учить мыслить логически, аргументировать своё мнение;
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
3. Воспитывающие:
воспитывать чувство товарищества при работе в группе;
прививать интерес к исследовательской деятельности;
повышать культуру правильного питания, практические навыки самооздоровления.
Оборудование:
учебник «Окружающий мир» авт. А.А.Плешаков, рабочая тетрадь для учащихся, КИМы, компьютер, экран, мультимедийный проектор, раздаточный информационный материал для учащихся, 5 листов ватмана, ножницы, клей, маркеры, верёвка (для сценки), листы самооценки.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Я вижу, вы улыбаетесь. Улыбка – залог успеха любой работы. А сегодня нас ждёт очень интересная и увлекательная работа. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. И пусть ваши улыбки сопровождают нас весь урок.
II. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
КИМ Проверка по образцу на доске.
Самооценка своей работы над этим заданием в листе самооценки (смайлик)
Сообщения о людях, которые добились высоких результатов в спорте (детские презентации).
- Скоро в городе Сочи начнутся олимпийские игры, на которых спортсмены всего мира будут соревноваться в силе, смелости, ловкости.
- А что вам надо делать, чтобы стать такими? (заниматься спортом, укреплять здоровье, быть здоровыми)
- А что надо делать ёще для укрепления здоровья? (правильно питаться)
III. Обсуждение ситуации.
- Что произойдет, если по какой – либо причине человек долгое время не будет есть? (Учащиеся высказывают свое мнение по заданной проблеме)
- Когда человек долго не ест, он испытывает чувство голода, усталость, слабость. При длительном голодании человек слабеет, через 2 – 3 дня начнутся «голодные» обмороки, а через 10 – 15 он умрёт.
IV. Постановка учебной задачи.
- Для чего вообще нужно есть?
-Только для здоровья?
- Чтобы жить. Человеку нужна пища - как бензин машине. Для поддержания жизни и работы организма.
- Кто догадался, о чём будем говорить на уроке?
- Тема урока «Наше питание».
V. Открытие новых знаний.
- С пищей человек получает необходимые питательные вещества.
- Какие же это вещества? Узнаем о них.
Каждая группа (желательно разделить детей на группы до урока) готовит текстовую презентацию на листе ватмана об одном питательном веществе. Нужный текст (стихи, научный материал) и картинки выбирают из предложенного материала (для всех групп одинаковый), вырезают и приклеивают на лист ватмана. Листы вывешиваются на доску, и представители каждой группы защищают свою работу по плану:
1.Питательные вещества.
2.Названия веществ
3.Значение для организма
4.В каких продуктах содержится
Самооценка своей работы над этим заданием в листе (смайлик)
ФМ для улучшения мозгового кровообращения.
VI. Открытие новых знаний (продолжение)
Задания для групп.
1 группа. У вас на столах есть упаковки различных продуктов. На них указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержаться. Изучите эти этикетки, а результаты исследования занесите в таблицу стр. 78 в рабочей тетради.
2 группа. Готовит сценку «Путешествие еды».
3 группа. Составят советы по питанию, выбирая из предложенных на листе. Где есть и вредные советы.
4 группа. Придумывают плакат – синквейн о нашем питании.
Представители каждой группы выступают перед остальными группами с отчётом о проделанной работе.
Ребята 1 группы рассказывают, какие питательные вещества, в каком количестве содержатся в предложенных продуктах, остальные в это время заполняют таблицу в рабочей тетради стр.78.
Вывод: в разных продуктах содержится разное количество питательных веществ, чтобы всего было достаточно, пища должна быть разнообразна и в меру.
Ребята 2 группы показывают сценку «Путешествие еды».
(во время выступления, ребята с помощью верёвки демонстрируют размеры каждого органа пищеварения)
Закрепление знаний. Выполнение задания 3 в рабочей тетради стр.79.
Представители 3 группы зачитывают советы по питанию, которые были ими выбраны.
4 группа демонстрирует плакат – синквейн о нашем питании.
Самооценка своей работы над этими заданиями в листе(смайлик)
Представители 3 группы зачитывают советы по питанию, которые были ими выбраны.
4 группа демонстрирует плакат – синквейн о нашем питании.
Самооценка своей работы над этими заданиями в листе(смайлик)
ФМ. Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз
VII. Обобщение материала урока.
Молодцы! Ребята, наш урок подходит к концу, давайте с вами вспомним
- Какие питательные вещества получает человек с пищей? (белки, углеводы, жиры, витамины)
- Из каких органов состоит пищеварительная система?
- Что нужно помнить, чтобы правильно питаться? (пища должна быть разнообразной, в меру, выполнять правила питания)
VIII. Рефлексия
- Продолжите, сегодня на уроке я ……научился
Было интересно…..
Было трудно…….
Самооценка своей работы на уроке в листе (смайлик).
Лист самооценки сдаётся учителю в конце урока.
IX. Домашнее задание
Запомните, как правильно питаться. Выполняйте эти правила.
Составить и красиво оформить меню правильного питания на день.
Дополнительный материал к уроку.
ПРАВИЛА ПИТАНИЯ
Нужно стараться есть разнообразную пищу.
Если хочешь – ешь пельмени, хоть целый месяц.
В твоем рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей.
Мучного и сладкого надо есть поменьше.
Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого.
Нужно стараться есть в одно и то же время.
Жареная, копченая, соленая, острая пища может быть вкусной. Ешь её побольше.
Кушать надо тогда, когда проголодался.
Утром перед школой надо обязательно завтракать.
Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.
Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна.
Перед сном покушай плотно.
«Путешествие еды»
Но куда же делась пища, которую вы съели?
Что с ней произошло? На самом деле она лежит в животике, как в сундучке.
С нею происходят чудесные превращения.
Давайте отправимся открывать тайну исчезновения пищи или тайну пищеварения.
Посмотрим как это происходит.
Пище проходит в организме человека путь длиной в 6 – 8 м.
Для начала мы кладем пищу в рот, ротовую полость.
2. ротовая полость
Что у нас есть во рту? Зубы и язык.
Зубы работают как жернова: откусывают, перемалывают и пережевывают пищу. Это очень важная работа.
Язык перемешивает пищу и продвигает её в глотку.
3. глотка
После того, как пища превратилась в кашицу, она отправляется по пищеводу в маленькую пещерку – желудок.
4. Желудок похож на мешок.
Этот мешок у каждого человека расположен под ребрами.
Когда ребенок рождается размер его желудка 5 см, а взрослых любителей поесть желудок размером с футбольный мяч, а тех, кто мало кушает с кулачек.
Желудок своими стенками мнет, растирает и перемешивает пропитанную желудочным соком пищу.
Желудочный сок выделяется у человека регулярно несколько раз в сутки.
Поэтому лучше питаться в одно и тоже время.
Тогда желудок будет работать четко по графику!
Как будто варит ее. Вот и называется этот процесс пищеварением - варением пищи.
5. А дальше начинается длинный извилистый коридор кишечника. Он тянется почти на восемь метров!
Но свёрнут он так плотно, что целиком помещается в животе.
Только после того как пища пройдёт этот путь от начала до конца, она превратится в прозрачные растворы, которые может впитать в себя кровь и разнести по всему организму.
Кишечник состоит из толстой и тонкой кишки.
6. Большую роль в пищеварении играет печень.
Выделяет в тонкий кишечник особую жидкость, необходимую для пищеварения – ЖЕЛЧЬ, она растворяет ЖИРЫ.
Вот так за 5- 6 часов наш организм извлекает из продуктов питательные вещества.
А непереваренные остатки пищи удаляются из кишечника.
О питательных веществах.
Чтобы вырасти ты мог, В пище должен быть белок. Он в яйце, конечно, есть, В твороге его не счесть. В молоке и в мясе тоже.
Здесь белок тебе поможет.
Жир, что в пище мы едим, Очень нам необходим: Сохранит температуру, Повлияет на фигуру, Защитит от холодов, Шубой нам служить готов.
Все все крупы - Удивительная группа - Нам в тепло и непогоду Поставляют углеводы, Нам клетчатку посылают, И энергией питают.
Белок- служит основным «строительным материалом» для тела человека. Он нужен, чтобы мы росли, развивались, чтобы были работоспособными, не поддавались болезням.
Жиры - склад еды, топлива, одежды, прежде всего, строительный материал для мозга и нервной системы.
Углеводы (сахар, крахмал) являются третьим основным пищевым веществом.
Витамины - греческое слово. В переводе оно означает " носители жизни". Если этих веществ в организме мало или нет совсем, люди заболевают.
Белки - это пища для мозга.
Углеводы главный поставщик энергии для тела.
Белки содержаться в твороге, яйцах, мясе, рыбе, горохе.
Сливочное и растительное масло, маргарин, сметана - дарят нам жиры.
Каждый витамин выполняет в организме вполне определенную задачу.
Витамин А – улучшает зрение. Он содержится в: яйце, молоке, твороге, моркови. Витамин В – заботиться о пищеварении. Он содержится в: хлебе, гречке, мясе, картофеле. Витамин С – повышает сопротивляемость организма к заболеваниям. Он содержится в: яблоке, шиповнике, апельсине, облепихе,
Витамин D – нужен для укрепления костей. Он содержится в: рыбьем жире, молоке, рыбе, желтке яиц. Витамины необходимы для сохранения и укрепления здоровья. Их особенно много в овощах и фруктах.