Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру «Помогите птицам зимой»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Нива»
Конспект открытого урока в 1 классе
Предмет: Окружающий мир.
Тип урока:открытия новых знаний на основе жизненного опыта.
Тема: «Помогите птицам зимой»
Программа: «Школа России»
Цель проекта: Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.
Методы обучения:
По активности познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный
По источнику знаний: наглядные (ТСО, учебник), словесные, практические (работа в группах)
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная
Парная
Групповая
Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.
Оборудование:
Учебник «Окружающий мир», 1 класс, автор А.А. Плешаков; учебник и рабочая тетрадь к учебнику.
ТСО (интерактивная доска, презентация)
Учитель: Овчинникова И.Ф.
Ход урока.
1.Организационное начало.
Сегодня на урок к нам пришли гости, встаньте ровненько и поприветствуйте гостей.
- Какое сейчас время года? Слайд 1.
Нас на уроке приветствует зимнее солнышко и дарит нам свои волшебные лучики: счастья, добра, здоровья. И я вам дарю лучик добра и знаний. Чтоб вы были добрыми, вежливыми, уважали друг друга и окружающих, и чтоб на уроках получали знания, которые вам понадобятся в жизни.
Мы с вами сегодня будем работать в группах. Давайте вспомним как нужно работать в группах? (Дружно, сообща. Разговаривать можно, но тихо.)
Ребята мы сказали что за окном зима. А какие признаки зимы вы знаете?
- Холодно, идет снег...
А зимние месяцы вы знаете?
2.Мотивация.
- Сегодня к нам на урок пришли помощники Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик и приготовили для вас задание.
Слайд 2.
1. Постановка темы, цели урока. Создание учебной ситуации.
У: - Муравей Вопросик просит вас помочь решить вот такое задание.
Игра « Третий лишний»(1.)
Слайд 3.
-Кого убрали и почему?
3.Актуализация.
-Давайте вспомним, чем по внешнему виду птицы отличаются от других групп животных?
-Какую пользу приносят птицы? ( Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых..)
Игра « Третий лишний»(2.) Слайд 4.
Почему ласточка лишняя? Потому что её сейчас не увидишь.
Какая это птица? (Перелетная.)
- Что необходимо для жизни птиц? (Пища, вода, воздух, свет, тепло)
-В какое время года птицам особенно тяжело? Почему? Cлайд 5.
( Трудно зимой, т.к. не хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом)
Анара читает стихотворение :
Морозы жесткие
В этом году…
Тревожно за яблоньку
В нашем саду.
Тревожно за жучку-
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
Беспокойно за птиц, За наших воробышков,
Галок, синиц:
Ведь очень уж холодно
В воздухе им.
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
- О чем стих?
-Кому тяжело в стихотворении?
- О птицах и о том, как им трудно выжить зимой.
-С утра до вечера ищут крохи пропитания, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна. 9 синиц погибают. Вам их жалко?
- Значит о чем сегодня мы поговорим? ( о птицах зимой, о том, что же надо делать, чтобы им зимой было легче жить ).
Тема нашего урока: «Как зимой помочь птицам?» Слайд 6.
- Каких птиц мы видели во время прогулки, и где видели? Что делали птицы?
3. Работа по новой теме.
Подробное знакомство с птицами.
Существует наука, которая изучает птиц, называется орнитология, а ученые, которые занимаются этой наукой, называются орнитологами. Я предлагаю вам побыть сегодня такими маленькими учеными орнитологами и изучить, а что же происходит с птицами нашего края зимой.
-Почему же зимой не слышно пенья птиц?
Слайд 7.
- К нам на урок пришли гости: Петушок, Курочка и Цыплёнок. Они думают так:
Петушок считает, что птицы улетают, потому что становиться холодно.
Курочка, что им нет корма и нечем питаться.
А цыплёнок думает, что их выгоняют люди.
- Что вас удивило? (У героев разные мнения.)
- Какой возникает вопрос? А кто из героев прав?
Почему ласточки (птицы) улетают на юг?
Чтобы ответить нам на вопрос, нужно поработать в «научных» группах.
Групповая работа:
Собрав рисунок птицы (воробей, синица, снегирь) вы узнаете как называется ваша группа.
«Научный сотрудник» делится сведениями о птице, которая на столе.
Рассказ про ласточку- (дети рассказывают, что знают )
- Ребята, а вам интересно узнать, в какие страны улетает зимовать тот или иной вид птиц?
Тогда задание для любознательных. Найдите ответ на этот вопрос в интернете вместе с родителями или прочитайте в энциклопедии про птиц.
- Птицы могут сохранять активность в холодное время года, но при этом нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому некоторые птицы оставляют заснеженные родные места, отправляясь на зимовку в теплые страны. Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок.Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, - отсутствие пищи и холод.
Так почему же ласточки улетают в теплые края? Чтобы найти корм.
Ласточки питаются насекомыми, а зимой насекомых нет, поэтому они улетают на юг.
Так как называют птиц, которые улетают на юг?
Зимой не весь птичий мир покидает родину, некоторые мирятся со снегами и морозами. Таких птиц называют зимующими. Это в основном те, кто питается плодами и семенами. Птицы, которые круглый год находят на родине подходящие условия для существования, и не совершают перелетов, называются оседлыми. Они обитают вблизи человека, зависят от него
Как называют птиц, которые никуда не улетают, а лето и зиму проводят рядом с нами?
Кочующие: синица и поползень.
4. Физминутка-релаксация. Слайд 8.
- Закройте глазки, опустите головку на руки и представьте себе картины которые будут вам рисовать звуки.
- Что вы слышали? Какие картины вам представились?
Оседлых птиц вы все очень хорошо знаете и без труда отгадаете загадки.
- Мудрая Черепаха предлагает вам отгадать загадки.
Слайд 9-10.
Мне едою служат крошки. Я хитер и шаловлив, Суетлив, Чив-чив! (Воробей) - Почему воробей имеет такое название?
Есть такое предположение, что воробей - сложилось из двух слов: вора бей! Так называли воробьев русские крестьяне, у которых на огородах, в полях воробьи обклевывали спелые семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.)
- Как вы думаете, а какую пользу приносит воробей ? (Кормит своих птенцов комарами и мухами, чтоб они нас не кусали)
Слайд 11-12.
Чернокрылый, красногрудый, Не боится он простуды — С первым снегом Тут как тут! (Снегирь)
Слайд 13-14.
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица)
- Почему птичку зовут синицей? (поёт си-си-си)
Слайд 15-16.
По дереву — вниз головой! — Бежит в одежде голубой… (Поползень)
Слайды 17-18.
Засвистели : «Сври-свир!»
На рябину налетели
Дружной стаей… (Свиристели)
Рассказ об этой птице.
Свиристель - красивая певчая птица с хохолком на голове. Песня свиристеля — журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри» напоминает звучание свирели. Зимой свиристели кочуют, появляясь большими стаями в городах, особенно в годы урожая рябины, поедают ягоды в огромном количестве.Часто полностью снимают в лесу урожай с рябины, калины, боярышника, крушины, барбариса, бузины, шиповника, можжевельника.
Слайд 19.
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Кле! Кле! Кле! – поёт со свистом? (Клёст)
У птицы клёст необычный, изогнутый в разные стороны клюв. Он питается семенами хвойных деревьев. И ими кормит птенцов. А выводят птенцов клёст, тоже не как все птицы, а зимой.
Слайд 20.
Вороны зимой добывают мясную еду. Перед снегом они летают над лесом - запоминают, где что лежит, чтобы вернуться и утолить голод, находят падаль, криком созывают сородичей. У жилья человека вороны кормятся на помойках пищевыми остатками.
Слайд 21.
Галка обитает в лесах, в поселениях человека. Питается мышевидными грызунами, падалью, растительной пищей, разоряет гнёзда.Галки часто держатся с грачами и воронами. Зимуют в населенных пунктах.
Слайд 22.
Кто в беретке ярко – красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (дятел)
Дятел - одна из полезных птиц нашего леса, не улетает на зиму, круглый год уничтожает вредителей. Крошки со стола дятла, упавшие в снег, достаются мелким птичкам.
У: -А сейчас познакомимся с новой птицей. Кто это? (Дрозд). Слайд 23-26.
Рассказ учителя об этой птице.
Дрозд-рябинник - крупный дрозд. Питается червями, улитками, насекомыми, ягодами рябины, можжевельника. Дроздов–рябинников можно встретить по окраинам лесопарков. В тёплые, богатые рябиной годы, они зимуют в городах, держатся крупными стаями.
- У птиц зимой есть природные столовые. Это рябина и калина. Я прошу не ломать их ветки, чтобы не разрушать птичью столовую.
Зимняя физкультминуткa: Слайд 27.
Работа в парах:
А сейчас мы с вами поработаем с карточками и узнаем какие же птицы живут у нас круглый год, а какие улетают зимовать в теплые страны. Слайд 28.
- На карточках (Слайд 29) обозначьте зелёным цветом перелётных птиц, а синим зимующих. Подумайте, какие из них живут в Кабардино-Балкарии, и где их можем встретить?
Гуси, лебеди, утки – у водоёмов, перелётные птицы;
вороны, сороки, дятел, клёст, поползень - зимующие птицы, в лесу, во дворе;
Проверка на доске: Слайд 30.
Самопроверка. Проверьте друг друга и нарисуйте улыбку, если все сделано правильно.
5.. Беседа “ Как живётся птицам зимой?”
-Голодно птицам зимой. Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега. Вот здесь – то и нужна наша помощь тем птичкам, которые остаются без корма. А помочь им может каждый. Как им помочь?
- Отгадайте загадку.
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (кормушка) Слайд 31-32.
Мы кормушку смастерили
И столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед
Будет вам зимой обед.
Дети рассматривают кормушки.
При изготовлении кормушки следует помнить несколько нехитрых правил:
Кормушка должна быть с крышкой и, желательно стенками, чтобы ветер и снег не проникал в кормушку. Повесить кормушку во дворе, школьном саду,… на высоте 1,5-1,7 м от земли. И конечно нельзя прибивать ее гвоздями к живому дереву. Очень интересно, когда кормушка развешана за окном – у форточки или на балконе, тогда птиц можно наблюдать в окно с близкого расстояния. Не расстраивайтесь, если птица прилетят не сразу – им нужно время, чтобы найти новую дармовую столовую.
- Чем же можно подкармливать птиц, а чем нельзя? Слайд 33.
Слайд 34-36. Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. Иногда просто достаточно не выбрасывать то, что нам не надо. Когда кушаете арбузы и дыни, соберите и высушите семена. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться синицы. Их подкармливают также семенами подсолнуха и тыквы (не жареными), конопли, кусочками несоленого сала и мяса, синицы быстро найдут лакомство. Птицы привыкают к людям в комнате, и через несколько дней вы сможете наблюдать за их возней с расстояния всего в несколько сантиметров – через оконное стекло. Охотно кушают синицы и крошки хлеба ( черного ржаного давать нельзя). Лучшее использовать измельченный черствый хлеб. Свежий на холоде замерзает и птицы не смогут с ним ничего сделать. Рады полакомиться хлебом также воробьи и голуби. Синицы очень любят мякоть кокосового ореха.
ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ СОЛЕНУЮ ПИЩУ И РЖАНОЙ ХЛЕБ Слайд 37.
Самое главное что если вы повесили кормушку, то надо корм подсыпать постоянно. Что бы кормушки не висели просто для красоты пустыми.
Обсудите в паре: Какой корм насыпать в кормушки?
Предлагаю составить меню для птичьей столовой. Работаем в группах. Нужно набрать в тарелку корм, который предпочитает ваша птица. Вам поможет иллюстрация в учебнике.
6.Составление «Меню для птичьей столовой»
Работа с карточками.
Воробьи – крошки хлеба, крупа, семена.
Синицы – кусочки не соленного сала, мясо, творог.
Овес и овсяная крупа – любят воробьи, чечетки, синицы.
Подсолнечник – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
Корм мы положили, но чем-то птицы не довольны. Мало, ребята, сделать кормушку, надо продумать, а удобна ли она для птиц. Семена нужно подавить скалочкой.
-Значит какой корм будем подсыпать в кормушки? Слайды 38-39.-Молодцы!
- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.
Я читаю вопрос , а хлопаете, если согласны « +», и топаете если нет «-«.
1. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)
3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)
4. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)
5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (-)
Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Справились с этим заданием.
7. Вика читает стих А.Яшин « Покормите птиц зимой»Слайд 40.
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Сколько гибнет их - не счесть, Видеть тяжело. А ведь в вашем сердце есть И для них тепло. Приучите птиц в мороз К своему окну Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
8.. Итог урока .
-Как помочь птицам зимой?
- Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:
- Теперь я знаю, что ….
- Я понял, что ………
- Я буду …..
Продолжите любое из этих предложений. Слайд 41-42.
- Урок окончен. Пусть наша кормушка напоминает нам обо всех птицах, нуждающихся в нашей помощи. Большое всем спасибо за ваше живое участие и пусть наша встреча будет началом вашей заботы о сохранении родной природы. Ведь природа- это наш родной дом.