Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Дорожные знаки".»
Урок окружающего мира
в 3 классе по теме:
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 2 г. Задонска
Комарова Светлана Ивановна
Урок окружающего мира в 3 классе
Учитель Комарова Светлана Ивановна МБОУ СОШ №2 г. Задонска Липецкой области
Тема: «Дорожные знаки»
Цели деятельности учителя:
Обучающие:создать условия для организации и проведения повторения с учащимися правил дорожного движения; закрепления умения правильно переходить дорогу; актуализации знаний о сигналах светофора, деятельности регулировщика, дорожных знаках.
Развивающие: способствовать формированию и развитию целостности восприятия дорожной среды, развитию речи, внимания, памяти учащихся; добиваться понимания, осознания и осмысления дорожных знаков.
Воспитательные: содействовать воспитанию дисциплинированности в соблюдении правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах, правильного поведения в общественных местах, желания прийти на помощь.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран.
Рисунки учащихся.
Название групп дорожных знаков, написанные на полосках бумаги.
Кроссворды.
Таблица с дорожными знаками.
Карточки с дорожными знаками.
Рисунок светофора.
Ход урока
Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания
Учитель: На прошлом уроке мы с вами узнали, что любая дорога, даже о дома до школы, таит опасности. Выяснили, как их избежать и сделать так, наш путь был счастливым, если ты являешься пешеходом, велосипедистом или пассажиром. Слайд.
Пока мы проверим домашнее задание, некоторые из вас получат кроссворд, в котором будут вопросы из предыдущего раздела «Мы и наше здоровье" Разгадав ключевое слово, ребята помогут нам узнать тему урока (работа в парах).
Главное богатство человека.
При ранении человек чувствует …
Она двигается по кровеносным сосудам. Это …
Орган осязания.
В этом органе пища переваривается с помощью желудочного сока.
Орган обоняния.
Мы не могли бы двигаться, если бы у нас их не было. Что это…?
Мотор человека.
Когда мы едим – они работают,
Когда не едим – они отдыхают,
Не будем их чистить – они заболят.
Мы на них стоим и пляшем,
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут,
Подскажи, как их зовут?
Орган зрения.
Органы дыхания человека.
Орган слуха.
Учитель: Итак, вспомним, какие правила безопасности нужно выполнять, если ты являешься пешеходом.
Ответ 1-го ученика «Если ты пешеход» (слайд)
Учитель: Какие правила безопасности нужно выполнять, если ты катаешься на велосипеде?
Ответ 2-го ученика «Если ты велосипедист» (слайд)
Учитель: Какие правила безопасности ты должен соблюдать при езде на личном и общественном транспорте?
Ответ 3-го ученика «Если ты пассажир» (слайд)
Учитель: На улице каждый из вас может быть то пешеходом, то велосипедистом, то пассажиром. Но во всех случаях вы обязаны выполнять правила безопасности, которые мы повторили.
Чаще всего каждый ребёнок является пешеходом. И сейчас каждый из вас даст торжественную клятву пешехода.
Торжественная клятва пешехода (слайд)
Учитель: Ходить только по тротуару и никогда не ходить по проезжей части.
Дети: Клянусь!
Учитель: Переходить улицу только по пешеходному переходу.
Дети: Клянусь!
Учитель: Переходить улицу только на зелёный сигнал светофора.
Дети: Клянусь!
Учитель: Стараться переходить улицу в группе людей.
Дети: Клянусь!
Учитель: Не разговаривать по телефону при переходе улицы.
Дети: Клянусь!
Учитель: Не кататься на велосипеде, роликах, коньках на проезжей части.
Дети: Клянусь!
Учитель: Никогда не играть на проезжей части.
Дети: Клянусь!
Учитель: Клянусь неукоснительно выполнять эти правила.
Дети: Клянусь!
Молодцы! А теперь проверим, как справились с заданием наши пары (дети называют только ключевые слова).
3. Сообщение темы урока
На экране поэтапно появляются слова «Дорожные знаки».
Учитель: Правильно! Тема нашего урока «Дорожные знаки».
4. Работа над новым материалом
Проблемный вопрос: Для чего нужны дорожные знаки? (слайд)
Ответы детей.
Учитель: Дорожные знаки нужны для поддержания порядка на дорогах. Дорожные знаки – замечательное изобретение. Они понятны без слов жителям всех стран. Причём в разных странах они одинаковы. Без этих знаков сегодня невозможно безопасное движение по улицам и дорогам. Одни знаки предупреждают о возможной опасности, другие указывают направления движения, третьи вводят запреты и ограничения.
Все знаки по своему назначению делятся на несколько групп. Познакомимся с этими группами.
(Слайд) Предупреждающие знаки – имеют форму треугольника. Они окрашены в белый цвет и имеют красную кайму. Знаки этой группы предупреждают о приближении к опасному участку дороги.
Работа по учебнику с. 14
- Найдите в учебнике предупреждающие знаки и постарайтесь их запомнить. Давайте назовём их.
(Слайд) Запрещающие знаки – имеют круглую форму. Они окрашены в белый цвет и имеют красную кайму. Эти знаки что-либо запрещают водителю. На многих из них есть красная перечёркивающая линия.
Работа по учебнику с. 14
- Найдите в учебнике запрещающие знаки и постарайтесь их запомнить. Давайте назовём их.
(Слайд) Предписывающие знаки представляют собой синие круги с белым рисунком. Эти знаки предписывают (т. е. разрешают) движение только в указанных направлениях или только определённым видам транспорта.
Работа по учебнику с. 15
- Найдите в учебнике предписывающие знаки и постарайтесь их запомнить. Назовите их.
(Слайд) Информационно – указательные знаки содержат сведения или разъяснения, помогающие водителю лучше ориентироваться на дорогах. Например, они указывают, где находятся пешеходный переход, остановка автобуса и т. д. Большинство этих знаков – синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками.
Работа по учебнику с. 15
- Найдите в учебнике информационно-указательные знаки и постарайтесь их запомнить. Давайте назовём их.
(Слайд) Знаки сервиса. Сервис – это обслуживание. Знаки сервисаподсказывают водителю, где можно поесть и отдохнуть, где находится больница, автозаправочная станция, где можно починить машину и т. д.
Работа по учебнику с. 15
- Найдите в учебнике знаки сервиса и постарайтесь их запомнить. Назовите их.
Дорожные знаки устанавливаются на правой стороне дороги так, чтобы все участники дорожного движения (водитель, пешеход, пассажир) видели их в любое время суток. Знаки, установленные в городах, в тёмное время суток освещаются. На дорогах поверхность знаков покрывают светоотражающими красками. Когда автомобиль в тёмное время суток приближается к знаку, то свет фар попадает на знак, и он начинает светиться, водитель чётко его видит.
Учитель: - А сейчас
Физкультминутка Мы поиграем в игру на внимание «Светофор».
Вы ведь знаете, что нужно слушаться без спора указаний светофора.
Учитель вывешивает на доску рисунок с изображением светофора.
- Вспомните, что обозначают сигналы светофора?
Красный - ... (Стойте!)
Жёлтый - … (Внимание!)
Зелёный - … (Идите!)
Молодцы! Правильно!
Если свет зажёгся красный –
Значит, двигаться опасно.
Жёлтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Свет зелёный говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Встаньте из-за парт.
Если я показываю указкой на красный сигнал светофора – вы стоите, если на зелёный – вы шагаете на месте, если на жёлтый – то садитесь за пару.
Итак, начинаем игру.
Молодцы! Вы были очень внимательны.
Обобщение
Учитель
- О чём мы сегодня говорили на уроке?
(На доске открывается тема урока).
Далее учитель на доске закрепляет названия групп дорожных знаков по мере поступления ответов учеников.
- На какие группы делятся дорожные знаки?
- Как выглядят предупреждающие знаки? Каково их назначение?
- Приведите примеры.
- Как выглядят запрещающие знаки? Каково их назначение?
- Приведите примеры.
- Как выглядят предписывающие знаки? Каково их назначение?
- Приведите примеры.
- Как выглядят информационно-указательные знаки? Каково их назначение?
- Приведите примеры.
- Что вы знаете о знаках сервиса?
- Приведите примеры.
6. Повторное закрепление
Работа в группах.
Учитель: сейчас каждая группа получит карточки с дорожными знаками. Вам нужно подумать к какой группе дорожных знаков подойдут ваши карточки со знаками. Представитель группы должен закрепить знаки под нужной группой.
Игра «Узнай знак» (если есть время).
- Прослушав стихотворение, вы должны узнать о каком знаке идёт разговор и найти его на доске.
Если кто сломает ногу,
Здесь врачи всегда помогут.
Помощь первую окажут,
Где лечиться дальше, скажут.
(Знак сервиса «Пункт первой медицинской помощи»)
Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича!
(Запрещающий знак «Въезд запрещён»)
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!
(Информационно-указательный знак «Пешеходный переход»)
Не доедешь без бензина
До кафе и магазина.
Этот знак вам скажет звонко:
«Рядышком бензоколонка!»
(Знак сервиса «Автозаправочная станция»)
В треугольнике, ребята,
Человек стоит с лопатой,
Что-то роет, строит что-то
Здесь …
(Предупреждающий знак «Дорожные работы»)
Знак любителей обгона
Объявляет вне закона.
В этом месте, сразу ясно,
Обгонять других опасно!
(Запрещающий знак «Обгон запрещён»)
Я знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил,
На стоянке у ограды –
Отдыхать ей тоже надо.
(Информационно-указательный знак «Место стоянки»)
Коли вам нужна еда,
То пожалуйте сюда.
Эй, шофёр, внимание!
Скоро пункт питания!
(Знак сервиса «Пункт питания»)
Этот знак ну очень строгий,
Коль стоит он на дороге.
Говорит он нам: «Друзья,
Ездить здесь совсем нельзя!»
(Запрещающий знак «Движение запрещено»)
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждёт.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
(Информационно-указательный знак «Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая»)
В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
Вам ходить запрещено.
(Запрещающий знак «Движение пешеходов запрещено»)
Если нужно дозвониться
Хоть домой, хоть заграницу,
Знак поможет, скажет он,
Где искать вам телефон!
(Знак сервиса «Телефон»)
Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!
(Предупреждающий знак «Дети»)
Эти знаки на пути
Ни за что не пропусти.
Есть у них одна забота –
Запрещать нам повороты.
(Запрещающий знак «Поворот запрещён»)
- Про какую группу дорожных знаков загадки не прозвучали.
(Предписывающие знаки)
- Давайте их назовём.
- Про какие знаки ещё не было загадок. Назовите их.
- Молодцы! Вы хорошо запомнили дорожные знаки.
Знаки дорожного движения
Каждый должен знать,
И без промедления
Их нужно выполнять!
Итог урока. Рефлексия.
Наш урок заканчивается.
Учитель: О чём мы сегодня говорили на уроке?
- Для чего служат дорожные знаки?
Дети: Дорожные знаки нужны для поддержания порядка на дороге.
Урок мне хочется закончить стихотворением:
Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Вот она, азбука – над головой:
Знаки развешены вдоль мостовой,
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
8. Домашнее задание
С.14 - 17 выучить, на какие группы делятся дорожные знаки.