Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Вода- путешественница"»
ТЕМА:ВОДА – путешественница.
ЦЕЛЬ:обобщить знания детей по теме: «Вода».
ЗАДАЧИ:закрепить понятие о круговороте воды в природе;
развивать воображение, память, наблюдательность;
формировать знания об экологической целостности природы.
Оборудование:герой – Капитошка, раздаточный материал, карточки с
понятиями.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел веселый звонок
Начинается вновь урок
Любознательные дети
Знать хотят про все на свете.
2. Повторение изученного.
- Что изображено? (живая и неживая природа)
- Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я
Кто я такая ? (вода)
3. Постановка темы
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Недаром говорят, что «Вода – источник жизни». А вы должны подумать, понять и
ответить, почему же так говорят.
4. Постановка проблемы
- Почему путешественница? Как это слово связано с водой?
5. Новая тема.
Сегодня мы совершим с вами путешествие, и поможет нам в этом Капитошка.
«Жил я когда-то в большом океане. Но жил я ни один, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Жили мы очень весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх».
- Какой путь поделал Капитошка? ( испарился)
-Какое знакомое слово вы увидели в слове «испарение»? (пар)
«Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил меня все дальше, и на своем пути я все чаще стал встречать своих братьев и сестер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться»
- Что же это за процесс? Объясните, как он происходит.
(когда холодный воздух встречается с теплым высоко над землей (в атмосфере),
газообразные частицы воды начинают притягиваться друг к другу, превращаясь в
капли, а зимой в льдинки)
- Как называется процесс перехода из газообразного состояния в жидкое?
(конденсацией)
« Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я еще побываю и что нового увижу».
(осадки)
«И приземлился я в речку, и снова встретился там со своими братьями и сестрами. Мы стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова».
- Давайте еще раз повторим путешествие капли.
(испарение, конденсация, осадки, испарение)-круговорот воды в природе
- С чем связано явление – круговорот воды в природе?
(с тремя состояниями воды)
Работа в парах: составление схемы круговорот воды (у доски 2 человека), остальные на месте работают.
- Проверьте, правильно ли вы составили?
(на доске открывается схема круговорота)
- А что еще вы знаете о воде?
- Давайте обобщим наши знания о воде.
6. Физминутка:
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь
Мы деревья побелили –
Крыши снегом замели
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Сообщения детей
7. Подведение итогов урока
- Что нового вы для себя открыли?
8. Знаете ли вы? (задают ученики)
- В какую погоду быстрее высыхает лужа?
(в холодную погоду тоже происходит испарение, но только медленно)
- Почему нельзя наливать в чайник много воды?
- Вода, в какой кастрюле закипит быстрее с крышкой или без крышки?
9. Лото.
10. На доске серия картинок (радуга, гроза, облака, туман…)
- Что скажите?
- Подберите прилагательные к слову ВОДА (чистая ? грязная)
- Какую бы вы хотели видеть воду чаще?
- Какие меры принимает государство, чтобы сохранить воду чистой?
- А как вы, дети, можете сохранять, беречь воду?
11. Итог урока.
- Что важного вы сегодня узнали?
- Почему говорят «Вода – источник жизни» ?
12. Рефлексия
- Перед вами две капельки. Выберите ту капельку, которая показывает ваше настроение от сегодняшнего урока, и прикрепите ею на доску.
- Капитошка очень рад, что у него появилось столько много друзей.
13. Оценки
14. Домашнее задание: рисунок на тему: «Вода – источник жизни».
ПРИЛОЖЕНИЕ
СООБЩЕНИЯ
Что такое туман?
Днем над рекой воздух нагрелся, и в нём собралось много водяного пара. И когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю.
Туман иногда бывает такой густой, что машины днем едут с включенными фарами, чтобы не столкнуться.
А пригреет солнышко, и туман исчезает: опять растворится в воздухе.
Ледяные бродяги.
Слово «айсберг» означает «ледяная гора». В океанах встречаются ледяные великаны в десятки и даже сотни километров. Нередко высота ледяных гор достигает 40-60 метров.
Айсберги – это настоящие плавучие острова льда. Только небольшая часть айсберга находится над поверхностью воды, большая его часть – под водой. Надводная часть почти в 7 раз меньше подводной.
Откуда же берутся в соленом море эти громады льда?
Они постепенно сползают с арктических материков или остров, где копятся вечные льды. Или рождаются на ледниках, спускающихся к океану с гор.
Айсберги очень опасны.
В последнее время все серьезнее становится проблема пресной воды. Возникла заманчивая и фантастическая мысль: буксировать ледяные горы туда, где больше всего ощущается потребность в пресной воде.