Конспект урока по окружающему миру "Почему радуга разноцветная?" 1 класс
Конспект урока по окружающему миру "Почему радуга разноцветная?" 1 класс
Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений; воспитывать интерес к изучению нового.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Почему радуга разноцветная?" 1 класс»
МБОУ «Емелькинская СОШ»
Аксубаевского муниципального района
Республики Татарстан
Открытый урок
"Почему радуга разноцветная?".
( Окружающий мир.1 класс. )
Антонова Ираида Васильевна
Учитель начальных классов
2017 г.
Тема: Почему радуга разноцветная?
Цель: формировать первоначальное представление о свете и цвете Задачи:познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений;воспитывать интерес к изучению нового. Тип урока: решение частных задач
В ходе урока учащиеся будут иметь возможность: - описывать чувства, возникающие при виде радуги; - называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; - запомнить последовательность цветов радуги; - высказывать предположения о причинах возникновения радуги; - работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок; - осуществлять взаимопроверку, взаимопомощь.
Формирование УУД: Предметные – перечислять цвета радуги в правильной последовательности.Познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.Коммуникативые – слушать и понимать речь других, работать в паре, договариваться.Регулятивные – Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке Личностные – освоение роли ученика; формирование интереса к учению.
1. Организационный момент
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Желаю (соприкасаются большими пальцами) Успеха(указательными) Большого(средними) Во всем (безымянными)
И везде (мизинцами)
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью руки) Удачи тебе всегда!(пальцы детей переплетаются в замок).
2. Актуализация знаний
- Я приготовила вам задание, выполнив которое, мы узнаем тему нашего урока. Начнём наш урок со сказки. Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском: Я всегда со светом дружен. Если солнышко в окне, Я от зеркала, от лужи пробегаю по листве.. - Кто ты? – спросил Муравьишка. - А вы, ребята, как думаете, кто это был?(солнечный зайчик.) - Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей. - Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик. И тут Муравьишка увидел в небе… - Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка: Что за чудо – красота! Расписные ворота показались на пути, В них ни въехать, ни войти (радуга) - Как же так? – удивился Муравьишка. – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная? Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. А нам с вами надо ответить на этот вопрос.
3. Тема урока. Постановка проблемного вопроса. - Какие явления природы вы знаете? – О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О радуге.) - Когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь.) - Поговорим о радуге. Слайд 1 - Должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется. - От какого слова происходит слово радуга? (радость). Почему возникло затруднение? Что нам поможет? - Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь) – Дети, кто из вас видел радугу? Слайд 2
– Какое настроение было, когда ты увидел радугу? На какое слово похоже слово радуга?
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. Какие приметы вы знаете? Слайд 3
Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. Слайд 4
Выполнение заданий из элек. приложения по окр.миру. (Почему радуга разноцветная?)
Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.
Все вы летом любите шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо!
Но вот дождь стихает. Тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:
– Радуга! Смотрите – радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. – Ребята, кто заметил, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).
Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво?
Открываем учебник страница 41 и прочитаем как получается радуга.
4. Решение проблемного вопроса – Кто же построил радугу? Кто мастер-строитель?
– А кто из вас знает, как это происходит? Слайд 5
Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Слайд №6 Таким образом на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
Что такое радуга? (Это солнечное свечение.)
Закрепление по учебнику. Открываем учебник страница 41 и ещё раз прочитаем как получается радуга.(Дети читают самостоятельно, затем вслух.)
5. Физкультминутка. С музыкой
6. Постановка проблемного вопроса
- Сколько цветов у радуги? (семь)
– Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)
В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый
– Как запомнить их по порядку и очень быстро?
7. Решение проблемной ситуации. Слайд 7
– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». (Учить порядок радуги)
8. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (с. 41).
– Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают.)
– Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)
– Может ли получиться у них радуга? (Да. )
– Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)
9. Закрепление. Работа по рабочей тетради.
а)Задание 1 (самостоятельно) Разукрасить радугу. (подсказка из учебника)
Задание 2 Раскрасить шарики и вагончики.
13. Рефлексия Ребята, о чём вы сегодня расскажете своим родителям о нашем уроке? – Кто для себя сделал открытие? – Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! – Кому на уроке было интересно? – Кому урок подарил хорошее настроение?
14. Итог урока. - Как возникает радуга? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)
- Сколько цветов у радуги? Назовите их по порядку. - Вспомним фразу – подсказку.
Чтобы солнышко всегда светило и появилась радуга. (исполнение песни мир на планете).
Самоанализ
Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира в 1 классе по теме «Почему радуга разноцветная?». Урок изучения нового материала. Данный урок соответствует программе «Школа России».
Цель урока – сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света. Развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему нас миру, развивать чувство прекрасного, учить замечать красоту вокруг нас, формировать УУД.
Тип урока – урок постановки и решения учебных задач, т.е. урок открытия новых знаний.
Форма урока – урок с элементами путешествия.
Технологии - опиралась на технологию деятельностного подхода, проблемно-диалогическое обучение, икт.
Методы – частично-поисковый, наглядный, словесный, стимулирование, контроль и самоконтроль.
Форма обучения – фронтальная, работа в парах.
Любой процесс познания начинается с импульса, с возникновения у обучающихся внутренней потребности включиться в учебную деятельность. Поэтому при подготовке к уроку я тщательно продумывала мотивацию всего урока и каждого этапа в отдельности, подбирала задания и вопросы, использовала различные приёмы активизации деятельности учащихся.
1 этап урока – мотивационный провела, используя стихотворение и приём ассоциаций, опиралась на чувственное восприятие, на эмоции, которые возникают при созерцании прекрасного.
На 2 и 3 этапах урока, следуя технологии, сформулировали тему и учебные задачи. И дальше был дан посыл в будущее – а зачем нам нужно изучение данной темы.
4 этап – выяснение незнания, был проведён для того, чтобы понять, что дети уже знают по данной теме, и для того, чтобы сфокусировать внимание на новых для детей знаниях, для того, чтобы нацелить детей на главное.
На этих этапах идёт активное развитие метапредметных учебных универсальных действий -регулятивных, коммуникативных– умение ставить учебные задачи под руководством учителя, исходя из темы, планировать свою деятельность, удерживать цель и задачи, строить монологические высказывания. А также – личностных УУД – проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала
На 5 - 6 этапах – открытие новых знаний и закрепление - использовала элементы проблемно-диалогического обучения – предположения детей, побуждающий диалог.
На следующем этапе происходит корректировка полученных знаний, их уточнение, практическое применение полученных знаний, расширяем знания о радуге.
На этапе рефлексии работают регулятивные (удержание цели, самооценка), личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности и компетентности полученных знаний). Проведён этап рефлексии при помощи итоговой беседы.
Моё впечатление от урока положительное. Этапы урока получились взаимосвязанными, чередовались различные виды деятельности, для каждого ученика создавались ситуации успеха. Учитывались возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, мною давались только положительные посылы в адрес детей, что формировало комфортную обстановку на уроке, создавало положительный микроклимат в классе, повышало их активность и способствовало повышению познавательного интереса к теме урока и к предмету в целом.
Учебный материал соответствовал принципу научности, доступности и был посильным для учащихся 1 класса. Время распределялось эффективно, запланированный объём материала выполнен. Интенсивность урока была оптимальной, приближенной к индивидуальным особенностям класса.
Считаю, что поставленных целей мы с ребятами добились,