- учить детей формулировать проблему, выдвигая гипотезы, и находить правильное решение.
3. Воспитательные:
- формировать навыки общения в;
- мотивировать к изучению математики.
УУД, формируемые на уроке:
- личностные: развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу, сравнивать свою работу с эталоном, самооценивание;
- коммуникативные: планировать совместную деятельность, сотрудничать в поиске и сборе информации, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- познавательные: находить пути выхода из проблемной ситуации, выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- регулятивные: контролировать свою деятельность, составлять план и последовательность действий, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Оборудование и технические средства обучения: презентация, интерактивная доска, разные сосуды литровой емкости, стакан, баночка, кружка, ведро с водой.
Наглядные пособия: схема плана работы на уроке,схема для актуализации знаний, план определения действий.
Ключевые слова: вместимость, литр.
Рабочие материалы для обучающихся: сосуды для измерения разной ёмкости: трёхлитровые банки, разные сосуды литровой ёмкости (бутылки, коробка из-под сока и др.), разные мерки, карточки для самостоятельной работы, карточки для самооценки «Мои успехи», сигнальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали,
Хорошо ли мы умеем
И считать, и отвечать.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
II. Актуализация знаний
(На доске схемы. Учитель задаёт вопросы по схемам, учащиеся называют решение задач.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске схема)
- Рассмотрите схему. Прочитайте слова в прямоугольниках.
Вкус
Цвет
Величины
Кубик
Длина
?
Форма
Масса
- Какое слово лишнее?
- Почему?
Убираем лишнее слово.
- Поработаем с оставшимися словами. Я прочитаю предложения, а вы назовите свойство, о котором шла речь.
Красная полоска длинная, а желтая короткая.
Лимон кислый, а яблоко сладкое.
У Саши голубая кофта, а у Лены зеленая.
Стол прямоугольный, а зеркало круглое.
Медведь тяжелый, а заяц лёгкий.
Ведро полное, а бочка пустая
- Какие из этих свойств можно измерять? (Длину, массу)
- В чем мы научились измерять массу на прошлом уроке?
- Соединим эти свойства со словом в овале стрелочкой. Как они называются? (Величины)
- Как вы думаете, почему здесь одна карточка со знаком вопроса?
(здесь спрятана еще одна величина с которой нам нужно познакомиться)
- Кто уже догадался, что это за величина?
- Что еще мы не умеем измерять?
- Хорошо, я вам сейчас помогу догадаться!
IV. Работа по теме урока
Целеполагание и мотивация
Практическая работа ниже
(Учитель берет в руки стакан с водой)
– Что у меня в стакане? (вода)
– Какая она? (жидкая, потому что растекается)
- Приведите мне примеры жидкостей, какие вы знаете.
- Представьте, что случиться, если стакан, вдруг, исчезнет? (Вода упадет на пол (разольётся))
– Как вы думаете, что необходимо для жидкости, чтобы она не растекалась? (емкости)
Практическая работа
– Приведите примеры емкостей.
- Молодцы!
- Посмотрите, у меня на столе ёмкости разной формы и в них вода.
- Как вы думаете в какую из этих ёмкостей воды вместилось больше (меньше)?
- Можем ли мы дать однозначный, правильный ответ? (нет)
- Почему? (Мы определяем количество воды на глаз, а точно измерить не можем)
- Как вы думаете какая может быть тема нашего сегодняшнего урока?
- Как вы думаете, что нового мы должны узнать на уроке?
- Чему мы должны научиться на уроке?
- Как же определить точно?
- Давайте измерим ёмкости, наливая в них воду литровыми банками.
(2 ученика возле доски) (Девочки считают за девочкой, мальчики за мальчиком)
- У кого какой результат получился?
- Какой можно сделать вывод?
- Кажется, что емкости по размеру разные, а вмещают одинаковое количество воды. (Вместимость емкости (Объем) не зависит от ее формы)
- А теперь, я вам предлагаю наполнить эти ёмкости любой из этих мерок.
(Дети выбирают разные мерки и наполняют ёмкости водой)
Разрешаем проблемную ситуацию.
- Ребята, что же у нас получилось?
- Получается, что кастрюля и банка сначала вмещали одинаковое количество воды, а теперь - разное. Почему так произошло?
- Что надо делать, чтобы определить вместимость сосудов?
- Когда мы правильно измеряли вместимость в первый раз или во второй?
Измерять одинаковой меркой, а не разной. В первый раз
- Может быть кто-нибудь знает, как называется единая мерка измерения объема?
- Измеряют вместимость сосудов литрами - единой международной единицей.
Где вы встречали эту единицу измерения?
В магазине, на автозаправке.
- Какие ещё бывают ёмкости вместимостью 1 литр?
У каждого на столе картинки с ёмкостями, нужно выбрать объемом 1 л.
(Коллективная проверка на мультимедийной доске)
- Найдите и покажите ёмкости вместимостью 1 литр.
Показ различных сосудов вместимостью 1 литр: мензурка, бутылка, кружка, коробка.
- Сколько же литров вмещает наша банка?
3 литра.
- Посмотрите, как это надо записывать: 3 л.
V. Физминутка
- Я буду показывать вам карточки с разными единицами измерения, если число на карточке обозначает массу, то вы должны попрыгать, обозначает длину - вы шагаете, а если обозначает объём, то вы приседаете.
Будьте внимательны!
4 см, 8кг, 5л, Зсм, 7кг, 9см, 1л, 6кг, 2л.
VI. Закрепление изученного материала
Практическая работа.
(Детям раздаются листы с заданиями. Учащиеся выполняют задания в парах, а затем коллективная проверка) 1. Налей воду в стакан до краёв и перелей в чашку. Что ты замечаешь? Сравни по объёму чашку и стакан. Сделай записи.
Ч С С Ч
2. Всегда ли для сравнения по объёму необходимо переливание? Сравни по объёму банки а и б.
б
а
Решение задачи на смекалку в парах.
В одну банку входит З л. воды, а в другую – 1 л. Как с их помощью отмерить 4 л?
Как отмерить 2 л?
- Кто сможет наглядно показать как это сделать?
VII. Рефлексия
Шарики успеха
- Что выяснили на уроке?
- Что узнали?
- Что научились делать?
- Что было интересно на уроке?
- Что понравилось на уроке?
Ваза с «водой»
- Ребята у вас на парте капельки разного цвета.
- Давайте наполним нашу вазу водой.
- Если сейчас у вас хорошее настроение и на уроке все было понятно, то возьмите голубую капельку и прикрепите к вазе.
- Если у вас сейчас хорошее настроение, но что-то осталось для вас непонятным, то возьмите синюю капельку и прикрепите к вазе.
- Если у вас сейчас плохое настроение, и вы ничего не поняли на уроке, то возьмите чёрную капельку и прикрепите к вазе.
- Наш урок подошел к концу. Спасибо ребята, вы хорошо работали.
Налей воду в стакан до краёв и перелей в чашку. Что ты замечаешь? Сравни по объёму чашку и стакан. Сделай записи.
С
Ч
Ч
С
Всегда ли для сравнения по объёму необходимо переливание? Сравни по объёму банки а и б.
б
а
б
б
а
а
а □б
а □б
а □б
Решение задачи на смекалку в парах.
В одну банку входит З л. воды, а в другую – 1 л. Как с их помощью отмерить 4 л?
Как отмерить 2 л?
а
Налей воду в стакан до краёв и перелей в чашку. Что ты замечаешь? Сравни по объёму чашку и стакан. Сделай записи.
С
Ч
Ч
С
Всегда ли для сравнения по объёму необходимо переливание? Сравни по объёму банки а и б.
б
а
б
б
а
а
а □б
а □б
а □б
Решение задачи на смекалку в парах.
В одну банку входит З л. воды, а в другую – 1 л. Как с их помощью отмерить 4 л?