Конспект урока по обучению грамоте «Буква Е в начале слова»
Конспект урока по обучению грамоте «Буква Е в начале слова»
Цели : организовать работу по ознакомлению с обозначением буквы е в начале слова; научить акцентированному произнесению звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; выполнять звуковой анализ слов «ели», «ежевика» и «ежата»; создать условия для развития фонематического слуха и культуры произношения, мышления, речи учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обучению грамоте «Буква Е в начале слова»»
Урок обучения грамоте в 1 классе
Тема: «Буква Е в начале слова».
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с обозначением буквы е в начале слова; научить акцентированному произнесению звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; выполнять звуковой анализ слов «ели», «ежевика» и «ежата»; создать условия для развития фонематического слуха и культуры произношения, мышления, речи учащихся.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знать обозначение буквы е в начале слова, уметь произносить звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов; выполнять звуковой анализ слов «ели», «ежевика», «ежата».
Метапредметные:
Познавательные: соотнесение звуковых моделей со словами-названиями картинок, построение звуковых цепочек.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свое действие, понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважать мнение других.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, физминутка «Елочка», иллюстрации: Емеля, ежевика, ели, ежата, енот; схемы; карточки для индивидуальной работы и работы в парах; фишки зелёного, синего и красного цвета, учебник «Букварь» (авт.Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова).
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент. Настрой на урок:
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Чтобы правильно читать.
И г р а «Кто внимательный?».
1. Отгадайте имя по первым звукам названий предметов (иллюстрации- ель, мяч, ежевика, лимон, яблоко).
-Это наш гость. Кто его узнал? (Емеля)
-А из какой он сказки?
(«По щучьему велению»).
-Как вы думаете, почему именно он решил нас навестить?
(имя начинается с буквы Е).
-Емеля будет наблюдать за вами весь урок и в конце скажет, кто же лучше вёл себя, кто был активнее и старательнее всех.
Аутотренинг (самовнушение).
Ученики закрывают глаза и повторяют «Я всё смогу, у меня всё получится».
2. Актуализация знаний. Игра «Я-учитель».
Опрос правил:
-Какая бывает речь?
-Что такое устная речь? Письменная речь?
-Из чего состоит наша речь? Предложение? Слово?
-Какие бывают звуки и буквы?
-Что знаем о гласных звуках?
-Какие гласные буквы обозначают мягкость предшествующего согласного звука?
-Какие гласные буквы обозначают твердость предшествующего согласного звука?
-Что знаем о согласных звуках?
-На какие две группы делятся согласные звуки?
-Из чего состоят звонкие согласные? Глухие?
-Назовите всегда мягкие согласные звуки.
-Назовите всегда твердые согласные звуки.
-Для чего мы изучаем звуки и буквы? (чтобы уметь читать и писать слова с этими буквами, правильно говорить)
-Т.е. применять полученные знания на практике.
Произнесем чистоговорку.
У ежа ежата,
У ужа – ужата.
-А где водятся ежата? (в лесу)
II. Постановка учебной задачи. «Открытие» детьми нового.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Хотите побывать в лесу? Тогда идём! Только кто же ходит в лес без лукошка?
( Словарная работа: лукошко – ручная корзина из прутьев.)
В лес пускают без билета.
Там грибов, плодов и ягод
Наберёшь в лукошко на год.
-Беседа о правилах поведения в лесу.
Игра « Собери буквы в лукошко»
(одна корзина зелёного цвета, другая – синего.)
- Лес, ребята, волшебный, поэтому мы будем собирать не грибы, а буквы.
Проверка: ( в зелёном лукошке – буквы, которые пишутся после мягких согласных звуков: я , ю , ё, е.; в синем – буквы, которые пишутся после твёрдых согласных звуков: а, о, у, э.)
-Какую последнюю букву изучили?
-Буква е не проста, вы сейчас сами в этом убедитесь. Мы познакомимся с особенностями буквы е, узнаем, какие звуки она обозначает в начале слова.
2. - Посмотрите, кто нас встречает!
Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
( Ель)
В слове ель мы Е услышим,
Букву Е мы так напишем:
Ствол и у ствола три ветки.
Букву Е запомним, детки.
3.Работа по учебнику.
- Найдите на рисунке самую маленькую ель. Видите, она стоит одна. Она хочет к подружкам, потому что одной очень скучно, как и вам без друзей. Поможем маленькой ели?
4.И г р а «Малышки-коротышки». Работа в парах- найти и подчеркнуть слово «ель».
-Буква Е имеет секреты. Хотите узнать эти секреты? Тогда будьте очень внимательны.
– Сколько слогов в слове ели? (Два. Е-ли.)
– Произнесите первый слог протяжно. ( [й’э])
– Сколько звуков вы слышите?( Мы слышим 2 звука.)
– Назовите первый звук. (Звук [й’])
– Назовите второй звук. (Звук [э])
– Какой можно сделать вывод? (Буква Е обозначает 2 звука.)
– Посмотрите, в какой части слова находится буква Е, и уточните, в каком случае она обозначает 2 звука. (Если находится в начале слова.)
– Произнесите второй слог. Из чего он состоит? (Из слияния мягкого согласного с гласным.)
– Вернемся к схеме этого слова. Сколько звуков и букв в слове «ели»? ( В слове «ели» 4 звука, 3 буквы. Букв на одну меньше, чем звуков, так как два звука й э обозначаются буквой е).
[Й] – согласный, мягкий
[э] – гласный
[л]– согласный, звонкий, мягкий
[и] – гласный
– Итак, что мы будем изучать на уроке? (Изучать букву е, которая обозначает два звука в начале слова).
- Ребята, маленькая ель не очень хорошо запомнила, какие звуки есть в слове ели. Поможем ей?
Игра « Живые звуки»
- Назовите 1 звук в слове ели:
й – зелёная фишка.
2 звук – красная.
3 звук – зелёная
4 звук – красная
-Звуки, встаньте по порядку, чтобы получилось слово «ели». Возьмитесь за руки 1 и 2 звуки -буква е. Видите, как звуки дружат! Назовите свой звук.
5.Физминутка «Елочка».
6. Первичное закрепление изученного материала.
Догадайтесь, какое это слово, если первая буква в нём не ё, а е.
(Ежата)
- Догадались, кого встретили?
Под цветком ежиха- мать
Принялась ежат купать.
Кап-кап капает роса
На мордашки , на глаза.
Не поймёт ежиха-мать:
Как им спинки отмывать?
И ежата день – другой
Ходят с грязною спиной
Хоть сиди и месяц жди,
Чтоб закапали дожди.
Радуйтесь, что вы, ребята,
Не колючие ежата!
Выложим его из букв и цветных фишек.
(звуки й э обозначают букву е)
3 звук – ж твёрдый согл. Обозначим синей фишкой.
4 звук - а гласный пишем букву а
5 звук – т твёрдый согл. обозначим синей фишкой
6 звук – а гласный. Пишем букву а
Ежата провожают нас.
IV. Закрепление.
1. Работа по учебнику. Игра «Продолжи цепочку слов».
-Что изображено первым? (карандаш)
- На какой звук обратим внимание в слове? Посмотрите на схемы. (Последний звук ш)
-Что изображено вторым? (шкаф)
-Назовите первый звук. (ш)
-Слово «шкаф» начинается с последнего звука в предыдущем слове.
2. Обозначает два звука в начале слова или после другой гласной буквы.)
3. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
V. Итоги.
-Какие хитрости буквы Е вы узнали сегодня?
(Если буква Е стоит в начале слова или после гласной - слышим 2 звука, а пишем 1 букву. А после согласных букв обозначает мягкость согласного и имеет звук "Э".)
– Когда буква “е” обозначает два звука?
– Какую роль выполняет буква “е” в слове после согласного?
– Какие задания были самыми интересными на ваш взгляд?
– Какие задания вызвали у вас затруднения?
VI. Словесное оценивание.
-Ребята, Емеля прошептал мне на ушко, как вы сегодня работали…
- Покажите каждый свое солнышко. В классе стало еще светлее!