображается так, как мы видим в действительности. Смотрим на икону Божьей Матери. Здесь мы видим нечто иное. Передано какое-то неземное спокойствие, огромное достоинство. Написаны не просто лица, а святые лики - изменённые и преображённые. Мы не можем сказать, что перед нами обычная женщина. Взгляд Младенца совсем не детский, а очень мудрый, серьёзный, так как перед нами не просто ребёнок, а перед нами Бог, который пришёл в этот мир, чтобы взять на себя все грехи человечества. Богородица указывает рукой на Младенца, как на истинный Путь ко спасению. Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на картине приукрасить? Может, а значит картина – это художественный образ. Можно ли сказать, что икона это образ? Икона - это не картина, икона - это святой образ. Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты. Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы. Канон – система правил создания изображений. В канон входят правила о технике написания икон (используется доска), о пропорциях фигур (пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше; всё тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды), овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими; внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, строго определены (иконография Богоматери, иконография Христа). Когда иконописец приступает к работе над иконой, он не должен придумывать цвет одежды святого, черты его лица или внешний вид. Существуют специальные книги, которые называются иконописными подлинниками. В них очень точно приведён схематический рисунок с характерными для каждого святого чертами, внешним видом, красками и цветом одежды. И художники – иконописцы не имели права отступать от этих подлинников. ФИЗМИНУТКА Учитель включает видео с физминуткой и вместе с детьми повторяет движения. | Отвечают на вопросы учителя. | В сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий. Выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. |
Первичное закрепление | Какие бывают иконы. Православная традиция иконописи оставила нам множество школ и техник, а также множество видов икон. Образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии. Во все времена, в любом доме и избе, их можно было увидеть в «красном» углу. Красный – значит красивый, прекрасный. Красный угол – самый видный в доме, в комнате; поэтому именно там стояли иконы. Существует множество образов Божьей Матери и Спасителя. Для каждой местности, как и для каждого человека, есть свой, наиболее любимый и почитаемый. (Слайд 8) Праздничные иконы Праздничные иконы пишутся прежде всего на сюжеты священной истории - прежде всего Воскресения Христова и Двунадесятых Праздников, Страстной недели и другие. Образы святых Житийные икон, изображающие житие и чудеса того или иного святого. Именные иконы, изображающие святого, в честь которого человек нарекается при Святом Крещении. Иконы святых, покровительствующих учебе, воинской службе, различным видам трудовой деятельности. Иконы святых, к помощи которых обращаются при различных болезнях и других житейских надобностях. | Отвечают на вопросы учителя. | Имеют представление о понятиях «Икона», молитва «перед иконой», « В сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий. Выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. |
Подведение итогов | Русского человека икона сопровождала в течение всей его жизни. Иконы, к которым обращались с молитвой, были в каждом доме. Ими благословляли родители вступающих в брак, их брали с собой, идя на битву или отправляясь в странствие. В трагические и переломные моменты многовековой истории русского народа Господь являл Свое покровительство и милость через национальные святыни: Владимирскую, Казанскую, Феодоровскую, Державную иконы Божией Матери и многие другие. В XX веке в период богоборческих гонений русские люди, воздавая любовью за любовь, с риском для жизни спасали уничтожаемые и поругаемые иконы. - Как называли человека, который писал иконы? - Где вы можете встретить иконы? - С какой же целью пишется икона? | Отвечают на вопросы учителя. | Обладают знаниями о ценности культурных достижений и необходимости бережного отношения к ним. В сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий. Выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. |