Тема: Куда текут реки?
Подробный конспект урока по окружающему миру УМК "Школа России".
Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
Актуализация знаний
Работа в парах. Составление схемы как путешествует письмо.(проверка на доске) Слайд№1
Мотивация учебной деятельности Слайд№2
Послушайте стихотворение и скажите, о чём в нём говорится? (стих читает ученик)
Речка, реченька, река,
Ты пришла издалека.
Что ты делала в пути,
Прежде чем сюда прийти?
В роднике с одной синицей
Поделилась я водицей.
А потом — с цветущим садом,
А потом — с огромным садом.
Целый город вечерком
Напоила я чайком,
А потом у берегов
Убаюкала мальков.
Повстречала я плотину,
Покрутила я турбину.
Это мой речной поток
Вам даёт электроток.
-О чём шла речь в стихотворении?
-Какую пользу приносит река?
-Может ли она сделать столько работы, если её воды будут стоять на месте?
-Река постоянно движется.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (может прозвучать ответ: о реке)
Постановка проблемного вопроса Слайд№3
- Сегодня на уроке мы будем искать ответ на вопрос: куда текут реки?
А для того, чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в путешествие, не выходя из класса.
- На каком транспорте мы можем путешествовать по воде? (на корабле) Учитель раздаёт кораблики каждому ученику, выполненного в технике оригами.
- Теперь вы капитаны своих кораблей и готовы к путешествию.
5.Работа по теме урока (поиск ответов на поставленный проблемный вопрос)
-Что еще нужно для путешествия? (карта или маршрут) Слайд№4
- Откройте учебник на стр.66, ваша карта перед вами.
Вспомним, с какой целью мы отправляемся в путешествие? (Узнать, куда текут реки?)
Работа по учебнику с.66
- Возьмите в руки кораблики. Слайды№5-№9
Поставьте корабль на реку Осётр – это небольшая река (в городе на этой реке родился автор нашего учебника). Двигаем наши кораблики дальше. В какую реку впадает Осетр? (Оку)
- Какая ещё река впадает в Оку? (Москва)
- Ока — больше или меньше, чем Осетр? (Раз в Оку впадают другие реки, значит, она уже больше, чем Осетр.)
- Двигаемся дальше.
Но и Ока, в свою очередь, впадает в ещё более крупную реку. Назовите её. (Волга)
- Причалим к берегу этой реки. Ребята, а кто бывал на Волге? В каких городах? (опираясь на опыт детей, беседуя, приходим к выводу, что Волга — крупнейшая река России, её длина 3530 километров, её называют матушкой России, кормилицей и т.д.)
- Куда впадает Волга? ( Каспийское море)
Слайд №10-14
- Как человек использует реку? (По реке проплывают суда, перевозятся грузы, в Волге ловят рыбу; на берегах реки много промышленных предприятий….)
Слайды №15-20
- Что беспокоит людей, живущих на Волге? (Промышленные предприятия сливают в реку грязную воду.)
- Кто от этого страдает?
В первую очередь страдают речные жители, так как вода их отравляет. Во вторую очередь страдает сам человек. Исчезает рыба, которую он ест, в грязной реке нельзя купаться, поэтому люди должны позаботиться о чистоте рек, дающих ему воду для питья, электроэнергию для дома и места для приятного отдыха.
Физкультминутка
1. От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход.
Раз, два.
(встать из-за парт)
Он назад поплыл сначала.
Раз, два.
(шаги назад)
А потом поплыл вперёд.
Раз, два.
(шаги вперёд)
И поплыл, поплыл по речке,
(Волнообразные движения руками)
Набирая полный ход.
(ходьба на месте)
2. (ведущие дети)
Море волнуется — раз!
Море волнуется — два!
Море волнуется — три!
Морская фигура, на месте замри!
Слайды №21-22
Течёт круглый год река и отдаёт свои воды морю. Но ведь вода в реке всё равно остаётся. Откуда берётся вода в реках? (Вода в реках пополняется водами подземных источников, дождей и снегов.)
Вернёмся к началу нашего путешествия. Посмотрите, какой долгий путь совершила вода из реки Осетр! Вода прошла путь от маленькой реки до моря.
А где можно узнать путь любой реки? (Книги, справочники, энциклопедии, спросить у взрослых, интернет и т. д.)
-Желающие дети на перемене могут взять задание, в котором дома с помощью взрослых укажут путь воды реки в нашей местности. ( раб. тетр. с.45 №3)
Первичная проверка понимания изучаемого Слайд№13
-Расположите названия рек, правильно указав путь воды-путешественницы.
(карточки с названиями на доске в хаотичном порядке, выполняют по одному желающие; проверку осуществляем вместе с классом – если согласны поднимают зеленый цвет светофора)
Итак, давайте ответим на вопрос: куда впадают реки?
Вывод: Река может впадать в другую реку или в море. Слайд№14
6.Практическая работа в парах
Про что так говорят:
Кругом вода,
А с питьём – беда. ( Про море)
— Рассмотрите фотографии Слайды №23-24
Где река, а где море? Сравните реку и море.
Чем они похожи, а чем различаются?
Как вы думаете: одинаковая ли вода в реке и море? Кто из вас был на море и
может вспомнить: какая вода на вкус?
Вывод: В море вода солёная, а в реке — пресная. Слайды №25-26
Ответ на этот вопрос можно найти в книге Марты Гумилевской «Почему так бывает?» (учитель показывает книги, в которых можно узнать о море, побуждая детей самостоятельно или с помощью взрослых прочитать)
— У нас с вами из водопровода течёт пресная, то есть несолёная вода. Но можно приготовить себе целую ванну морской воды, и искупаться в море, не выходя из квартиры. Как?
Вы правильно догадались. Морская соль (учитель показывает) продаётся в аптеках. Слайд №27
Если высыпать её в ванну, то вода станет похожа на морскую. Такие ванны полезны для здоровья.
А сейчас мы с вами проведем практическую работу в парах (учитель напоминает о правилах работы в парах)
Описание работы
( опыты выполняют совместно с учителем, учитель руководит деятельностью)
Цель: приготовить морскую воду.
Оборудование:
На столах у детей стоят 3 стакана. В одном стакане должна быть чистая питьевая вода, в другом - питьевая вода, подсоленная пищевой солью, в третьем – морская соль. Для пробы воды и смешивания приготовить стеклянные палочки или одноразовые ложечки. (Стаканы лучше взять разных цветов). У учителя лабораторные стаканы, шпатель, стеклянная палочка.
Ход работы:
- Определите в каком стакане речная вода, а в каком — морская.
(Учащиеся пробуют воду на вкус, определяют.)
(Учащиеся насыпают в стакан с пресной водой морскую соль, размешивают стеклянной палочкой и получают морскую воду.)
- Таким образом, мы смогли с помощью простого оборудования приготовить морскую воду.
8.Подведение итогов. Рефлексия. Слайд№16
Вывод по уроку: Смогли найти ответ на вопрос: Куда текут реки? (да)
- Наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся в нашу реку Знаний.
Я предлагаю вам поделиться своими достижениями с урока и пустить свой кораблик по реке Знаний. ( Река Знаний оформлена на школьной доске, дети с помощью учителя прикрепляют кораблики к импровизированной реке, со словами чего они достигли. Учитель крепит свой кораблик и хвалит ребят за работу на уроке, напоминает о возможности получить творческое домашнее задание
Море, можно сказать, не просто солёное; оно горькое, нестерпимо солёное, отвратительное на вкус. Ведь недаром люди, терпящие бедствие в открытом море без запаса пресной воды, могут погибнуть от жажды, потому что пить морскую воду невозможно.
Но почему море такое солёное? Учёные думают, что в древнейшие времена, миллионы и миллионы лет назад, когда воды морей скапливались в углублениях суши, они были пресными. Кто же их потом так крепко засолил?
Да все те же капельки воды, вечные странницы и вечные труженицы.
Реки неудержимо стремятся к морю. Все реки земного шара. Они бегут к нему длинными извилистыми путями, они вливаются в озера с одной стороны и вытекают с другой, чтобы продолжить свой бег к морю. К морю! К морю!
Почему?
Да потому что уровень морей и океанов всегда ниже уровня суши. И путь воды всегда идёт под уклон. Потому-то все реки и текут к морю.
Они текут к морю и приносят ему дары, накопленные ими за свой долгий путь и на земле и под землей.
Подземные ручьи и реки, пробивая себе дорогу среди горных пород, растворяют некоторые породы и уносят с собой частички разных солей. Но вот подземный ручей вырвался на волю, побежал по земле, попал в речку и смешал с ней свои воды, а в водах этих рек тоже есть соли, потому что река вымывает их из почвы.
И вот реки примчались к морю, отдали ему свои воды. А потом... Потом солнце пригрело поверхность морской воды, она стала испаряться, капельки воды превратились в пар и поднялись к небу...
...Но, испаряясь, капельки воды оставляют морю тот маленький груз солей, что они принесли с собой. Капелек так много, что никогда их не пересчитать; проделывают они свой путь в природе столько времени, что это тоже не легко сосчитать, и маленький грузик солей одной капли в конце концов становится огромным.
Вот и всё. Вот почему море солёное!
8