kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Дыхание и обмен веществ у растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

При изучении нового материала на уроке в 6 классе по теме «Дыхание и обмен веществ у растений» используются проблемные задачи, эксперименты по биологии. Совершенствуются навыки учащихся работы с текстом, таблицей, биологическим рисунком. Развивается логическое мышление при объяснении экспериментов, речь. У учащихся формируется научная картина мира о взаимосвязи живых организмов разных царств живой природы и с окружающей средой. Ключевые слова: биология, 6 класс, проблемная задача, биологический эксперимент. Целевая аудитория: 6 класс по программе В.В. Пасечника «Биология» Тип урока: изучение нового материала
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Дыхание и обмен веществ у растений" »

Дыхание и обмен веществ у растений, 6-й класс. Аннотация. При изучении нового материала на уроке в 6 классе по теме «Дыхание и обмен веществ у растений» используются проблемные задачи, эксперименты по биологии. Совершенствуются навыки учащихся работы с текстом, таблицей, биологическим рисунком. Развивается логическое мышление при объяснении экспериментов, речь. У учащихся формируется научная картина мира о взаимосвязи живых организмов разных царств живой природы и с окружающей средой.

Ключевые слова: биология, 6 класс, проблемная задача, биологический эксперимент.

Целевая аудитория: 6 класс по программе В.В. Пасечника «Биология»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Образовательные:

·усвоение учащимися понятий “обмен веществ” и “обмен энергии”, их значения для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме;

·систематизация знаний по разделам “Питание”, “Дыхание”, “Выделение”.

Развивающие:

·совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать, перекодировать учебную информацию, обобщать и делать выводы;

·развитие логического и системного мышления;

·развитие мировоззрения: представлений о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций; о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы;

·совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником.

Воспитательные:

·совершенствование учащимися навыков культуры умственного труда, коммуникативных навыков: умения слушать и слышать товарища, ·участвовать в совместном решении проблем;

совершенствование эстетического восприятия, бережное отношение к окружающей среде.

·совершенствование внимательности при работе с биологическими объектами.

Сценарий урока

Здравствуйте, ребята! За окном морозное солнечное утро, улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, вы в школу пришли с хорошим настроением. Урок начнём с небольшого эксперимента. Глубоко вдохните воздух, задержите дыхание и выдохните. Какой процесс жизнедеятельности мы продемонстрировали? (дыхание).

А дышат ли растения? Чтобы убедится в этом, проведём опыт[1].

Возьмём 3 колбы из бесцветного прозрачного стекла, поместим туда набухшие семена гороха.

Во вторую колбу поместили морковь, которую продержала сутки в воде.

В третью колбу поместили свежесрезанные стебли растений с листьями. Плотно закрыли колбы пробками и поставили в тёплое место. Сейчас мы проверим, изменился ли состав воздуха в колбах?

Опустим в каждую из бутылок зажженную лучину. Почему в 1 и 2 колбе лучина потухла? А в 3 нет?

Чтобы ответить на этот вопросы приглашаю вас, принять участие в путешествии, где мы с вами раскроем секреты процессов дыхания и обмена веществ у растений. Ребята, нам сегодня на уроке надо покорить вершину снежной горы, где вас ждёт сюрприз, а достичь этой вершины мы можем только с помощью своих знаний. На пути нас ждут опасности и приключения, но их бояться не надо.

Мы идём по заснеженной тропе, а в лесу морозно, холодно... И вдруг мы видим огонёк. Ребята, давайте попросимся погреться. А вот и хозяйка- Машенька. Она очень любознательная девочка. Машенька нас в дом не пускает, вопросы задаёт: Что такое фотосинтез?[2] Фотосинтез – это процесс, протекающий в зелёных листьях растений на свету, при котором из углекислого газа и воды образуются органические вещества и кислород.

Машенька задает Вам второй вопрос:

При ответе пользуйтесь рисунком строения растительной клетки.

Машенька вам задаёт 3 вопрос: Какие органические вещества находятся в этих растениях?

Ребята, у вас на столе лежит схема фотосинтеза, которую надо заполнить, вставить пропущенные слова.

Теперь проверим, все ли правильно справились с заданием? Сравните вашу схему и схему на слайде.

Какие вы молодцы, справились со всеми вопросами. Маша нас приглашает в дом.

Ребята, с Машей в доме живёт кот-учёный, он умеет разговаривать. Он хочет знать?

Кот: Какие газы входят в состав воздуха?[3]

Посмотрим на схему соотношения газов в воздухе.

Азот – 78%
Кислород – 21%
Углекислый газ – 0,03%. и другие газы.

Представляете ребята - планета Земля существует 3 млрд. лет, а % соотношение этих газов в воздухе сохраняется.

Котик задаёт 2 вопрос: Как вы думаете, каким газом дышат растения?

Дети отвечают. Котик внимательно слушает

Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся к проведенному опыту.

Мы брали три колбы: 1- с горохом, 2 – с морковью, 3 – с зеленым листом растения. Все они были закрыты и, во всех трёх колбах был воздух. Состав воздуха мы рассмотрели, и вы уже знаете, какие газы входят в его состав.

Давайте вспомним, в 1и 2 колбе лучина потухла, а в 3- продолжала гореть.

Какой вывод можно сделать после демонстрации опытов?

Для этого, вспомним какой газ, поддерживает горение? - кислород. Правильно Молодцы.

В 1 и 2 колбе лучина потухла, так как в них нет кислорода, много углекислого газа. А в 3 не тухнет, так как в 3 колбе много кислорода, который образовался в процессе фотосинтеза.

Мы узнали, что растения дышат, поглощая кислород, и выделяют углекислый газ.

А как вы считаете, в какое время суток растения дышат?

Дыхание - непрерывное условие жизни, то есть растения дышат всегда.

Ребята, перед вами на доске схема процесса дыхания.

Растение при дыхании поглощает кислород. Кислород, поступая в клетку, окисляет органические вещества до углекислого газа и воды.

При разложении органических веществ в процессе дыхания выделяется (высвобождается) энергия, которая используется на осуществление других жизненных процессов в клетке. Без этой энергии жизнь невозможна.

Мы узнали, что дыханиерасщепление органических веществ на более простые: углекислый газ и воду.

В процессе дыхания выделяется энергия необходимая для процессов жизнедеятельности[2].

А, теперь, ребята, сравним процессы фотосинтеза и дыхания. В чём различие и что общего в них?
Во время фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и воду, а выделяют кислород. Кислорода образуется больше, чем расходуется при дыхании. Поглощая световую энергию, в растение образуются органические вещества, и накапливается энергия.

При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. Происходит расщепление органических веществ на углекислый газ и воду. При этом растение получает энергию.

Все вместе мы сделали вывод, что дыхание и фотосинтез - противоположны друг другу, но взаимосвязанные между собой процессы.

Эти превращения веществ в организме называют обменом веществ.

Обмен веществ - это совокупность протекающих в организме различных химических превращений, обеспечивающих рост и развитие организма, его воспроизведение и постоянный контакт с окружающей средой[3].

Маша предлагает нам отдохнуть. Все встали:

Прогуляемся в зимний лес. Мы пришли в зимний лес. (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес!  (повороты туловища и головы)

Справа берёзка в шубке стоит,  (поворот вправо)

Слева ёлка на нас глядит,  (поворот влево)

Снежинки в небе кружатся,  (дети кружатся)

На землю тихо ложатся.  (приседают).

Итак, ещё раз вспомним, что такое Обмен веществ?

Итак, продолжим наше обучение.


Скажите ребята, с помощью каких органов мы дышим?

Дети отвечают.

А чем дышат растения?

У растений нет специальных органов дыхания, но у них есть приспособления к дыханию - устьица, корневые волоски, чечевички.

В кожице листа расположены устьица (№1), через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки, а углекислый газ удаляется из клеток. Смотрим под микроскопом микропрепараты[2].

В корнях поглощение кислорода осуществляется с помощью корневых волосков, а в стебле – через чечевички (демонстрация березы).

Итак, ещё раз повторим, какие приспособления для дыхания имеет растение?Загостились мы у вас, пора идти дальше. Вершина уже недалеко. Прибавим шаг, уже стемнело.

По пути к вершине давайте еще раз вспомним, о каких процессах шла речь во время путешествия?

Пока идём на вершину заполним таблицу[1]. (таблица заполняется вместе с детьми).

Какое значение эти процессы имеют для жизни на Земле?

Давайте еще раз посмотрим на схему соотношения газов в воздухе.

Почему % соотношение газов не меняется уже 3 млрд. лет? Благодаря растениям и процессу фотосинтеза. Недаром растения называют легкими нашей планеты. Не случайно в народе сложено много пословиц о растениях. Маша приготовила нам пословицы, давай те их зачитаем. Ой, Маша! Что она опять натворила. Перепутала все пословицы. Ребята поможем Маше их собрать правильно[4].

1. Старые деревья- молодые охраняют.

2. Рощи да леса - всему миру краса.

3. Лес не школа, а всех учит.

4. Растение - земли украшенье.

5. По лесу ходи - под ноги гляди.

6. Лес и вода- брат и сестра.

Молодцы, хорошо знаете пословицы. А, знаете ли вы, что в прошлом году школьники нашего поселка высадили 1500 саженцев. Эту традицию надо продолжать и тогда мы поможем сохранить нашу землю.

Вот мы и на вершине. Наше путешествие подошло к концу.

Вы хорошо потрудились. Молодцы, в вашу честь салют! Рефлексия: Если вам понравилось наше путешествие, то оставьте свой листочек на ветке дерева, которая нарисована на доске. Домашняя работа: параграф 35, в печатной тетради задание № 25-27, в простой тетради- схемы процессов дыхания и обмена веществ и аннотации к ним.

Литература:

1. Ващенко, О.Л.Биология. Интерактивные дидактические материалы.6-11 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением/

О.Л. Ващенко.- М.; Планета, 2012.-576.

2.Пасечник, В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Ратения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений/ Пасечник, В.В.- М.: Просвещение, 2012.

3.Падалко, Н.В. Методическое пособие/ Н.В. Падалко.- М.: Просвещение, 2011.

4.Пименов, А.В. Дидактические материалы к разделу Растения 6 класс/ А.В. Пименов.- М. Издательство НЦ ЭНАС, 2010.








6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока "Дыхание и обмен веществ у растений"

Автор: Марданова Вера Ивановна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152774

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока биологии "Обмен веществ и энергии""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-biologhii-obmien-vieshchiestv-i-enierghii"
    ["file_id"] => string(6) "277421"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452884878"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока биологии по теме "Бактерии" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-biologhii-po-tiemie-baktierii"
    ["file_id"] => string(6) "119552"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413462450"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Конспект урока Обыкновенная амеба как организм. Внешнее и внутреннее строение и жизнедеятельность одноклеточных организмов. "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-obyknoviennaia-amieba-kak-orghanizm-vnieshnieie-i-vnutriennieie-stroieniie-i-zhizniedieiatiel-nost-odnoklietochnykh-orghanizmov"
    ["file_id"] => string(6) "212470"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431857823"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока по теме: Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiemie_avarii_na_khimichieski_opasnykh_obiektakh_i_ikh_vozmoz"
    ["file_id"] => string(6) "375204"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483479749"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Конспект урока по химии: «Роль металлов и их соединений в природной среде и в живых организмах (биогенны и загрязнители). "
    ["seo_title"] => string(132) "konspiekt-uroka-po-khimii-rol-mietallov-i-ikh-soiedinienii-v-prirodnoi-sriedie-i-v-zhivykh-orghanizmakh-bioghienny-i-zaghriaznitieli"
    ["file_id"] => string(6) "183459"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425884390"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства