kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Зона арктических пустынь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный план урока предназначен для учителей начальных классов. Интересное преподнесение материала окружающего мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Зона арктических пустынь"»




















Урок окружающего мира

в 4 классе

с использованием ИКТ

(УМК «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова)

тема урока: «ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ»













Муталимова П.М.

учитель начальных классов

МКОУЦудахарская СОШ










ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

урок в 4 классе

УМК «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова







Тема урока: «Зона арктических пустынь»

Дидактическая цель:

Познакомить обучающихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использованием. Учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.

Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться географическими картами.

Вид урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода с использованием ИКТ.

Технология: личностно-ориентированная, игровая, деятельностная.

Задачи урока:

  • сформировать у обучающихся понятие «Арктика»; учить находить ее на карте;

  • развивать познавательную активность обучающихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;

  • воспитывать бережное отношение к природе.






















Этап урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

- Садитесь, ребята.

  1. Определение темы урока, формы проведения урока.

Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, и вместе с ними мы совершим необычную экспедицию. Послушайте песню и постарайтесь определить, куда мы отправляемся. (Звучит «Песенка о медведях», муз. А.Зацепин; сл. Л.Дербенев)

Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз
Трутся спиной медведи
О земную ось

Ребята, кто уже догадался, куда мы отправимся?

На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика – на севере. Наш путь сегодня лежит в Арктику – центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков. Название зоны происходит от греческого слова ἄρκτος (арктос)— «медведь».

Мы отправляемся с вами туда,

Где царство холода, снега и льда!

  1. Объявление целей урока.

Членами нашей экспедиции являются команды:

  • географов,

  • ботаников,

  • зоологов.

Наша научная экспедиция должна

  • описать климатические условия зоны арктических пустынь,

  • узнать, какие растения встречаются в этой зоне,

  • какие животные населяют арктическую пустыню

  • и существуют ли там экологические проблемы.

Добраться сюда можно только на ледоколе. Это судно, прокладывающее путь другим судам в замерзающих водах, ледокол разрушает ледяной покров, а другие суда следуют за ним по проложенной водной дороге.

За правильные ответы в нашей экспедиции вы будете получать ледоколы. Чем больше у вас ледоколов, тем легче будет добраться до цели. По количеству ледоколов в конце нашего путешествия будут выставлены оценки.


  1. Актуализация знаний и мотивация к деятельности.

  • - Ребята, давайте найдем на карте природных зон зону арктических пустынь…(на карте) (ледокол)

На странице 4 в атласе внимательно посмотрите, какие моря находятся в этой зоне? Назовите и покажите их на карте (у доски) (ледоколы)

Моря омывают большие и малые острова


  1. Игра «Сборы экспедиции».

- Мы знаем, что Арктика – это царство холода, снега и льда. Я предлагаю вам выбрать верхнюю одежду для членов нашей экспедиции? На карточке №1 вы видите различные виды одежды, поставьте плюс только возле той верхней одежды, которая нам понадобится.

Проверим, правильно ли вы оделись для такого сложного путешествия.

Каждая команда отметит по два вида одежды.

(выходит один человек от команды, который получает по одному ледоколу каждому члену команды)

Скажите, как называется удивительная обувь, специально предназначенная для ношения в условия сильного мороза? (УНТЫ – меховая обувь, обычно из оленьего меха)

Итак, ледоколы помогли нам добраться до границы зоны!

  1. Организация исследовательской деятельности обучающихся.

  1. объявление задач исследования.

Попрошу географов, ботаников, зоологов приступить к решению задач исследования:

  • географы познакомят нас с суровыми климатическими условиями Арктики;

  • ботаники с растениями, которые встречаются в зоне арктических пустынь,

  • зоологи расскажут нам о животных, населяющих эту зону.

  1. инструктаж по заполнению карточек.

Справиться с этим заданием, вам помогут карточки №2. Возьмите их. Перед вами текст, в котором пропущены слова. Восстановите его с помощью текста в учебнике на странице указанной в карточке. Записи производят ученые секретари экспедиции.

Результаты вашей работы мы заслушаем.

3) этап самостоятельной работы обучающихся. (Учитель проверяет выполнение, оказывает индивидуальную помощь)

4) проверка выполнения: сообщения-отчеты команд.

Вы уже выполнили задание, и мы можем проверить вашу работу.

О климате Арктики нам расскажут ГЕОГРАФЫ. (ледоколы для всех членов команды)

Арктика – это зона островов, лежащих около Северного полюса. Климат суровый. Ледяные и снежные покровы держатся почти весь год. Температура воздуха летом чуть больше 0 С. Весна и осень очень короткие.

О том, какие растения встречаются в этой зоне, нам расскажут БОТАНИКИ. (ледоколы для всех членов команды)


Здесь долгая зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи да лишайники, а также редко встречающиеся низкорослые кустарнички карликовых березок и полярных ив.

Прежде, чем нам сообщат интересную информацию зоологи, я предлагаю немного отдохнуть и провести физкультминутку.


  1. Физкультминутка

Дуют ветры ледяные,

Помахать руками


Горы снежные, крутые,

Поднять руки вверх, встать на цыпочки


Там о лете не слыхали,

Приставить ладонь к уху, наклониться


Там согреешься едва ли.

Обнять себя и попрыгать


Ледокол идет вперед,

Развести руки в стороны и свести


Арктика всегда нас ждет (вместе)

Хлопнуть в ладоши


Молодцы! Отдохнули, нужно возвращаться к экспедиции. Приглашаю специалистов ЗООЛОГОВ, которые нам расскажут, какие животные населяют зону арктических пустынь? (ледоколы для всех членов команды).

Животный мир Арктики очень своеобразен. Его составляют животные, которые больше нигде не встречаются. Белый медведь, морж, белуха, различные виды тюленей живут среди льдов Северного ледовитого океана.

Они действительно приспособились к суровым условиям Севера. Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. А густой мех белого медведя хорошо сохраняет тепло.

Еще одним приспособлением животных арктических пустынь является белая окраска, которую они приобретают перед зимой 9 у некоторых животных, например, белого медведя, белая окраска сохраняется круглый год), хищникам она помогает охотиться (быть менее заметными среди белоснежной Арктики), а их жертвам укрываться от опасности.

Подведение итогов. (ледоколы для каждого отвечающего)

  • Почему эту природную зону часто называют ледяной пустыней?

  • Почему нельзя Арктику считать абсолютной пустыней?

  • Как растения приспособились к суровым условиям Арктики?

  • Почему не замерзают животные, которые плавают в очень холодной воде?

  • Почему в Арктике так распространена белая окраска шерсти и перьев живых существ?

  1. А сейчас нам предстоит узнать, как человек влияет на состояние природы в зоне арктических пустынь. К сожалению, здесь существуют экологические проблемы.

Посмотрите на фото…. Что вы можете сказать об экологических проблемах в Арктике? (ледоколы для каждого отвечающего)


  • Нефтяная пленка от разлившейся нефти. Какой вред несет она живым существам?

  • Мусор. Каким образом он вредит животным и птицам?

  • Браконьерство (недозволенная охота и рыбная ловля или рубка леса, добыча или уничтожение диких животных с нарушением правил охоты). Чем опасно такое отношение к миру природы?

В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб, некоторые виды животных, так белые медведи и моржи занесены в Красную книгу. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны.

Для охраны и изучения арктической пустыни создан ряд национальных парков и заповедников, в том числе Гренландский национальный парк, в России – заповедник Остров Врангеля. На заснеженных склонах гор — родильные берлоги белого медведя. В заповеднике расположены крупнейшие в мире лежбища моржей. Многочисленны птичьи базары.

  1. Закрепление материала.

Наша экспедиция приближается к концу. Подвести итог сегодняшнего путешествия нам поможет кроссворд. Карточка №3. Разгадайте кроссворд, впишите правильные ответы.

(проверка кроссворда на интерактивной доске)

Кроссворд

1. Птицы, которые собираются на скалистых берегах и образуют «птичьи базары». Этих птиц можно увидеть около реки и в нашей местности. Чайка

2. Близкий родственник тюленя Морж.

3. Птицы, откладывающие яйца на голые камни. Кайры

4. Это животное бывает добычей белого медведя. Тюлень,

5. Растение полярной зоны. Лишайники

6. Самый крупный обитатель морей и океанов. Кит

7. Пища рыб северных морей Рачки


- Какое ключевое слово сложилось в нашем кроссворде? АРКТИКА. А это значит, что мы правильно разгадали кроссворд. И получили еще по одному ледоколу, который поможет нам вернуться домой.

  1. Итог урока

Молодцы!!! Вы хорошо справились с заданиями, и вот наша экспедиция завершается! Посчитайте количество ледоколов, которые вы получили за ответы….. Те, у кого 5 и более карточек, получают оценку «отлично», а у кого карточек меньше – не расстраивайтесь, потому что к следующему уроку, выполнив задание, вы тоже сможете получить свою «5».

Домашнее задание записано на карточках №4. Дома вам нужно будет подготовить отчет об экспедиции, который будет состоять из:

  • плана рассказа о зоне арктических пустынь ИЛИ

  • сообщения об одном из исследователей Арктики.

  • рисунка этой необычной местности.

Если при выполнении заданий у вас возникнут вопросы, на них вы сможете найти ответы в учебнике на стр. 78-84.

  1. Рефлексия деятельности.

- Завершая нашу заочную экспедицию, я предлагаю вам, как настоящим путешественникам, водрузить флаги на территории Арктики.

Если вы считаете, что Арктика нам покорилась, то возьмите оранжевый флажок, а если, по вашему мнению, экспедиция НЕ достигла своей цели, то выберите флаг зеленого цвета.

Сейчас свои флаги водрузят ГЕОГРАФЫ.

Приглашаю БОТАНИКОВ.

А теперь ЗООЛОГОВ.

Может быть, через несколько лет ваши имена тоже будут вписаны в число исследователей Арктики.

МОЛОДЦЫ, ребята! Спасибо вам за урок. До новых путешествий.


Урок закончен.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Зона арктических пустынь"

Автор: Муталимова Патимат Муталимовна

Дата: 26.01.2021

Номер свидетельства: 571519

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "«Природная зона Арктическая пустыня» "
    ["seo_title"] => string(39) "prirodnaia-zona-arktichieskaia-pustynia"
    ["file_id"] => string(6) "246977"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446480373"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Природная зона арктическая пустыня" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-4-klass-prirodnaia-zona-arktichieskaia-pustynia"
    ["file_id"] => string(6) "158365"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421737724"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока: "Зона арктических пустынь" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-zona-arktichieskikh-pustyn"
    ["file_id"] => string(6) "127667"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415359378"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Модель-конспект урока. Природные зоны."
    ["seo_title"] => string(38) "modiel_konspiekt_uroka_prirodnyie_zony"
    ["file_id"] => string(6) "422426"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497858911"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по окружающему миру "Арктические пустыни"."
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokapookruzhaiushchiemumiruarktichieskiiepustyni"
    ["file_id"] => string(6) "266651"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450198536"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства