Просмотр содержимого документа
«конспект урока по культуре Башкортостана 3 класс»
Урок культуры Башкортостана по теме:
«Рами Гарипов. Курай» 3 класс
Тема: Рами Гарипов. Курай.
Цели:
1. Продолжить знакомство с творчеством Р. Гарипова.
Познакомить с содержанием произведения.
2. Познакомить и историей возникновения курая и его ролью в жизни башкирского народа.
3. Воспитывать интерес к историческому прошлому башкирского народа.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
1. Игра “Буквы рассыпались”.
На доске буквы К Р А Й У. Составить всевозможные слова с этими буквами
(РАЙ, КРАЙ, КУРАЙ)
Учитель. Какое слово самое короткое?
Дети. Рай.
Учитель. Какое слово самое длинное?
Дети. Курай.
Учитель. Сегодня мы с вами на уроке продолжим знакомство с произведениями Рами Гарипова, его стихотворением «Курай», послушаем мелодию курая.
III. Проверка домашнего задания.
- Мы с вами на прошлом уроке начали изучение творчества известного башкирского поэта Рами Ягафаровича Гарипова. Что вы знаете о его жизни и творчестве?
(Дети рассказывают о творчестве Рами Гарипова по материалу учебника и доп. материалу).
-В каком районе находится его родное село Аркаул? (Дети показывают на карте)
-Чем прославился Салаватский район? Напомним, что Рами Гарипов родился 12 февраля 1932 года в деревне Аркаул Салаватского района Башкортостана. Стихи начал писать еще в школьные годы. В 1955 году окончил Литературный институт имени М.Горького. Работал в редакциях газет и журналов, Башкирском книжном издательстве. Много занимался литературными переводами. При жизни поэта вышло восемь его книг. Умер он очень рано — в возрасте 45 лет. В 1988 году его творчество было удостоено премии имени Салавата Юлаева. В 1992 году Рами Гарипову было присвоено звание народного поэта Башкортостана.
(Материал для учителя)
Говорят, что одним из признаков по-настоящему хороших стихов является то, что они представляют ценность не только для узкого круга любителей поэзии, — их читают, ими интересуются, их любят даже те, кто стихов обычно не читает. Замечательным примером поэта, который писал именно такие стихи, был Рами Ягафарович Гарипов. В чем секрет успеха его стихов? Что обращает к поэту глубокую любовь читателя? Первое, на что обращаешь внимание при чтении даже ранних гариповских стихов, — это талантливость. Эта талантливость настолько очевидна, что её не нужно специально выискивать. Мы видим, что иначе, не стихами поэт не может говорить. Ему совершенно не нужна театральная поза, ибо, как показывает житейский и литературный опыт, гениальничают, становятся на ходули особенно охотно и умело посредственности. Гарипов же родился с талантом на всю жизнь, он мог всегда, во всех проявлениях своей широкой души оставаться самим собой. Никому из его современников не удавалось так счастливо сочетать рациональное и интуитивное. В этом гармоническом единении — красота и сила поэзии Гарипова. Попав в мир его стихов, читатель ощущает себя как в родном доме, где все близко, дорого, знакомо и где всегда можно быть таким, каков ты есть. Поэтическая речь Гарипова течет свободно, очень естественно, без всякого нажима. Она лишена той внешней поэтической условности или даже вычурности, которая у некоторых поэтов превращает стихи в нечто надуманное, ненастоящее, чему плохо верится и что плохо воспринимается. В то же время речь Гарипова на редкость точна, красочна, глубока и поэтична в самом высоком смысле. И не удивительно, что она доходит до сердца каждого, что читатель не может остаться равнодушным к ней. Дело даже не в ясности и завершенности формы его стихов, поражающих содержательной глубиной. Рами Гарипов, как, пожалуй, никто, был мастером философского подтекста, передающего мироощущение личности, погруженной в размышление о том, что важно для всех. Первостепенное значение имеет для нас, читателей, также образ поэта, стоящий за строками, отпечаток незаурядного, сильного, смелого, своеобразного душевного строя, проявляющегося в его стихах. Всегда интересно оглянуться и увидеть, как начинался путь художника, где истоки того, что дало широту, мощь, глубину его творчеству. Биография поэта — в его стихах. Но читателю всегда интересно узнать, как соотносятся житейские факты с литературно-эстетическими, насколько слово поэта является и делом его жизни. Чтобы лучше понять поэта, надо побывать на его родине. Это давнее изречение вспоминаешь всякий раз, когда приходится посещать места, неразрывно связанные с именами великих художников. Рами Гарипов родился и вырос на Юрюзани — в селе Аркаулово, в краю гор и лесов, березовых перелесков и журавлиных стай. На всю жизнь сохранились в душе поэта бескрайние юрюзанские просторы, вереницы плотов на реке, цветущие весной деревенские сады. «Отсюда, — вспомнит позднее Рами Ягафарович, — пошли мои первые представления о башкирской земле, как о мире, о башкирском народе — как о человеке. Именно здесь, среди милой моему сердцу башкирской природы, я ощутил необоримое стремление сделать добро людям, послужить родному искусству. Я никогда не стал бы поэтом, если бы с детства не полюбились мне шум леса, журчание родников, чудесная Юрюзань, раздольные и душевные башкирские народные песни». Благословенна река Юрюзань, что течет под Аркауловом, — её воды вспоили великого поэта земли башкирской! Благословенны леса Каратау, чей зеленый шум навеял столько стихов Гарипову! Благословенны окрестные просторы, где каждая лужайка дышит поэзией! Родная деревня одарила поэта запасом неисчерпаемых духовных сил, которого вдосталь хватило ему на всех житейских и литературных дорогах. Литературная судьба Рами Гарипова — судьба поколения, родившегося в начале тридцатых годов прошлого столетия. Как и многие, он мог бы сказать: «Я рос в деревне...» После окончания семи классов в родной деревне Гарипов поехал в Уфу, чтобы получить среднее образование в Республиканской башкирской школе-интернате № 9. Годы, проведенные здесь, стали для него решающими в определении жизненного пути. Подросток много читал, увлекался такими дисциплинами, как история, литература, география. Но на первое место вышла фантазия, — с ней поэт больше никогда не расставался. Ученический литературный кружок периодически выпускал стенгазету, в которой Гарипов принимал самое деятельное участие, публикуя первые опыты в стихах и прозе. Среди юных стихотворцев, разумеется, возникали литературные споры. «Критикуя опыты своих друзей, — вспоминал Гарипов, — я говорил, что настоящие стихи должны быть весомы, как у Б.Бикбая, звучны, как у Ш.Бабича, искренни и задушевны, как у Г.Саляма. Про себя я был убежден, что добьюсь такого сочетания». Как видим, перед нами — законченная эстетическая программа, говорящая о незаурядной начитанности деревенского юноши, о его художественном вкусе и о том идеале поэзии, к которому он всю жизнь стремился. В школе-интернате № 9 подобрался редкостно удачный состав учителей. Счастливой и плодотворной для юного Гарипова была встреча с Марьям Гильметдиновной Гималовой — учительницей башкирского языка и литературы. Она первая разглядела в нем будущего мастера, поверила в него. Но главное, пожалуй, состояло в том, что Марьям Гильметдиновна как человек и учёный была крепко, пожизненно больна Башкортостаном. Она и окропила Гарипова живой водой творчества.
Чтение учащимися наизусть стихотворения «Жаворонок» и стих-я «Когда лечу…»
IV. Подготовка к восприятию
Учитель: Очень любил поэт свою родину, свою семью, свою маму. Есть у него прекрасное стихотворение, посвященное матери. А его стихотворение «Курай» навеяно нежностью и большой любовью к своему родному краю.
А что вы знаете об этом национальном инструменте?
(Учитель знакомит с историей возникновения курая)
В отличие от других национальных инструментов Курай особенно прочно вошел в непростую жизнь народа, в его судьбу, стал как бы его голосом, оружием. Он и сегодня почитаемый и популярный инструмент. В его интонациях слышатся и страдания народа, и его победный клич, и топот лошадей. Мелодии курая не только воспроизведение прошлого, но средство, помогающее рассеять горе, утешение для души.
- Что вы знаете о создании курая? Где он растет? Из чего его делают?
(Просмотр кадров видеофильма о курае).
Курай стал символом Башкортостана. Где в настоящее время мы видим его изображение? (На гербе, флаге)
Учитель: Кураю даже поставлен памятник. Есть в Баймаке гора по названию Тагажман. И вот на этой горе Байрамгулов Мидхат, бывший учитель, художник, не получивший специального образования, в настоящее время – директор музея , решил поставит памятник Кураю. Причиной создания такого памятника было то, что в этих краях родилось и выросло много выдающихся кураистов. Он установил на горе в вертикальном положении трубу. Сверху этой трубы установил венец из 19 лепестков. Как он говорит, из этих мест вышло 19 кураистов. (Рисунок 1памятника)
V. Словарная работа
Журавушка – башкирская народная песня «Журавлиная песнь»
Кахым-туря – имя легендарного башкирского полководца в Отечественной войне 1812 года
Караван – Сарай – исторический памятник в г. Оренбурге (рис. 2).
Урал, Салават, Салима, Зульхиза – народные песни с одноименными названиями.
Буренушка – название песни. По вершинам Уральских гор проходит тропа, которая, не пересекая ни одну реку, протягивается с севера на юг Башкортостана до южных степей.
VI. Чтение стихотворения учителем (под мелодию курая).
VII. Повторное чтение учащимися.
VIII. Работа над выразительностью.
IX. Итог урока. Домашнее задание: выучить любой отрывок, нарисовать иллюстрацию к стихам Рами Гарипова
Приложение
рис 1
рис 2
К А Р Т О Ч К А А В Т О Р А
Фамилия Самохвалова
Имя Галина
Отчество Тимофеевна
Должность и место работы_учитель начальных классов
МБОУ СОШ д. Воскресенское муниципального района
Кугарчинский район
Республики Башкортостан
Паспортные данные
Серия_80 01 № 250105
Когда, кем и где выдан Кугарчинским РОВД Респ. Башкортостан