- А сейчас откройте атласы на стр. 10. -Рассмотрите зону, которая расположена южнее зоны тундры. -Кто знает как называется эта природная зона? -Значит, какую природную зону мы будем сегодня изучать? - Откройте учебник на стр.98 и прочитайте 1,2 абзац. - Почему следующая природная зона зеленого цвета? (ответы детей) -Подготовьте ответ на вопрос: - Почему в зоне лесов растительный мир богаче, чем в тундре? -Напомните алгоритм изучения природной зоны. - Что вы знаете о климате природной зоны? - Где можно найти информацию? ( в книге, энциклопедии, интернете), (работа по группам). -Подготовьте ответ из 3-5 предложений. - Какую информацию вы нашли в энциклопедии? -Послушаем , кто работал с учебником. - Какую информацию вы нашли в интернете? - Давайте сравним. - Итак, так почему же растительный мир богаче, чем в тундре? (много осадков, тепло, почвы богаты питательными веществами.) - Рассмотрите зону лесов. ( слайд) - Почему на карте зеленый цвет разных оттенков? - Назовите эти оттенки. - Почему зона лесов на карте одного цвета, но разных оттенков? - Как называются части леса? – Обратитесь к легенде карты и сами объясните, почему лесная зона на карте изображена тремя разными цветами. (Тёмно-зелёным цветом изображена тайга, зелёным цветом – смешанные леса, другим насыщенным зелёным цветом – широколиственные леса.) – Правильно, в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, еще есть смешанные леса и широколиственные. - Давайте более подробно познакомимся с каждой частью лесной зоны, растительным и животным миром. Для этого вы сейчас будете работать в группах (слайд с картой природных зон). На выполнение работы вам даётся 10 минут. Ответы должны быть четкими, краткими, доказательными, в сравнении с ранее изученными природными зонами. Учитель подходит к каждой группе, помогает подготовить краткое выступление. Работа в группах: Первая группа – ботаники, расскажут о том, какие деревья растут в тайге (учебник стр. 98-99, карточка «Помогайка №1»). Что общего у всех растений тайги? Какие растения растут в тайге? Вторая группа – ботаники, расскажут о том, что растет в смешанных и широколиственных лесах (учебник стр. 103, картинки с изображением растений, гербарий, карточка «Помогайка №2»). Что объединяет растения этих лесов? Какие растения растут в этих лесах. Третья группа – зоологи, расскажут о том, кто живет в лесной зоне (учебник стр. 100-102, карточка «Помогайка №3»). Птицы тайги, что их объединяет. Животные тайги, что их объединяет. Животный мир этих лесов (краткий рассказ о животных и птицах). Начинается самостоятельная работа. Группы устанавливают соответствие между природными зонами, дополняют свой ответ из учебника и дополнительной литературы. Рассказ первой группы ботаников (слайд с тайгой). После рассказа первой группы учащихся учитель обобщает ответ. - Что называют тайгой? ( слайд) - Назовите растения тайги. (слайд) Рассказ второй группы ботаников (слайд с широколиственными и смешанными лесами) После рассказа второй группы учащихся учитель обобщает ответ. - Где расположены смешанные и широколиственные леса. (слайд) - Какие растения растут в этих лесах? (слайд) Рассказ группы зоологов (слайд с животными леса) - Назовите животных лесов? О животном мире леса можно говорить бесконечно. Какое разнообразие насекомых – жуков, бабочек. Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес! Польза леса огромна. ( слайд ) Но человек не всегда справедлив по отношению к лесу. Не по его ли вине в лесной полосе есть свои экологические проблемы? Но об этом мы поговорим на следующем уроке. |