Актуализация знаний и постановка проблемы | - Тема нашего сегодняшнего урока: «обмен веществ в организме». (Слайд 1) ( Слайд 2) - Сколько раз в день вы едите? - А сколько пищи съедаете за один раз? - Посчитайте (приблизительно), сколько килограммов пищи вы съедаете за свою жизнь. - А какой у вас вес? - На какое противоречие вы обратили внимание? (Какая величина оказалась больше?) - Какой возникает в связи с этим вопрос? - Как вся съеденная пища вмещается в человека и на что тратится вещество пищи в организме? - Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вспомнить, что такое вещество и энергия. ( Слайд 3) Вещества - это то, из чего состоят тела Энергия - источник силы, способность производить работу и вызывать движение тел. | - 5-6 раз в день. - 150-200 грамм пищи и за один раз. - Человек в среднем за всю жизнь съедает более 50 тонн еды и 42 тонн воды или других напитков. - 29-35 килограмм. -Человек съедает большое количество пищи в тоннах, а весит в килограммах. - Возникает вопрос, на что расходуется потребляемая нами пища? Как вся съеденная пища вмещается в человека и на что тратится вещество пищи в организме? Дети смотрят на слайд. | Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Развиваем умение слушать и понимать других. Оформлять свои мысли в устной форме. |
Изучение новой темы | - Откройте учебники на стр. 34, выполните задание к рисунку. - Кирилл, прочитай пожалуйста нам текст. ( Слайд 4) - Рассмотрите, и скажите какие вещества организм коровы поглощает, и что выделяет. - Вы назвали мне вещества, которые поглощает корова, а теперь назовите мне два процесса в которые участвуют эти вещества. - Корова питается и дышит. Внутри неё сложные органические вещества превращаются в более простые и разносятся по всему телу. Часть их постепенно «сжигается» и отдаёт энергию, которая используется для совершения мускульной работы и других видов жизнедеятельности. (Слайд 5) - Хорошо, а теперь посмотрите на слайд и объясните, почему растущий телёнок потребляет больше веществ, чем выделяет, а корова — нет? - Корове нужны вещества ещё и для обновления тела, замены износившихся частей тела – кожи, шерсти, копыт. - Объедините все процессы, происходящие с веществами коровы. Какое бы вы предложили название этому общему процессу? (Слайд 6) - Что же такое обмен веществ? Обмен веществ — это постоянный обмен веществами между живым организмом и окружающей его средой, обеспечивающий жизнедеятельность, рост и размножение организма. Включает в себя питание, дыхание, выделение. - Какой вывод мы можем сделать? ( Слайд 7) - Все виды жизнедеятельности возможны только за счёт использования полученных организмом веществ и энергии. | Открывают учебник на стр. 34. Ученик читает. Классифицируют вещества. - Корова поглощает кислород, еду и воду, а выделяет - углекислый газ, потомство, отходы и молоко. - Процессы в которых участвуют эти вещества это процессы дыхания и питания. Слушают учителя, смотрят на слайд. - Телёнок ещё растет. Для этого нужны вещества, двигается теленок больше коровы - для этого нужна энергия. - Мы бы назвали этот процесс - обмен веществ. Смотрят на слайд, слушают учителя. - Мы можем сделать вывод, что все виды жизнедеятельности возможны только за счёт использования полученных организмом веществ и энергии. | Развиваем умения обобщать и классифицировать по признакам. Ориентироваться на развороте учебника. Представлять информацию в виде схемы. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя |
Закрепление знаний | - Выполним задание на закрепление знаний по сегодняшней теме. ( Слайд 8) - Назовите то, что участвует в обмене веществ человека. Хлеб, мясо, помидоры, зубная паста, витамины, ложка, вода, жевательная резинка. ( Слайд 9) - Скорость обмена веществ человека меняется в зависимости от того, что он делает. Поставь цифру «1» там, где обмен веществ наиболее замедлен, «2» - где он идет быстрее, «3» - еще быстрее, «4» - быстрее всего. - Молодцы, вы отлично справились с заданием. | - В обмене веществ в организме участвуют такие вещества как: хлеб, мясо, помидоры, витамины, вода. 1)Школьник спит - его энергия не задействована, и обмен веществ наиболее замедлен. 2) Школьник делает уроки – его энергия задействована с меньшей силой , но обмен веществ идет быстрее. 3) Школьник идёт в школу - его энергия задействована со средней силой, обмен веществ увеличивается. 4). Школьник бежит- его энергия задействована в полную силу, обмен веществ быстрее происходит быстрее всего. | Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции. |