Тема: Куда текут реки?
 Подробный конспект урока по окружающему миру УМК "Школа России".
  Организационный момент
 
  Прозвенел звонок,
 Начинается урок.
 Наши ушки на макушке.
 Глазки шире открываем,
 Слушаем и запоминаем.
 Ни минуты не теряем.
  Актуализация знаний
 
 Работа в парах. Составление схемы как путешествует письмо.(проверка на доске) Слайд№1
  Мотивация учебной деятельности Слайд№2
 
  Послушайте стихотворение и скажите, о чём в нём говорится? (стих читает ученик)
 Речка, реченька, река,  
 Ты пришла издалека.  
 Что ты делала в пути,  
 Прежде чем сюда прийти?
  В роднике с одной синицей  
 Поделилась я водицей.
  А потом — с цветущим садом,
  А потом — с огромным садом.
  Целый город вечерком
  Напоила я чайком,  
 А потом у берегов
 Убаюкала мальков.
  Повстречала я плотину,  
 Покрутила я турбину.
  Это мой речной поток
  Вам даёт электроток.
  -О чём шла речь в стихотворении?  
  -Какую пользу приносит река?  
  -Может ли она сделать столько работы, если её воды будут стоять на месте?
  -Река постоянно движется.  
  - Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (может прозвучать ответ: о реке)
  Постановка проблемного вопроса Слайд№3
 
 - Сегодня на уроке мы будем искать ответ на вопрос: куда текут реки?  
 А для того, чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в путешествие, не выходя из класса.
 - На каком транспорте мы можем путешествовать по воде? (на корабле) Учитель раздаёт кораблики каждому ученику, выполненного в технике оригами.
  - Теперь вы капитаны своих кораблей и готовы к путешествию.
 5.Работа по теме урока (поиск ответов на поставленный проблемный вопрос)
 -Что еще нужно для путешествия? (карта или маршрут) Слайд№4
 - Откройте учебник на стр.66, ваша карта перед вами.
 Вспомним, с какой целью мы отправляемся в путешествие? (Узнать, куда текут реки?)  
 Работа по учебнику с.66
 - Возьмите в руки кораблики. Слайды№5-№9
 Поставьте корабль на реку Осётр – это небольшая река (в городе на этой реке родился автор нашего учебника). Двигаем наши кораблики дальше. В какую реку впадает Осетр? (Оку)
 - Какая ещё река впадает в Оку? (Москва)
  - Ока — больше или меньше, чем Осетр? (Раз в Оку впадают другие реки, значит, она уже больше, чем Осетр.)  
 - Двигаемся дальше.
 Но и Ока, в свою очередь, впадает в ещё более крупную реку. Назовите её. (Волга)
 - Причалим к берегу этой реки. Ребята, а кто бывал на Волге? В каких городах? (опираясь на опыт детей, беседуя, приходим к выводу, что Волга — крупнейшая река России, её длина 3530 километров, её называют матушкой России, кормилицей и т.д.)  
  - Куда впадает Волга? ( Каспийское море)
 Слайд №10-14
 - Как человек использует реку? (По реке проплывают суда, перевозятся грузы, в Волге ловят рыбу; на берегах реки много промышленных предприятий….)
 Слайды №15-20
 - Что беспокоит людей, живущих на Волге? (Промышленные предприятия сливают в реку грязную воду.)
 - Кто от этого страдает?
 В первую очередь страдают речные жители, так как вода их отравляет. Во вторую очередь страдает сам человек. Исчезает рыба, которую он ест, в грязной реке нельзя купаться, поэтому люди должны позаботиться о чистоте рек, дающих ему воду для питья, электроэнергию для дома и места для приятного отдыха.
 Физкультминутка
 1. От зелёного причала  
 Оттолкнулся теплоход.
 Раз, два.  
 (встать из-за парт)
 Он назад поплыл сначала.
 Раз, два.
 (шаги назад)
 А потом поплыл вперёд.
 Раз, два.
 (шаги вперёд)
 И поплыл, поплыл по речке,
 (Волнообразные движения руками)
 Набирая полный ход.
 (ходьба на месте)
 2. (ведущие дети)
 Море волнуется — раз!
 Море волнуется — два!
 Море волнуется — три!
 Морская фигура, на месте замри!
 Слайды №21-22
 Течёт круглый год река и отдаёт свои воды морю. Но ведь вода в реке всё равно остаётся. Откуда берётся вода в реках? (Вода в реках пополняется водами подземных источников, дождей и снегов.)
  Вернёмся к началу нашего путешествия. Посмотрите, какой долгий путь совершила вода из реки Осетр! Вода прошла путь от маленькой реки до моря.
 А где можно узнать путь любой реки? (Книги, справочники, энциклопедии, спросить у взрослых, интернет и т. д.)
 -Желающие дети на перемене могут взять задание, в котором дома с помощью взрослых укажут путь воды реки в нашей местности. ( раб. тетр. с.45 №3)
 Первичная проверка понимания изучаемого Слайд№13
  -Расположите названия рек, правильно указав путь воды-путешественницы.
  (карточки с названиями на доске в хаотичном порядке, выполняют по одному желающие; проверку осуществляем вместе с классом – если согласны поднимают зеленый цвет светофора)
  Итак, давайте ответим на вопрос: куда впадают реки?
 Вывод: Река может впадать в другую реку или в море. Слайд№14
  6.Практическая работа в парах
  Про что так говорят:
  Кругом вода,
  А с питьём – беда. ( Про море)
  — Рассмотрите фотографии  Слайды №23-24
  Где река, а где море? Сравните реку и море.
  Чем они похожи, а чем различаются?  
  Как вы думаете: одинаковая ли вода в реке и море? Кто из вас был на море и  
  может вспомнить: какая вода на вкус?
  Вывод: В море вода солёная, а в реке — пресная.  Слайды №25-26
  Ответ на этот вопрос можно найти в книге Марты Гумилевской «Почему так бывает?» (учитель показывает книги, в которых можно узнать о море, побуждая детей самостоятельно или с помощью взрослых прочитать)
  — У нас с вами из водопровода течёт пресная, то есть несолёная вода. Но можно приготовить себе целую ванну морской воды, и искупаться в море, не выходя из квартиры. Как?  
  Вы правильно догадались. Морская соль (учитель показывает) продаётся в аптеках. Слайд №27
  Если высыпать её в ванну, то вода станет похожа на морскую. Такие ванны полезны для здоровья.
  А сейчас мы с вами проведем практическую работу в парах (учитель напоминает о правилах работы в парах)
 Описание работы  
 ( опыты выполняют совместно с учителем, учитель руководит деятельностью)
  Цель: приготовить морскую воду.
  Оборудование:
 На столах у детей стоят 3 стакана. В одном стакане должна быть чистая питьевая вода, в другом - питьевая вода, подсоленная пищевой солью, в третьем – морская соль. Для пробы воды и смешивания приготовить стеклянные палочки или одноразовые ложечки. (Стаканы лучше взять разных цветов). У учителя лабораторные стаканы, шпатель, стеклянная палочка.
  Ход работы:
 - Определите в каком стакане речная вода, а в каком — морская.
  (Учащиеся пробуют воду на вкус, определяют.)
   (Учащиеся насыпают в стакан с пресной водой морскую соль, размешивают стеклянной палочкой и получают морскую воду.)
  - Таким образом, мы смогли с помощью простого оборудования приготовить морскую воду.
 8.Подведение итогов. Рефлексия. Слайд№16
 Вывод по уроку: Смогли найти ответ на вопрос: Куда текут реки? (да)
 - Наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся в нашу реку Знаний.
 Я предлагаю вам поделиться своими достижениями с урока и пустить свой кораблик по реке Знаний. ( Река Знаний оформлена на школьной доске, дети с помощью учителя прикрепляют кораблики к импровизированной реке, со словами чего они достигли. Учитель крепит свой кораблик и хвалит ребят за работу на уроке, напоминает о возможности получить творческое домашнее задание   
 
 
  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Море, можно сказать, не просто солёное; оно горькое, нестерпимо солёное, отвратительное на вкус. Ведь недаром люди, терпящие бедствие в открытом море без запаса пресной воды, могут погибнуть от жажды, потому что пить морскую воду невозможно.
  Но почему море такое солёное? Учёные думают, что в древнейшие времена, миллионы и миллионы лет назад, когда воды морей скапливались в углублениях суши, они были пресными. Кто же их потом так крепко засолил?
  Да все те же капельки воды, вечные странницы и вечные труженицы.
  Реки неудержимо стремятся к морю. Все реки земного шара. Они бегут к нему длинными извилистыми путями, они вливаются в озера с одной стороны и вытекают с другой, чтобы продолжить свой бег к морю. К морю! К морю!
  Почему?
  Да потому что уровень морей и океанов всегда ниже уровня суши. И путь воды всегда идёт под уклон. Потому-то все реки и текут к морю.
  Они текут к морю и приносят ему дары, накопленные ими за свой долгий путь и на земле и под землей.
  Подземные ручьи и реки, пробивая себе дорогу среди горных пород, растворяют некоторые породы и уносят с собой частички разных солей. Но вот подземный ручей вырвался на волю, побежал по земле, попал в речку и смешал с ней свои воды, а в водах этих рек тоже есть соли, потому что река вымывает их из почвы.
  И вот реки примчались к морю, отдали ему свои воды. А потом... Потом солнце пригрело поверхность морской воды, она стала испаряться, капельки воды превратились в пар и поднялись к небу...
  ...Но, испаряясь, капельки воды оставляют морю тот маленький груз солей, что они принесли с собой. Капелек так много, что никогда их не пересчитать; проделывают они свой путь в природе столько времени, что это тоже не легко сосчитать, и маленький грузик солей одной капли в конце концов становится огромным.
  Вот и всё. Вот почему море солёное!
  
 
   8