kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по обучению грамоте «Буква Е в начале слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цели : организовать работу по ознакомлению с обозначением буквы е в  начале слова; научить акцентированному произнесению звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; выполнять звуковой анализ слов «ели», «ежевика» и «ежата»; создать условия для развития фонематического слуха и культуры произношения, мышления, речи учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обучению грамоте «Буква Е в начале слова»»

Урок обучения грамоте в 1 классе

Тема: «Буква Е в начале слова».


Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с обозначением буквы е в начале слова; научить акцентированному произнесению звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; выполнять звуковой анализ слов «ели», «ежевика» и «ежата»; создать условия для развития фонематического слуха и культуры произношения, мышления, речи учащихся.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знать обозначение буквы е в начале слова, уметь произносить звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов; выполнять звуковой анализ слов «ели», «ежевика», «ежата».

Метапредметные:

Познавательные: соотнесение звуковых моделей со словами-названиями картинок, построение звуковых цепочек.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свое действие, понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважать мнение других.



Оборудование:   ноутбук, проектор, экран, физминутка «Елочка», иллюстрации: Емеля, ежевика, ели, ежата, енот; схемы; карточки для индивидуальной работы и работы в парах; фишки зелёного, синего и красного цвета, учебник «Букварь» (авт.Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова).



ХОД УРОКА:



I. Организационный момент. Настрой на урок:

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Чтобы правильно читать.

И г р а   «Кто внимательный?».

1. Отгадайте имя по первым звукам названий предметов (иллюстрации- ель, мяч, ежевика, лимон, яблоко).

-Это наш гость. Кто его узнал? (Емеля)

-А из какой он сказки?

(«По щучьему велению»).

-Как вы думаете, почему именно он решил нас навестить?

(имя начинается с буквы Е).

-Емеля будет наблюдать за вами весь урок и в конце скажет, кто же лучше вёл себя, кто был активнее и старательнее всех.


Аутотренинг (самовнушение).

Ученики закрывают глаза и повторяют «Я всё смогу, у меня всё получится».

2. Актуализация знаний. Игра «Я-учитель».

Опрос правил:

-Какая бывает речь?

-Что такое устная речь? Письменная речь?

-Из чего состоит наша речь? Предложение? Слово?

-Какие бывают звуки и буквы?

-Что знаем о гласных звуках?

-Какие гласные буквы обозначают мягкость предшествующего согласного звука?

-Какие гласные буквы обозначают твердость предшествующего согласного звука?

-Что знаем о согласных звуках?

-На какие две группы делятся согласные звуки?

-Из чего состоят звонкие согласные? Глухие?

-Назовите всегда мягкие согласные звуки.

-Назовите всегда твердые согласные звуки.

-Для чего мы изучаем звуки и буквы? (чтобы уметь читать и писать слова с этими буквами, правильно говорить)

-Т.е. применять полученные знания на практике.

Произнесем чистоговорку.


У ежа ежата,

У ужа – ужата.

-А где водятся ежата? (в лесу)

II. Постановка учебной задачи. «Открытие» детьми  нового.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Хотите побывать в лесу? Тогда идём! Только кто же ходит в лес без лукошка?

( Словарная работа:  лукошко –  ручная корзина из прутьев.)

В лес пускают без билета.

Там грибов, плодов и ягод

Наберёшь в лукошко на год.

-Беседа о правилах поведения в лесу.

Игра « Собери буквы в лукошко»

(одна корзина зелёного цвета, другая – синего.)

- Лес, ребята, волшебный, поэтому мы будем собирать не грибы, а буквы.

Проверка: ( в зелёном лукошке – буквы, которые пишутся после мягких согласных звуков: я , ю , ё, е.; в синем – буквы, которые пишутся после твёрдых согласных звуков: а, о, у, э.)

-Какую последнюю букву изучили?

-Буква е не проста, вы сейчас сами в этом убедитесь. Мы познакомимся с особенностями буквы е, узнаем, какие звуки она обозначает в начале слова.

2.  - Посмотрите, кто нас встречает!

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

( Ель)

В слове ель мы Е услышим,

Букву Е мы так напишем:

Ствол и у ствола три ветки.

Букву Е запомним, детки. 

3.Работа по учебнику.

- Найдите на рисунке самую маленькую ель. Видите, она стоит одна. Она хочет к подружкам, потому что одной очень скучно, как и вам без друзей. Поможем маленькой ели?

4. И г р а  «Малышки-коротышки». Работа в парах- найти и подчеркнуть слово «ель».

Мы – малышки-коротышки

Будем рады, если ты

Поразмыслишь и отыщешь

И начала, и хвосты.

Ель мель, тоннель, вермишель, шинель, понедельник, вельвет, апельсин, щель, шмель, дрель, цель, тельняшка, бельё, постель, сельдь, пельмени, газель, мельник, стелька.

- Вот сколько елей получилось!


2.Звуковой анализ слова « ели».

– Произведем звуко-буквенный анализ слова ЕЛИ.

-Буква Е  имеет секреты.  Хотите  узнать  эти  секреты? Тогда  будьте  очень  внимательны.

– Сколько слогов в слове ели? (Два. Е-ли.)

– Произнесите первый слог протяжно. ( [й’э])

– Сколько звуков вы слышите?( Мы слышим 2 звука.)

– Назовите первый звук. (Звук  [й’])

– Назовите второй звук. (Звук  [э])

– Какой можно сделать вывод? (Буква  Е обозначает 2 звука.)

– Посмотрите, в какой части слова находится буква  Е, и уточните, в каком случае она обозначает 2 звука. (Если находится в начале слова.)

– Произнесите второй слог. Из чего он состоит? (Из слияния мягкого согласного с гласным.)

– Вернемся к схеме этого слова. Сколько звуков и букв в слове «ели»? ( В слове «ели» 4 звука, 3 буквы. Букв на одну меньше, чем звуков, так как два звука й э обозначаются буквой е).


[Й] – согласный, мягкий

[э] – гласный

[л]– согласный, звонкий, мягкий

[и] – гласный

– Итак, что мы будем изучать на уроке? (Изучать букву е, которая обозначает два звука в начале слова).

- Ребята, маленькая ель не очень хорошо запомнила, какие звуки есть в слове ели. Поможем ей?

Игра « Живые звуки»

- Назовите 1 звук в слове ели:

й – зелёная фишка.

2 звук – красная.

3 звук – зелёная

4 звук – красная

-Звуки, встаньте по порядку, чтобы получилось слово «ели». Возьмитесь за руки 1 и 2 звуки -буква е. Видите, как звуки дружат! Назовите свой звук.


5.Физминутка «Елочка».

6. Первичное закрепление изученного  материала.

Догадайтесь, какое это слово, если первая буква в нём не ё, а е.

(Ежата)

- Догадались, кого встретили?

Под цветком ежиха- мать

Принялась ежат купать.

Кап-кап капает роса

На мордашки , на глаза.

Не поймёт ежиха-мать:

Как им спинки отмывать?

И ежата день – другой

Ходят с грязною спиной

Хоть сиди и месяц жди,

Чтоб закапали дожди.

Радуйтесь, что вы, ребята,

Не колючие ежата!


Выложим его из букв и цветных фишек.

(звуки й э обозначают букву е)

3 звук – ж  твёрдый согл. Обозначим синей фишкой.

4 звук -  а  гласный пишем букву а

5 звук – т  твёрдый согл. обозначим синей фишкой

6 звук – а  гласный. Пишем букву а

Ежата провожают нас.

IV. Закрепление.

1. Работа по учебнику. Игра «Продолжи цепочку слов».

-Что изображено первым? (карандаш)

- На какой звук обратим внимание в слове? Посмотрите на схемы. (Последний звук ш)

-Что изображено вторым? (шкаф)

-Назовите первый звук. (ш)

-Слово «шкаф» начинается с последнего звука в предыдущем слове.

(Составить цепочку слов)

Например: кот-топор- ракета-автобус- сом-мак-крокодил-лук-ключ-чайник-куст.

2. Работа по карточкам –определить количество букв и звуков в словах «ракета» и «ежевика».

-Давайте с вами сделаем звуковой анализ слова «ракета».

– Произнесите хором слово ракета по слогам.

Д.  Ра-ке-та.

– Сколько слогов в этом слове?

Д. Три.

– Произнесите первый слог протяжно.

- Произнесите второй слог протяжно.

Д.   к [э]

-Какой гласный звук мы слышим после второго согласного?

Д. После второго согласного звука К  мы слышим звук [э]

-Сколько звуков во втором слоге?

Д. Во 2 слоге 2 звука.

-Сколько звуков в третьем слоге?

Д. В 3 слоге 2 звука.

-Сколько всего звуков? Сколько букв?

Д. В слове ракета  6 звуков и 6 букв.

-Правильно, теперь нам можно сделать вывод:

Если буква Е стоит после согласного, то обозначает 1 звук  Э и смягчает согласный звук.

-Сделаем звуковой анализ слова «ежевика».

-Почему звуков больше, чем букв?

Вывод: В чем особенность буквы «Е»?

( 1. Показатель мягкости предшествующего согласного звука.

2. Обозначает два звука в начале слова или после другой гласной буквы.)

3.  Самостоятельная работа с проверкой в классе.

V. Итоги.

-Какие хитрости буквы Е вы узнали сегодня?

(Если буква Е стоит в начале слова  или после гласной - слышим 2 звука, а пишем 1 букву. А после согласных букв обозначает мягкость согласного и имеет звук "Э".)



– Когда буква “е” обозначает два звука?

– Какую роль выполняет буква “е” в слове после согласного?

– Какие задания были самыми интересными на ваш взгляд?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?

VI. Словесное оценивание.

-Ребята, Емеля прошептал мне на ушко, как вы сегодня работали…

- Покажите каждый свое солнышко. В классе стало еще светлее!

– Молодцы, ребята. Приятно порадовали …….

– Спасибо за урок!





















ПРИЛОЖЕНИЕ


1. Мягкость предшествующего согласного звука

2. Два звука в начале слова.




У ежа ежата,

У ужа ужата.

Карточка _______________________________


а я е у

э ё ю о

________________________________________________________





е л и







е н о т

______________________________________________________




Карточка _______________________________


а я е у

э ё ю о

________________________________________________________





е л и












е н о т

______________________________________________________

















е ж е в и к а

______________ б.

_________ зв.











р а к е т а

_____________ б.

________ зв.



Ель мель, тоннель, вермишель, шинель, понедельник, вельвет, апельсин, щель, шмель, дрель, цель, тельняшка, бельё, постель, сельдь, пельмени, газель, мельник, стелька.

_____________________________________

Ель мель, тоннель, вермишель, шинель, понедельник, вельвет, апельсин, щель, шмель, дрель, цель, тельняшка, бельё, постель, сельдь, пельмени, газель, мельник, стелька.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по обучению грамоте «Буква Е в начале слова»

Автор: Загинайло Наталья Николаевна

Дата: 24.12.2016

Номер свидетельства: 373065

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока обучения грамоте. Тема урока:  «Гласные звуки и буквы» (УМК « Система Л.В.Занкова») "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-tiema-uroka-glasnyie-zvuki-i-bukvy-umk-sistiema-l-v-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "172882"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423895300"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока обучения грамоте по теме: "Звуки [б], [б’]  буквы Б, б, Роль фонемы в образовании слов." "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-po-tiemie-zvuki-b-b-bukvy-b-b-rol-foniemy-v-obrazovanii-slov"
    ["file_id"] => string(6) "125996"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415104964"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока обучения грамоте "Звук и, буквы И,и" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-zvuk-i-bukvy-i-i"
    ["file_id"] => string(6) "140977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418046321"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Урок обучения грамоте в 1 классе на тему "Заглавная буква М в начале предложения,в именах собственных" с презентацией "
    ["seo_title"] => string(138) "urok-obuchieniia-ghramotie-v-1-klassie-na-tiemu-zaghlavnaia-bukva-m-v-nachalie-priedlozhieniia-v-imienakh-sobstviennykh-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "110183"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405670112"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока обучения грамоте "Дифференциация букв Д, д – Т, т" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-diffierientsiatsiia-bukv-d-d-t-t"
    ["file_id"] => string(6) "102894"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402558303"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства