kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру "Каменное царство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Минералы". Материал для урока по окружающему миру в 4 классе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Каменное царство"»





Конспект урока по окружающему миру, 4 класс

Учитель – Дмитриева Татьяна Николаевна


Тема урока: Каменное царство – минералы.

Учебно-воспитательные цели и задачи: сформировать представление о разнообразии минералов и их свойствах; познакомить учащихся с различными видами минералов и горных пород, способами их образования и роли в жизнедеятельности человека; расширить представление о свойствах и использовании поваренной соли; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод); содействовать развитию навыков самостоятельного мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний с элементами практических исследований.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, работа в паре.

Методы работы: частично-поисковый с привлечением проблемно-диалогических технологий.

Оборудование: компьютер, проектор, учебно-практический комплекс «Весовая лаборатория».






Ход урока


1. Организационный момент

- Прозвенел звонок, начинается урок.

(слайд № 1) – Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по каменному царству. Совершив его, вы познакомитесь с различными минералами, исследуете свойства соли.

2. Актуализация опорных знаний

- Любое исследование необходимо начинать с накопления необходимых знаний. Получить эти знания нам сегодня поможет Пазуха Настя. Она выполнила исследовательскую работу по теме

«Минералы» и сегодня она поделится своими знаниями.

(слайды 3- 30)

Уважаемая аудитория, вашему вниманию предоставляется краткий доклад по теме: «Минералы – сокровища Земли». Докладчик – Пазуха Анастасия.

Целью данного исследования является непосредственный сбор минералогической коллекции, а вследствие этого возник интерес узнать подробнее о минералах.

Минералы являются неотъемлемой частью окружающего нас мира. Они очень разнообразны, всего их насчитывают 4300. В большинстве своем это твердые тела, т.е. камни, но есть и жидкие (например, нефть). Минералы – это составные части горных пород. Последние по своему происхождению делятся на магматические, осадочные и метаморфические.

Магматические горные породы, которых больше всего на планете, образуются вследствие извержения магмы (лавы) в недра или на поверхность Земли и ее кристаллизации. Самые распространенные из этих пород – гранит, базальт.

Осадочные горные породы образуются в водоемах или на суше в результате накопления обломочного материала и жизнедеятельности организмов. Только в осадочных породах находят окаменелости, и только эти породы позволяют изучать историю Земли. Сюда относят гравий, пески, глины, писчий мел, уголь, гипс, нефть, каменную соль.

Метаморфические горные породы возникают при изменении магматических, осадочных и других метаморфических пород под воздействием высокой температуры и давления в недрах Земли. Пример метаморфической породы – мрамор.

В отличие от горной породы минерал – это однородное естественное тело с определенными химическими и физическими свойствами. Необходимо выполнить 7 шагов, которые приведут к разгадке неизвестного камня: 1).осмотреть форму минерала; 2).проверить оптические свойства (цвет, прозрачность); 3).определить физические свойства (твердость, магнитность); 4).провести химические опыты (реакция на кислоты и щелочи, запах); 5).испытать нагревом; 6).проверить на радиоактивность; 7).испытать рентгеновскими лучами.

Драгоценные камни – это тоже минералы и они также образуются в горных породах.

Ни одно производство не обходится без использования полезных ископаемых, скрытых в недрах Земли. Благодарю за внимание.

3. Изучение нового минерала.

- А сейчас попробуйте предположить название минерала, который приобрёл такие необычные формы.

(слады 31 – 33)

- Это каменная соль. Удивительный минерал, который доступен каждому, и в тоже время неизвестный для многих своими свойствами.

(слайд 34 - 35)

- История соли удивительная и интересная. Именно слово «соль» стало исходным для появления слова «солдат». С древних времён отсчитывает свою историю устойчивое выражение «несолоно хлебавши». Известны народные приметы, связанные с солью.

(слайд 36)

- Неоценимо значение соли для человеческого организма. Её недостаток или избыток может стать причиной некоторых заболеваний. В некоторых продуктах она присутствует, например, в твороге, сыре, кукурузных хлопьях или хлебе. Не нужно излишне подсаливать эти продукты.

Где же человек может добывать соль в природе? Больше всего её в солёной морской воде. Залежи соли обнаруживают не только на земной поверхности, но и на достаточной глубине.

(слайд 37)

- На территории России крупные залежи соли были обнаружены в Оренбургской области, где позже появился город Соль – Илецк. В этом месте разработки соли ведутся на глубине 300 метров.

Образовались они миллионы лет назад, когда в этих местах плескались воды океана.

Сделайте вывод, к какой группе относится этот минерал по способу образования? (осадочный)

Соль относится к минералам, а не к горным породам, потому что однообразна по своему составу. Так же соль имеет кристаллическое строение.

4. Первичная проверка усвоения знаний

- Выполняя домашнее задание, вы могли убедиться в кристаллическом строении соли. Вам необходимо было вырастить кристалл соли. Расскажите, что нужно было подготовить для этого опыта? Что такое «насыщенный раствор соли»?

У вас на парте есть пример выращенного минерала соли. Опишите её свойства по определённым признакам: цвет, вкус, растворимость, состояние, дополнительные свойства. Данные занесите в таблицу. Какое свойство вы занесли в графу «дополнительные»?

Соль является антисептиком, именно это свойство используют для засолки некоторых продуктов, для их длительного хранения и отсутствия гниения (рыба, мясо, овощи)

(слад 38) – А вот так выглядит кристалл соли под микроскопом. Кристаллическая решетка этого минерала имеет кубическое строение.

5. Практическая работа. Весовые измерения.

- В каждом доме хозяйка, занимаясь приготовлением солений и маринадов, сталкивается с проблемой по определению необходимого количества соли для приготовления солевого раствора. Это может быть маринад для засолки огурцов или грибов. И не всегда под рукой есть весы, для нахождения нужной массы. Предлагаю вам решить такую практическую задачу.

(слайд 39)

- У хозяйки есть три мерки: чайная ложка, десертная и столовая. Ей необходимо приготовить 3 литра маринада. Известно, что на 1 литр маринада требуется 50 гр соли. Сколько ложек соли определённой ёмкости ей достаточно положить?

При помощи чашечных весов, используя разновесы , произведите необходимые взвешивания и рассчитайте массу соли в каждом виде ложек. Работу выполняйте в парах. Данные запишите в таблицу и произведите расчёты.

(фронтальная проверка задачи)

6. Подведение итогов. Рефлексия.

- Сегодня на уроке мы исследовали соль. Проанализируйте полученные знания и напишите синквейн о соли. Вспомните форму построения синквейна. Первая строка – одно существительное, вторая строка – два прилагательных, третья – три глагола, четвёртая – фраза, несущая определённый смысл, поясняющая тему, пятая – вывод.

Прочитайте пример синквейна (по желанию).


7. Домашнее задание. (слайд 40)

- Я предлагаю вам дома продолжить исследование по теме «Минералы». Узнайте название камня – талисмана, который соответствует вашему месяцу рождения. Подготовьте небольшое сообщение об этом минерале: его свойства, особенности, загадки и легенды.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру "Каменное царство"

Автор: Дмитриева Татьяна Николаевна

Дата: 18.10.2016

Номер свидетельства: 350094

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока окружающего мира по теме "Где зимуют птицы?""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-gdie-zimuiut-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "258387"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448477014"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План -конспект урока по познанию мира на тему "Природа земли.Обобщение" "
    ["seo_title"] => string(77) "plan-konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-priroda-ziemli-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "136877"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417196605"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Мифы Древней Греции конспект урока "
    ["seo_title"] => string(39) "mify-drievniei-grietsii-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "157153"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421562416"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект и презентация на тему" Мифы Древней Греции" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-i-priezientatsiia-na-tiemu-mify-drievniei-grietsii"
    ["file_id"] => string(6) "157146"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421561724"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект внеклассного мероприятия "История создания книги""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiektvnieklassnoghomieropriiatiiaistoriiasozdaniiaknighi"
    ["file_id"] => string(6) "309209"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458752709"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства