kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль - основы православной культуры) "ИКОНА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок по теме "Икона" (модуль - основы православной культуры, предмет ОРКСЭ) построен в технологии системно-деятельностного метода, что соответствует требованиям ФГОС. Цель урока: знакомство с особенностями иконописного изображения; понимание различий в написании иконы и картины.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ (модуль - основы православной культуры) "ИКОНА" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

п. Коммунистический









Учебно – методическая разработка урока

«ИКОНА»

(модуль «Основы православной культуры»)









Выполнила:

Агафонова Наталья Станиславовна,

учитель русского языка и литературы.







2014 год
































































РАЗРАБОТКА УРОКА.

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Класс: 4


Тема урока: «Икона».


Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)


Авторы УМК: Основы православной культуры 4 - 5. Учебник для общеобразовательных учреждений./Автор: А. В. Кураев. – Москва, «Просвещение», 2012г.


Демонстрационный материал:

  • презентация PowerPoint.


Раздаточные материалы:

  • словарь русского языка С.И.Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Большая советская энциклопедия, Этимологический словарь русского языка Семенова;

  • репродукции картин и икон;

  • карточки с отрывками из стихотворений.


Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.


Образовательная цель: познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины.


Этап урока ОНЗ

Цель этапа

Содержание этапа

Мотивация к учебной деятельности

(2 мин.)


1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока;

3) актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Слайд 1: «Путешествие в мир православной культуры»

-Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем с вами путешествие в мир православной культуры.

-Как вы уже поняли, путешествовать будем в группах. В трудные моменты каждый из вас сможет опереться на плечо друга, посоветоваться с ним. Распределите обязанности капитана, чтеца, советчиков.

-Какова цель любого путешествия? /Узнавать новое/

-В любое путешествие берут с собой багаж. Что такое багаж? /нужные в дороге вещи/.

-Наше путешествие необычное. Что самое необходимое и нужное мы возьмём? / учебник …./

- А что самое главное в учебном путешествии? /знания/

-Проверим, всё ли на месте. Я предлагаю проверить наши знания по изученному ранее материалу. И помните, эти знания нам сегодня пригодятся, это наш проездной билет в мир православной культуры!


Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

(5 мин.)

1) актуализировать знания по теме «Храм»;

2)актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4)организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

5)организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

6)организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.


Слайд 2.

- На столах у вас лежат рабочие листы (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Чтецы прочтут 1 задание, все вместе выполните. Пользуйтесь при необходимости тетрадями, учебниками.


1. Что такое ХРАМ?


Обращаться к Богу

2. Что такое АЛТАРЬ?


Стена, составленная из

икон

3. Что такое ИКОНОСТАС?


Помещение, предназна-

ченное для совершения

богослужения

4. Что значит МОЛИТЬСЯ?


Священная часть храма

Отчёт групп.

1 гр. Что такое ХРАМ? Ответ. Группы согласны?

2 гр. Что такое АЛТАРЬ? Ответ. Группы согласны?

3 гр. Что такое ИКОНОСТАС? Ответ. Группы согласны?

4 гр. Что значит МОЛИТЬСЯ? Ответ. Группы согласны?


Задание

Перед вами на столах репродукции.



  • Что, на ваш взгляд, их объединяет? /На них изображен Христос/

Одна из репродукций – икона, другая – картина.

  • Как думаете, о чём мы будем говорить на занятии православной культуры: об иконах или картинах? /конечно, об иконах/

  • Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? /Икона/

Слайд 3.

Пробное действие.

Предлагаю задание, в котором есть новое:

  • Из предложенных репродукций выберите икону, прикрепите на доске и обоснуйте свой выбор.

  • Кто не смог выполнить задание?

  • Кто выполнил задание?

  • Обоснуйте свой выбор.


Выявление места и причины затруднения

(2 мин.)

Выявить место и причину затруднения

  • Какое задание вы выполняли?

  • В чём ваше затруднение?

  • Почему возникло затруднение? /Не знаем правила написания икон/

Построение проекта выхода из затруднения

(2 мин.)

1) согласовать и зафиксировать образовательную цель урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.


  • Какова будет цель нашего урока? /познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины /


Слайд 4.

Тема урока. Цель урока.

  • С помощью чего мы можем выяснить, каковы особенности написания икон? /Обратиться к учебнику/

  • Обратиться к учебнику – это самое простое. Предлагаю определить эти особенности, поработав по плану:


Слайд 5.

План действий.

1. Дать определение слову «Икона».

2. Выяснить особенности написания икон, их отличие от картин.

3. Сделать вывод.


Реализация построенного проекта

(20 мин.)

1)реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать особенности написания икон, отличия икон от картин.

Задание (в группах):

Работа со словарями.

- На столах у каждой группы разные словари:

1.Словарь русского языка С.И.Ожегов.

2.Толковый словарь Ушакова

3.Большая советская энциклопедия

4.Этимологический словарь русского языка Семенова.

- Найдите определение. Зачитайте. /Группы по очереди зачитывают найденные определения/:

1 группа.

Икона - предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ. /. Словарь русского языка автор - С.И.Ожегов./

- Какие главные слова можно выписать из этого толкования. / Изображение Бога, святых / ответ появляется на слайде/

2 группа.

Иконы, ж. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ. /Толковый словарь Ушакова/

- Какие главные слова можно взять из этого толкования? / Предмет почитания/

3 группа.

Икона (от греч. eikón — изображение, образ) в христианской религии — изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер; /Большая советская энциклопедия/

- Какие главные слова можно выписать из этого толкования? / Священный характер – святыня/

4 группа.

Икона - изображение святого, к которому люди обращаются с молитвой. / Этимологический словарь русского языка Семенова/

- Что главное в этом толковании? / Люди обращаются с молитвой/

Замечательно! Попробуйте с помощью данных слов и словосочетаний, сказать, что такое «Икона».


Слайд 6.

Икона – изображение Бога, святых. Предмет поклонения и почитания, святыня, перед которой люди обращаются с молитвой к Богу и святым.




Данное определение записывается на рабочих листах.

Слайд 7.

Далее по группам по плану выясняем особенности написания икон, просматривая следующие особенности: (в рабочих листах)


1 группа: (стр. 52, 4 абзац)

Тень _________________________________

2 группа: (стр. 52, 5-6 абзацы)

Свет _________________________________


_________________________________

3 группа: (стр. 52, последний абзац)

Фон _________________________________

4 группа: (53, 2-3 абзацы)

Нимб _________________________________


Лик (лицо, глаза)___________________________


Последнюю особенность определяем все вместе:

- Вы все прекрасно знаете, что всё самое прекрасное стараются запечатлеть в своих произведениях и поэты, и художники, и писатели. Так, может быть, мы найдём ответ на данный вопрос в стихотворениях поэтов? Попробуем?

-В группах отрывки из стихотворений Елены Резник «Глаза Христа», Людмилы Щербаковой «Светлой печали радость», Леонида Денисова «Моление о чаше», «Перед ликом Владимирской» монаха – святогорца.

1

Смотрю в глаза Христа,

как в Океан Вселенной,

Смотрю и погружаюсь вся

в Гармонии покой.

Елена Резник «Глаза Христа»



группа







2

В пустыньку он помолиться бредет;…

Шапочкой ветхой прикрыв волоса,

Вглубь себя он устремляет лучистые,

Полные ласки душевной глаза

Леонид Денисов «Моление о чаше»

/ о Сергии Радонежском/





группа






На иконе глаза Божией Матери.

Я смотрю в них и таю, как льдина.

Это боль о земле, что погрязла в грехах.

И святая любовь в этих чудных глазах.

монах –святогорец.






3 группа









За окном моим – беспроходица,

В небесах – непроглядная даль,

А в глазах больших Богородицы

Светлой радости вижу печаль.

Людмила Щербакова «Светлой печали радость»


4 группа







-Прочтите, определите, что же считают самым прекрасным каждый из этих поэтов? / глаза/

Расскажите, о чьих глазах вы прочли? /о глазах Богородицы, Святого Сергия Радонежского, Иисуса Христа/ Какие они?

-Четвёртая группа. Прочтите ещё раз ваш отрывок. Разве может такое быть: в глазах одновременно и радость и печаль? /ответы детей/

- В Библии говорится, что такие глаза выражают «РАДОСТОПЕЧАЛИЕ». О чём же радуются святые / о том, что они с Богом/, а о чём печалятся? / о том, что многие из нас пока далеки от Него./


  • Дополните схему и сравните её с эталоном.


Слайд 7.

Эталон.

Тень _ни один предмет не отбрасывает тени_

Свет _проступает через лицо и фигуру______


_главное в иконе____________________

Фон _золотой, открыт____________________

Нимб _золотой круг окружает голову святого,

знак Божией благодати_______________

Лик (лицо, глаза)_____радостопечалие____________


Проговариваем особенности написания икон по эталону.


Первичное закрепление во внешней речи

(2 мин.)

Зафиксировать во внешней речи особенности написания икон, отличия икон от картин.

Слайд 13.

Задание:

  • вернёмся к заданию, где нужно было из предложенных репродукций выбрать икону, прикрепить ее на доске и обосновать свой выбор:

(группы отвечают по цепочке)


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(5 мин.)

1)тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить сформированность представления об особенностях написания икон, их отличия от картин.

Задание:

  • определите – это икона или картина, обоснуйте.



Слайд 14.

Эталон самопроверки

На экране репродукции с подписями «икона», «картина».

Включение в систему знаний

(4 мин.)

1)сформировать способность к осознанному определению христианских святынь;

2) определить и согласовать домашнее задание.


Задание:

  • Подчеркните христианские святыни

Библия, вокзал, храм, крест, картина.


  • Проверяем.


  • Какую святыню мы добавим после изучения сегодняшней темы? /икона/


После задания группам предлагается домашнее задание (распределить в группах самостоятельно):

  • Прочитать урок 15, ответить на вопросы.

  • Подготовить сообщение на тему « Когда появились первые иконы».

Рефлексия учебной деятельности

(3 мин.)

1) организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке;

2) соотнести цель и результат своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;

3) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке.


  • Какую цель мы сегодня перед собой ставили?

  • Достигли мы её?

  • Что мы делали, чтобы достичь цели урока?

  • Какое новое знание сегодня открыли?

  • Довольны ли вы своей работой?

  • Охарактеризуйте своё настроение «личиком - смайликом», прикрепите его на ваших рабочих листах.


Слайд 15 (видео).


Спасибо за урок!














































ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ


УРОК 15

Икона.

1 задание. Соедините стрелками определение с понятием.


1. Что такое ХРАМ?


Обращаться к Богу.

2. Что такое АЛТАРЬ?


Стена, составленная из икон.

3. Что такое ИКОНОСТАС?


Помещение, предназначенное для совершения Богослужения.

4. Что значит МОЛИТЬСЯ?


Священная часть храма.


2 задание. Составить определение.


икона






____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





3 задание. Заполнить таблицу.


Особенности написания иконы



Тень





Свет





Фон





Нимб





Лик (лицо, глаза)






  1. задание. Подчеркните христианские святыни. Дополните его святыней, изученной на уроке.


Библия, вокзал, храм, крест, картина.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль - основы православной культуры) "ИКОНА"

Автор: Агафонова Наталья Станиславовна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128183

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока по ОРКСЭ "Святитель Иннокентий Кульчицкий" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-orkse-sviatitiel-innokientii-kul-chitskii"
    ["file_id"] => string(6) "233592"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443161693"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства