kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру "Каменное царство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Минералы". Материал для урока по окружающему миру в 4 классе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Каменное царство"»





Конспект урока по окружающему миру, 4 класс

Учитель – Дмитриева Татьяна Николаевна


Тема урока: Каменное царство – минералы.

Учебно-воспитательные цели и задачи: сформировать представление о разнообразии минералов и их свойствах; познакомить учащихся с различными видами минералов и горных пород, способами их образования и роли в жизнедеятельности человека; расширить представление о свойствах и использовании поваренной соли; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод); содействовать развитию навыков самостоятельного мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний с элементами практических исследований.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, работа в паре.

Методы работы: частично-поисковый с привлечением проблемно-диалогических технологий.

Оборудование: компьютер, проектор, учебно-практический комплекс «Весовая лаборатория».






Ход урока


1. Организационный момент

- Прозвенел звонок, начинается урок.

(слайд № 1) – Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по каменному царству. Совершив его, вы познакомитесь с различными минералами, исследуете свойства соли.

2. Актуализация опорных знаний

- Любое исследование необходимо начинать с накопления необходимых знаний. Получить эти знания нам сегодня поможет Пазуха Настя. Она выполнила исследовательскую работу по теме

«Минералы» и сегодня она поделится своими знаниями.

(слайды 3- 30)

Уважаемая аудитория, вашему вниманию предоставляется краткий доклад по теме: «Минералы – сокровища Земли». Докладчик – Пазуха Анастасия.

Целью данного исследования является непосредственный сбор минералогической коллекции, а вследствие этого возник интерес узнать подробнее о минералах.

Минералы являются неотъемлемой частью окружающего нас мира. Они очень разнообразны, всего их насчитывают 4300. В большинстве своем это твердые тела, т.е. камни, но есть и жидкие (например, нефть). Минералы – это составные части горных пород. Последние по своему происхождению делятся на магматические, осадочные и метаморфические.

Магматические горные породы, которых больше всего на планете, образуются вследствие извержения магмы (лавы) в недра или на поверхность Земли и ее кристаллизации. Самые распространенные из этих пород – гранит, базальт.

Осадочные горные породы образуются в водоемах или на суше в результате накопления обломочного материала и жизнедеятельности организмов. Только в осадочных породах находят окаменелости, и только эти породы позволяют изучать историю Земли. Сюда относят гравий, пески, глины, писчий мел, уголь, гипс, нефть, каменную соль.

Метаморфические горные породы возникают при изменении магматических, осадочных и других метаморфических пород под воздействием высокой температуры и давления в недрах Земли. Пример метаморфической породы – мрамор.

В отличие от горной породы минерал – это однородное естественное тело с определенными химическими и физическими свойствами. Необходимо выполнить 7 шагов, которые приведут к разгадке неизвестного камня: 1).осмотреть форму минерала; 2).проверить оптические свойства (цвет, прозрачность); 3).определить физические свойства (твердость, магнитность); 4).провести химические опыты (реакция на кислоты и щелочи, запах); 5).испытать нагревом; 6).проверить на радиоактивность; 7).испытать рентгеновскими лучами.

Драгоценные камни – это тоже минералы и они также образуются в горных породах.

Ни одно производство не обходится без использования полезных ископаемых, скрытых в недрах Земли. Благодарю за внимание.

3. Изучение нового минерала.

- А сейчас попробуйте предположить название минерала, который приобрёл такие необычные формы.

(слады 31 – 33)

- Это каменная соль. Удивительный минерал, который доступен каждому, и в тоже время неизвестный для многих своими свойствами.

(слайд 34 - 35)

- История соли удивительная и интересная. Именно слово «соль» стало исходным для появления слова «солдат». С древних времён отсчитывает свою историю устойчивое выражение «несолоно хлебавши». Известны народные приметы, связанные с солью.

(слайд 36)

- Неоценимо значение соли для человеческого организма. Её недостаток или избыток может стать причиной некоторых заболеваний. В некоторых продуктах она присутствует, например, в твороге, сыре, кукурузных хлопьях или хлебе. Не нужно излишне подсаливать эти продукты.

Где же человек может добывать соль в природе? Больше всего её в солёной морской воде. Залежи соли обнаруживают не только на земной поверхности, но и на достаточной глубине.

(слайд 37)

- На территории России крупные залежи соли были обнаружены в Оренбургской области, где позже появился город Соль – Илецк. В этом месте разработки соли ведутся на глубине 300 метров.

Образовались они миллионы лет назад, когда в этих местах плескались воды океана.

Сделайте вывод, к какой группе относится этот минерал по способу образования? (осадочный)

Соль относится к минералам, а не к горным породам, потому что однообразна по своему составу. Так же соль имеет кристаллическое строение.

4. Первичная проверка усвоения знаний

- Выполняя домашнее задание, вы могли убедиться в кристаллическом строении соли. Вам необходимо было вырастить кристалл соли. Расскажите, что нужно было подготовить для этого опыта? Что такое «насыщенный раствор соли»?

У вас на парте есть пример выращенного минерала соли. Опишите её свойства по определённым признакам: цвет, вкус, растворимость, состояние, дополнительные свойства. Данные занесите в таблицу. Какое свойство вы занесли в графу «дополнительные»?

Соль является антисептиком, именно это свойство используют для засолки некоторых продуктов, для их длительного хранения и отсутствия гниения (рыба, мясо, овощи)

(слад 38) – А вот так выглядит кристалл соли под микроскопом. Кристаллическая решетка этого минерала имеет кубическое строение.

5. Практическая работа. Весовые измерения.

- В каждом доме хозяйка, занимаясь приготовлением солений и маринадов, сталкивается с проблемой по определению необходимого количества соли для приготовления солевого раствора. Это может быть маринад для засолки огурцов или грибов. И не всегда под рукой есть весы, для нахождения нужной массы. Предлагаю вам решить такую практическую задачу.

(слайд 39)

- У хозяйки есть три мерки: чайная ложка, десертная и столовая. Ей необходимо приготовить 3 литра маринада. Известно, что на 1 литр маринада требуется 50 гр соли. Сколько ложек соли определённой ёмкости ей достаточно положить?

При помощи чашечных весов, используя разновесы , произведите необходимые взвешивания и рассчитайте массу соли в каждом виде ложек. Работу выполняйте в парах. Данные запишите в таблицу и произведите расчёты.

(фронтальная проверка задачи)

6. Подведение итогов. Рефлексия.

- Сегодня на уроке мы исследовали соль. Проанализируйте полученные знания и напишите синквейн о соли. Вспомните форму построения синквейна. Первая строка – одно существительное, вторая строка – два прилагательных, третья – три глагола, четвёртая – фраза, несущая определённый смысл, поясняющая тему, пятая – вывод.

Прочитайте пример синквейна (по желанию).


7. Домашнее задание. (слайд 40)

- Я предлагаю вам дома продолжить исследование по теме «Минералы». Узнайте название камня – талисмана, который соответствует вашему месяцу рождения. Подготовьте небольшое сообщение об этом минерале: его свойства, особенности, загадки и легенды.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру "Каменное царство"

Автор: Дмитриева Татьяна Николаевна

Дата: 18.10.2016

Номер свидетельства: 350094

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока окружающего мира по теме "Где зимуют птицы?""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-gdie-zimuiut-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "258387"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448477014"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План -конспект урока по познанию мира на тему "Природа земли.Обобщение" "
    ["seo_title"] => string(77) "plan-konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-priroda-ziemli-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "136877"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417196605"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Мифы Древней Греции конспект урока "
    ["seo_title"] => string(39) "mify-drievniei-grietsii-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "157153"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421562416"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект и презентация на тему" Мифы Древней Греции" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-i-priezientatsiia-na-tiemu-mify-drievniei-grietsii"
    ["file_id"] => string(6) "157146"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421561724"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект внеклассного мероприятия "История создания книги""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiektvnieklassnoghomieropriiatiiaistoriiasozdaniiaknighi"
    ["file_id"] => string(6) "309209"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458752709"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства